Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Развитие антимонопольного законодательства в США и других странах мира).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В конце прошлого века множество стран начали отдавать предпочтение рыночным силам в качестве определяющих факторов для производства и распределения товаров и услуг, а не жесткому государственному регулированию, поэтому возникла необходимость в экономической либерализации, открытию рынков, поощрению торговли. Для предотвращения отрицательного воздействия рыночных сил на рынок появилась необходимость государственного вмешательства в процессы функционирования рынков.

Основой существующей в большинстве стран мира политики антимонопольного регулирования служат законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство.

Антимонопольная политика – это комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также на пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.[6]

Антимонопольное законодательство – это направление государственной деятельности в экономической деятельности.

В данной работе проведен анализ развития и содержания основных положений антимонопольной политики в разных станах мира, в том числе и в России, а также рассмотрена практика деятельности антимонопольных органов в области поддержки конкуренции и официальная статистика.

В первой главе представлен обзор развития антимонопольного законодательства в США и Англии, во второй в России.

В третьей главе изложен анализ антимонопольного законодательства в разных странах, выявлены существующие проблемы и описаны направления их решения.

Изучение хронологии развития и содержания основных положений антимонопольной политики имеет немаловажное значение для развития антимонопольного законодательства и практики теории антимонопольного регулирования.

Глава 1 Развитие антимонопольного законодательства в США и других странах мира.


1.1 Эволюция антимонопольного законодательства в США

В США с конца XIX в. особое значение приобрели нормы антитрестовского законодательства, содержащиеся, прежде всего, в Законе Шермана 1890 г. В последующем были приняты Закон Клейтона и Закон о Федеральной торговой комиссии (1914 г.).

Антитрестовское законодательство Соединенных Штатов категорически запрещает некоторые виды договоров, если они приводят к уничтожению или существенному нарушению рыночной конкуренции. Например, согласно ст. 1 Закона Шермана (официальное название – Акт для защиты торговли и коммерции от незаконных ограничений и монополий), «всякий договор, соглашение в форме треста или иной заговор с целью ограничения торговли или коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами настоящим объявляется незаконным. Любое лицо, заключившее такой договор, будет считаться виновным в преступлении и наказано штрафом до 5 тысяч долларов или тюремным заключением на срок до одного года, или обоими названными наказаниями по усмотрению суда» [9].

Формулировка закона запретительная. Это впоследствии позволило назвать американское законодательство «жестким» или прямо запрещающим любое монополистическое предприятие. Согласно ст. 7 закона, любое лицо, понесшее ущерб в результате монопольных ограничений, было вправе претендовать на трехкратное возмещение убытков.

Однако американские суды в дальнейшем использовали Закон Шермана с его нарочито туманной формулировкой ст. 1, где «заговор, договор или соглашение» можно было трактовать расширительно, в том числе для подавления забастовочного и профсоюзного движения, поскольку это могло «препятствовать торговле или коммерции» [6].

В Законе Клейтона 1914 г. дано четкое определение незаконных сделок; введен запрет ценовой дискриминации; введено понятие «нечестных методов конкуренции»; запрещались «связывающие» и «исключительные» контракты, если в результате их исполнения произойдет существенное ослабление конкуренции или обнаружится тенденция к созданию монополий, а также предусмотрены меры, препятствующие влиянию советов директоров трестов.

Закон о Федеральной торговой комиссии (1914 г.) предусмотрел, что на эту комиссию среди прочих обязанностей, наряду с ведением антитрестовских дел, возлагались также поддержание определенного «качества» конкуренции и борьба ее с «нечестными» методами. Например, комиссия проводила работы по выявлению лживой рекламы, фальсификации товара, продажи товаров без должной маркировки, поскольку такая практика угрожала как принципам конкурентной борьбы, так и потребителям товара [9].


Антитрестовский Закон Робинсона – Патмена (1936 г.) известен запретом контрактов, предусматривающих поддержание единой схемы цен и продажу товаров по неразумно низким ценам с целью уничтожения не столько конкуренции, сколько самих конкурентов.

К антитрестовскому праву непосредственно примыкает и законодательство о защите прав потребителей.

После того как тресты по Закону Шермана фактически были запрещены, основной организационно-правовой формой капиталистического предприятия стала корпорация (акционерное общество). Ее положение регулировалось договором товарищества. Корпорация имела статус юридического лица, ее члены обладали правом на часть прибыли в соответствии с количеством акций. В случае краха фирмы акционер отвечал за долги только в пределах вложенного им капитала. Он не мог претендовать на право собственника имущества и заключать сделки от имени корпорации.

Уже с конца XIX в. и особенно в XX в. корпоративное (акционерное) право США получило значительное развитие. Правовое положение предпринимательских корпораций устанавливалось и устанавливается главным образом законодательством отдельных штатов [6].

Федеральные власти воздействуют на предпринимательскую деятельность корпораций главным образом косвенно (антитрестовское законодательство, налоговое законодательство, законы о выпуске и о контроле за обращением ценных бумаг и т. д.). Решающую роль в развитии корпоративного права в XX в. сыграло законодательство отдельных штатов.

В настоящее время в каждом из штатов действуют свои собственные законы о корпорациях как общего характера, так и относящиеся непосредственно к предпринимательским корпорациям.

В XX в. Ассоциация американских адвокатов подготовила Примерный закон о предпринимательских корпорациях, не являвшийся юридическим актом, но ,несмотря на это, получивший широкое признание деловых кругов США. По его образцу были составлены законы о корпорациях в 35 штатах.

Среди законов отдельных штатов, принятых в последние десятилетия, по своему содержанию и юридической форме особо выделяются Общий закон о корпорациях штата Делавэр 1967 г., Закон о предпринимательских корпорациях штата Нью-Йорк 1963 г., Общий закон о корпорациях штата Калифорния 1977 г.

Во второй половине XX в. на первое место среди штатов, имеющих либеральное законодательство о корпорациях, выходит штат Делавэр. Из 500 корпораций-гигантов США 200 инкорпорированы в этом штате [9].

В законодательстве Делавэра предусматриваются широкие возможности для распределения прибылей и выплаты дивидендов, что очень удобно корпорациям, кроме того, законодательством обеспечивается минимальный государственный контроль со стороны властей штата и большая свобода деятельности директоров.


В XX в. законодательство штатов о предпринимательских корпорациях предусмотрело достаточно гибкие формы выпуска ценных бумаг, что позволяло руководителям компаний контролировать весь акционерный капитал при обладании сравнительно небольшой частью акций.

Именно к этому вела и демократизация акционерного капитала, при которой ценные бумаги корпораций распространялись среди относительно широкого круга лиц. Но множество мелких держателей таких бумаг реально не имели никакого отношения к контролю за финансами и деловыми операциями корпораций.

Регламентируя складывающиеся в предпринимательских корпорациях внутренние отношения, законодательство штатов, расширяло полномочия правления, при этом ограничивая права общего собрания акционеров. Фактически правление стало подменять собой общее собрание.

Характерным для законодательства о корпорациях последних десятилетий является то, что, предоставляя директорам реальный контроль над деятельностью корпораций, оно предусматривает передачу повседневного управления их делами в руки наемных и профессионально подготовленных управляющих – менеджеров. Эти новые формы управления предпринимательскими корпорациями, рассматриваемые в США как "корпоративная революция", предполагают разделение в корпорациях функций собственника и функций оперативного руководства текущими делами [9].

Первая функция осуществляется акционерами, прежде всего держателями контрольного пакета акций. Вторая функция связывается со специалистами в области управления и производства ("технократами"). Они наделяются правом принятия самостоятельных решений, в основе которых лежат не только личные интересы в размерах непосредственных доходов акционерного общества. Менеджеры, будучи специалистами по маркетингу, осуществляют планирование дальнейшего развития хозяйственной деятельности корпораций с учетом рыночной конъюнктуры, производственных мощностей, требований законодательства и т. д.

Роль и значение менеджеров в управлении корпоративной деятельностью, повышении эффективности производства и его способности оперативно вбирать в себя достижения научно-технического прогресса, использовать передовые информационные и иные технологии в последние десятилетия быстро возрастают.

Само законодательство о корпорациях последних десятилетий, отражая реальные тенденции развития современного американского делового общества, существенно расширило права органов текущего или производственного управления.


Создание системы менеджеров не ущемляет интересов собственников, держателей ценных бумаг корпораций, которые осуществляют реальный контроль за управлением через правления и советы директоров.

В XX в. американское законодательство штатов и на федеральном уровне создало благоприятные условия для организации суперобъединений (холдинговые компании и тресты), участниками которых являются не только отдельные предприниматели, но и целые предпринимательские корпорации [6].

1.2 Эволюция антимонопольного законодательства в Англии.

До окончания Второй мировой войны (1945 г.) английский парламент не придавал большого значения проблемам монополизма и ограничительной рыночной практики. В послевоенный период лейбористское правительство пришло к выводу, что быстрый рост монополистических объединений, в частности различных видов картелей, препятствует восстановлению и обновлению английской промышленности, создавая потенциальную угрозу для экономики в целом.

В 1948 г. Закон о монополиях предусмотрел учреждение в Англии государственной комиссии по монополиям и ограничительной рыночной практике. Комиссия должна была проводить расследования в тех случаях, когда при поставке товаров на рынок возникали «монополистические условия». Это означало, что, по крайней мере, одна треть всех товаров определенного вида, которые продавались в Соединенном королевстве, поставлялись одним лицом или одному лицу. По результатам расследования составлялся доклад, представляемый в правительство, с соответствующими рекомендациями – вплоть до ликвидации юридического лица [9].

В 1953 г. консерваторы в целях поддержания свободной рыночной системы провели через парламент более пространный Закон о комиссии по монополиям и ограничительной практике. Этот закон предусматривал более широкое обследование рыночных отношений для установления возможного вреда от монополистических условий и ограничительной торговой практики.

В 1956 г. при правительстве консерваторов был принят Закон об ограничительной торговой практике. Основным нововведением Закона 1956 г. было создание нескольких государственных органов, специально предназначенных для контроля за «монополистическими ситуациями».

В 1960-1970-х гг., когда выяснились в предусмотренной Законом 1956 г. системах контроля над торговыми ограничениями недостаточная эффективность и неполнота, парламент принял целую серию новых антимонопольных актов: Закон о ценах на перепродажу товаров (1964 г.), Закон о монополиях и слияниях (1965 г.), который регламентировал создание специальной комиссии по монополиям, Закон об ограничительной торговой практике (1968 г.), предусматривавший регистрацию как торговых, так и информационных соглашений [6].