Файл: Стиль воспитания в семье и тревожность детей в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А. М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных: - с процессом обучения - учебная тревожность;

- с представлениями о себе - самооценочная тревожность;

- с общением - межличностная тревожность.

Помимо разновидностей тревожности, рассматриваются и её уровневое строение. И. В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий нужен для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме. Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный. Тревожность как психологическая особенность может иметь многообразные формы.

По словам А. М. Прихожан, под формой тревожности воспринимается сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности. Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность. Закрытые (замаскированные) формы тревожности она назвала «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; лень; лживость; апатия; мечтательность. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Исследования В. В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности. Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, зачастую двойственную, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение - приневротического характера, с очевидными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. У него присутствуют: свойственная нерешительность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.

2 Возрастные особенности тревожности дошкольников

Дошкольный возраст - это наиважнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в данный период происходит созревание и улучшение жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера[2]1.

В настоящее время господствует точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (качество нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов.


Как писали Ж. М. Глозман и В. В. Зоткина: «Структурные изменения личности формируются не сразу, а понемножку, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги».

А.И. Захаров считает, что тревога зарождается в раннем детском возрасте и при неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный навык) тревога перерастает в тревожность, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера; и происходит это в старшем дошкольном возрасте.

А. О. Прохоров представлял процесс образования тревожности в три этапа.

На первом этапе происходит ее зарождение.

2-й этап характеризуется выраженностью тревожности и ее закреплением в определенной деятельности и поведении.

На третьем этапе сформированное новообразование приобретает характер свойства личности.

А. М. Прихожан говорит о том, что тревожность в дошкольном возрасте может быть устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении довольно долгого периода времени. Она может иметь собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях[3]1.

Исследуя причины тревожности детей дошкольного возраста, исследователи часто отмечают важность опыта детско-родительских отношений.

Наравне с важным опытом детско-родительских отношений в семье, в ребенке, начинающем посещать детский сад, и после этого школу, гораздо расширяется спектр контактов, что, бесспорно, отражается на его эмоционально-личностной сфере, общем развитии.

Говоря о возрастных особенностях тревожности дошкольников Либин А. В. замечает, что это состояние может быть вызвано изменениями в условиях жизни, обычной деятельности, нарушением динамического стереотипа, может провоцироваться действием раздражителя, который условно связан с проблемой, опасностью, и иногда вызывается антиципацией воображаемой неприятности либо опасности. Может также порождаться отсрочкой, задержкой в появлении ожидаемого объекта либо действия (чаще при отсрочке чего-либо приятного.)

Некоторые психологи (Л.С. Выготский. С. Холл, Э. Эриксон и др.) объединяют высокое беспокойство с кризисом развития.

У детей младшего дошкольного возраста тревожность - необычное явление и, носит не выраженный характер. Ребенок чем более старше, тем определеннее, реалистичнее его тревоги. Если маленькие дети будут взволнованы неестественными монстрами, прорывающимися к ним через порог подсознания, то старшие дошкольники будут волноваться ситуацией, связанной с насилием, ожиданием, насмешками.


К признакам тревожности в поведенческих проявлениях и психофизиологических реакциях дошкольников ряд авторов относят патологические повадки, которые могут появиться в любом возрасте после 2-х лет и иметь разные формы. Они усиливаются, если ребенок нервничает.

А.М Прихожан отмечает признаки тревоги в стрессогенных обстановках у детей шести - семи лет в поведенческих проявлениях, физиологических реакциях, физиологических признаках, переживаниях, чувствах[4]1.

Какую тревогу будет испытывать человек чаще - во многих отношениях зависит от стиля воспитания в семье. Если родители всегда будут пытаться убедить ребенка его беспомощности в будущем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если, родители настраивали ребенка достигать успеха посредством преодоления препятствий, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

В то же время необходимо разграничивать термины «тревожность» и "страх" отчетливо. Понятие "страх" рассматривают как определенную эмоцию. Тревога состоит из ряда эмоций, одним из компонентов которой и является страх.

Эмоция страха испытана людьми в любом возрасте, но всякому возрасту присущи свои «возрастные страхи». В два года ребенок боится посещения доктора, и с 3 лет число определенных страхов гораздо уменьшается, и за ними следуют символические страхи, такие как страх перед темнотой, одиночеством.

В 6-7 лет ведущим становится страх своей гибели, а в 7-8 - страх гибели родителей. С 7 до 11 лет ребенок опасается «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепризнанным нормам.

Много авторов предполагают, что одна из причин повышения уровня тревожности дошкольников и младших учеников школы – это нарушение детско-родительских отношений.

Также психологи выявили закономерность: чем выше интеллект у ребенка, тем больше он испытывает страхов.

Так называемое школьное беспокойство начинает формироваться в дошкольном возрасте. Это, как полагают, появляется в результате столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью соответствовать им. И большое число первоклассников волнуется не из-за плохих отметок, а из-за опасности испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

С другой стороны, на практическом уровне (когда речь идет о влиянии состояния тревоги, о саморегуляции этого состояния, о “работе с тревогой”, способах ее преодоления и т.п.) существует согласие.


Таким образом и психоэмоциональные, и соматические проявления тревожности более выражены у детей дошкольного возраста по сравнению со взрослыми. Это явление обусловлено физической и психической незрелостью детей 5-7 лет, и также повышенной восприимчивостью к влияниям окружающей ситуации и напряженных ситуаций.

Психическое здоровье - основа духовного развития ребенка. Рост нервно-психических расстройств у детей и подростков становится заметен.

Подтверждено, что между духовным равновесием и физическим здоровьем там узкая взаимосвязь, а позитивное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Современные условия общества, малоустойчивость в семейных отношениях и ранняя интеллектуализация помогают проявлять нарушения в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют восприимчивость ребенка, увеличивают уровень беспокойства, ведут к невротизации.

Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Тревожность как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим становлению эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. В этом отношении дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и изменением ситуации, особенно опасен.

Несформированность или нарушения эмоционально-волевых особенностей вызывают нарушения интеллектуальных заданий у ребенка, что в свою очередь оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка.

Расстройства детей не только уменьшают умственные возможности, но также могут привести к нарушению поведения, и вызвать явления социальной дезадаптации. Проводимые исследования указывают, что среди умственно отсталых подростков процент различных девиантных форм поведения составляет от 20 до 40%.

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.

Исследования Степанова С. С. позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности[5]1.

Тревожные дети чаще входят в число наименее знаменитых детей группы, потому что они часто неуверенны в себе, замкнуты, необщительны, или напротив, слишком общительны, убедительны. Поводом непопулярности изредка является их безынициативность из-за нерешительности в себе. Следственно эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях.


Результат отсутствия инициативы тревожных детей состоит также в том, что у других детей есть стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка к тенденции избежать общения, появляются внутренние утверждения, связанные со сферой общения, усиливается нерешительность в себе. Одновременно, в результате отсутствия благоприятных отношений со сверстниками возникает состояние напряженности и беспокойства, которые создают или чувство неполноценности и депрессии или агрессии.

Ребенок с низкой популярностью, не веря на сочувствие и поддержку со стороны сверстников, часто становится эгоцентричным. Это плохо в обоих случаях, потому что может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям в целом, мстительности, враждебности, стремлению к уединению.

Рассматривая взаимосвязь тревожности и интеллектуального развития дошкольников, надо заметить, что «увеличенная тревожность может дезорганизовать всякую деятельность)».

А. М. Прихожан полагает, что высокое беспокойство оказывает обычно отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного возраста. В таких детях возможно заметить различие в поведении на занятиях и вне их. «Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим, глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, спешной, так и замедленной, затрудненной. Как правиль, появляется двигательное возбуждение, ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь».

X. Граф, изучая детскую тревожность, также изучал ее воздействие на деятельность,, в частности на игру детей в футбол. Он нашел, что худшие игроки оказались особенно тревожными. В ходе своего исследования X. Граф установил тот факт, что уровень тревожности ребенка связан с родительской опекой, то есть высокая тревожность у ребенка - это итог излишней родительской опеки[6]1.

В исследованиях Е. А. Савиной, Н. А. Шаниной, о связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети частенько ха­рактеризуются низкой самооценкой, «в связи с чем у них воз­никает ожидание неблагополучия со стороны окружающих... Тревожные дети очень эмоциональны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения».)

Вроно Е.М. прямо указывает, что тревожное состояние - показа­тель слабости нервной системы, хаотичности нервных процес­сов. С другой стороны, известно, что если ведущим в становле­нии характера является генетический, конституциональный фактор, то в характере он будет проявляться наравне с социальным влиянием.