Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Развитие антимонопольного законодательства в США и других странах мира).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1970-1980-х гг. английское антимонопольное законодательство, как и многие другие институты гражданского права, подверглось широкомасштабной консолидации, и одновременно совершенствованию и упрощению. Были приняты Закон о честной торговле (1973 г.), Закон об ограничительной торговой практике (1976 г.), Закон о перепродаже товаров (1976 г.), Закон о конкуренции (1980 г.).

Новое законодательство установило более жесткие критерии «монополистических ситуаций», что усилило контроль над монополистической практикой и за антиконкурентной рыночной деятельностью. Например, поставка на рынок не одной трети, а лишь одной четверти какой-либо продукции или товаров.

Против установления ограничительных (монополистических) условий в торговле, а также в сфере услуг, выступает принятое в последние десятилетия законодательство о защите потребителей, т.е. конечных получателей товаров и услуг.

В 1974 г. регулирование вопросов предоставления и использования кредитов были изложены в принятом Законе о потребительском кредите, где предусматривались и другие меры, направленные на защиту прав потребителя. Тем самым было положено начало обширному законодательству, которое привело в Англии к появлению специализированного "права потребителей".

1.3 Эволюция антимонопольного законодательства в странах мира

Начало развития политики антимонопольного регулирования характеризуется как период становления и апробации методов активного вмешательства в конкуренцию на рынке. Антимонопольное регулирование, применяющееся в большинстве стран мира с применением методов воздействия на состояние рынка, чтобы избежать ограничения конкуренции, впервые законодательно было закреплено в Канаде и США [6].

Следующий этап развития антимонопольного законодательства регулирования сопряжен с началом принятия норм, ограничивающих монопольное поведение компаний в некоторых европейских странах. Под политическим давлением США пришлось принять Японии и Германии антимонопольные законы в 1947 г. и в течение последующего десятилетия внести в них значительные коррективы. Поражение и капитуляция этих стран во Второй мировой войне сыграло историческую роль в принятии этих Законов. Суть политики государств-победителей заключалась в демилитаризации экономики Японии и Германии, и как следствие, ее демонополизацию.


Так, в Германии были приняты Правила об отмене картелей, установленные странами-союзниками как мера против высококонцентрированной и милитаризованной экономики. Первоначально антитрестовское законодательство Германии преследовало цель предотвращения злоупотреблений господствующим положением на рынке со стороны крупной производственной компании. Однако в 1965 г. было разрешено создание картеля из небольших фирм, далее – из крупных, мощных фирм-производителей для достижения конкурентных преимуществ на международных рынках при условии не злоупотреблять своей мощью на внутреннем рынке по отношению к мелким фирмам [6].

В 1947 году в Японии под влиянием американского правительства принят Закон «О запрещении частных монополий и обеспечении справедливости торговли», который способствовал роспуску конгломератов, занимавших господствующее положение в экономике страны до 1945 г.

Лучшим примером эффективного международного законодательства о конкуренции является законодательство ЕС. Оно утверждено статьями 85, 86 Римского договора (1957 г.), которые содержат условие о том, что после отмены национальных защитных мер в торговле стран-членов ЕС частные фирмы не станут воздвигать индивидуальные барьеры на пути развития торговли и оказывать влияние на ограничение или нарушение конкуренции на общем рынке. Опыт ЕС прекрасно иллюстрирует эффективное влияние законов о конкуренции на динамику и рост международной торговли и прогресс промышленного развития [6].

В период 1970-1980-х годов регулирование конкуренции антимонопольными органами подчинено главной задаче – недопущению монополизации рынка фирмами. В то же время экономические исследования теории отраслевых рынков и организации промышленности [6] продемонстрировали высокую эффективность функционирования крупных производств на олигополистическом рынке. Успехов в конкурентной борьбе на мировых рынках стали достигать крупнейшие транснациональные компании. В этих условиях в государстве изменились концептуальные подходы в политике антимонопольного регулирования.

В законодательство о конкуренции Германии, Японии, Великобритании, Франции и других стран были внесены существенные поправки, направленные на либеральное отношение к слияниям и поглощениям, способствующим укрупнению компаний. Тезис о том, что эффективное функционирование общества и конкурентное преимущество стран достигается благодаря активной экономической деятельности крупных компаний, нашел свой отклик в либерализации антимонопольного законодательства [7].


Изменение политической карты мира, революционные экономические изменения европейского континента, активность международной интеграции и глобализация экономики формируют принципиально новые экономические и юридические подходы к самой политике антимонопольного регулирования.

Во-первых, после трансформации экономической системы в восточноевропейских странах (Польша, Болгария, Венгрия, Чехия, Румыния и др.) и бывших республиках СССР в этих странах приняты антимонопольные законы и разработаны стратегии конкуренции с самого начала рыночных преобразований в 90-е годы. Во-вторых, в конце двадцатого столетия возрос интерес к политике конкуренции в связи с проявлением глобальная тенденция к упразднению границ, открытию и объединению рынков, поощрению торговли. Активизация мирохозяйственных связей и принципиально новые явления в международном экономическом сотрудничестве (создание Всемирной торговой организации – ВТО) обусловили необходимость принятия законодательства о защите конкуренции на рынках отдельных государств в ключе международных правил торговли. За последние 10 лет практически каждая развитая страна (Германия, Дания, Австрия, Франция, Швеция, Швейцария, Ирландия, Финляндия, Испания, Канада, Австралия) усовершенствовала свое законодательство в области конкуренции. Именно в этот период времени в шестидесяти странах мира были приняты законы о конкуренции, в том числе в двадцати странах Африки, тридцати странах – Латинской Америки. Карибского бассейна, Азии и Океании [6].

В-третьих, центр тяжести от концепции антимонопольного регулирования перенесен в область поддержки и обеспечения конкуренции, недопущения со стороны органов государственной власти административных и межрегиональных барьеров. Именно поэтому в зарубежной экономической и юридической литературе понятие «антимонопольное регулирование (законодательство)» наполнилось новым содержанием и трансформировалось в понятие «конкурентная политика» или «законодательство о конкуренции» [6].

Конференция ООН по промышленности и торговли (ЮНКТАД) в течение последних десяти лет постоянно осуществляет деятельность по разработке комплекса основополагающих понятий о положений, касающихся ограничительной деловой практики в торговле, включая комплекс положений, направленных на недопущение злоупотреблений доминирующим положением компаний на рынке, согласованных действий и сделок, связанных со слияниями и поглощениями, приводящими к изменению структуры рынка. В 1990 г. Межправительственная группа экспертов по законодательству и политике в области конкуренции ЮНКТАД пришла к выводу о том, что необходимо издание «Типового закона о конкуренции», носящего рекомендательный характер, по вопросам ограничительной деловой практики и конкурентной политики. В 1999 г. внесены дополнения и предложения в этот документ с учетом процессов глобализации и последних тенденций в экономической деловой практике. В данном законе предусмотрена версия возможных элементов статей с комментариями [7].


Основными из них являются статьи о контроле за слияниями и приобретениями, соглашениями и согласованными действиями, действиями субъектов, представляющие собой злоупотребление доминирующем положением на рынке [6]. Разработка данного «Типового закона о конкуренции» явилась мощным катализатором принятия, более чем в 50 странах мира, законов о конкуренции только за последнее десятилетие.

Действующие в различных странах мира антимонопольные законы обеспечивают такое состояние рынка, когда «разрыв между идеалом конкуренции и реальностью некоторых форм частного управления не становится опасно широким» [6]. Достижение этой цели строится различными по методам воздействия и характеру регулирования моделями проведения и функционирования законов о конкуренции.

Анализ зарубежных методов антимонопольного регулирования позволил автору разработать следующие методологические подходы к классификации норм антимонопольного регулирования. Рассмотрим более подробно все обозначенные подходы к классификации действующих в мире законодательств.

Законы о конкуренции вмешиваются в три определенные сферы функционирования рынка: структуру экономического рынка, экономическое поведение и экономический результат. На основе методологического подхода «структура – поведение – результат» можно классифицировать существующие в мировой практике законы о конкуренции исходя из того, на что они влияют – на результат рынка (прямое вмешательство) или на экономическое поведение (структуру) – косвенным образом.

Большинство действующих юридических норм наиболее сходны между собой в отношении регулирования поведения, которое обычно выступает как запрещение действий, ограничивающих торговлю, снижающих конкуренцию или злоупотребляющих господствующим положением. В некоторых обстоятельствах многие из этих видов контроля над ограничением конкуренции могут содействовать экономической эффективности, а законы о конкуренции, в общем и целом, призваны уравновешивать ущерб, наносимый конкуренции и повышению эффективности. В этом отношении законы о конкуренции США, Германии и ЕС трактуют ограничения конкуренции по более жестким стандартам, чем другие юридические системы, требуя более веских доказательств того, что ограничения повышают эффективность. В других странах (Швеция, Великобритания) регулирование ограничений торговли менее жесткое, в них об ограничениях судят по целям, например, по уровню занятости в данном регионе, по платежному балансу, а не с точки зрения конкуренции.


Законодательство о конкуренции вмешивается в сделки между корпорациями (обычно при слиянии), когда эти сделки ослабляют независимость конкурирующих поставщиков и повышают уровень концентрации на экономических рынках. До 80-х годов только в Германии и США органы государственной власти активно вмешивались в рыночные структуры, требуя предварительного уведомления о слиянии и запрещая сделки между корпорациями, ведущие к более высокой концентрации на экономических рынках. В остальных случаях рассматриваемые юридические системы не прибегали к эффективному контролю над структурой рынка, исходя из предпосылки, что крупные экономические субъекты способны лучше конкурировать на международных рынках. Однако по мере того, как экономика развивалась и практика свидетельствовала о растущей концентрации промышленности, возникла тенденция к более действенному контролю со стороны правительства над структурой рынка. Именно в этой области законодательства о конкуренции в 80-х годах наблюдались самые быстрые перемены: ЕС, Великобритания, Испания, Франция, Южная Корея и Канада усилили свой надзор и контроль над рыночными структурами [6].

Политика, с помощью которой государство корректирует ситуацию, создавшуюся в результате деятельности монополий или в результате ограничений в торговле через назначение цен или количество производимой продукции, в принципе возможна, но редко применима в странах с рыночной экономикой, поскольку такие меры считаются несовместимыми с убеждением, господствующим во всех рассматриваемых юридических системах, что рынок – лучшее средство для определения цен и количества производимой продукции. США при совершенствовании своих законов о конкуренции редко прибегают к такой политике. Подобные меры применялись в Швеции, Великобритании, Германии и Франции, допустимы они в Японии, Корее, ЕС [4, 5].

При германской и американской системах, которые послужили образцами антитрестовского законодательства и управления для остального мира, юридическое решение играет центральную роль в толковании и применении закона о конкуренции. Аналогичная модель в проведении антимонопольной политики используется в Австралии, Японии, Корее, Канаде, ЕС и (со сравнительно недавнего времени) во Франции.

Соответствующий закон в Японии был составлен по образцу законов США и Германии, однако при этом значительно были расширены возможности предоставления исключений, что объясняется проводимой государством политикой, направленной на поощрение развития промышленности и торговли. В законодательствах Великобритании, Испании и Швеции юридическое решение играет сравнительно незначительную роль: в этих странах применяется административная система, при которой толкование и приложение закона возлагается на административный суд и на назначаемых чиновников исполнительной власти, обычно министра экономики. Великобритания – крупнейшее государство из числа тех, где применяется административная (политическая) система, особенно после того, как Франция ужесточила нормы своего закона о конкуренции в 1986 г., предоставив больше прав судебной системе. На международном уровне, в свою очередь, ЕС издан закон о конкуренции, основанный на германской системе.