Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Развитие антимонопольного законодательства в США и других странах мира).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В основном, законы о конкуренции предлагают более широкую свободу действий в политическом отношении и в общем по своему применению предусматривают более слабые меры. Это послужило базисным элементом индустриальной политики и политики разукрупнения в Великобритании, Швеции и Франции. Для законов, опирающихся на юридические решения, политическая свобода действий проистекает главным образом из допущения определенных законом льгот, что характерно для Японии, Кореи и Германии.

Глава 2 Развитие антимонопольного законодательства в России.

Основа антимонопольного законодательства Российской Федерации – Конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ. Ограничение деятельности монополистических организаций и защита конкуренции осуществляется рядом нормативно-правовых актов.

Развитие антимонопольного законодательства Российской Федерации происходит путём расширения и углубления нормативно-правовых актов, а также за счёт обновления и улучшения правоприменительной практики уже имеющихся. Антимонопольное законодательство в России появилось относительно недавно – чуть более двадцати лет назад. Становление антимонопольного законодательства проходило в период реформирования экономики России: в это же время проходила либерализация экономики, приватизация и развитие рыночных отношений. В эволюции российского антимонопольного законодательства можно выделить два основных этапа [6,8].

Этап первый. 22 марта 1991 года был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [1]. В данном законе были определены цели антимонопольной политики РФ:

  • предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации;
  • обеспечение единства экономического пространства и  свободного перемещения товаров;
  • поддержка конкуренции в Российской Федерации;
  • создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;
  • государственный контроль обеспечения антимонопольного законодательства.

25 мая 1995 года произошла первая редакция закона «О конкуренции…». Внести изменения в закон пришлось, так как в обществе и экономике государства произошли существенные изменения за 4 года. В 1994 году была закончена ваучерная приватизация, что дало начало формированию рыночных отношений. Последующая редакция данного закона произошла в 1998 году. Пересмотру и дополнению подверглись некоторые понятия, виды контроля экономической концентрации и механизмы управления. В результате редакции закона в 2000 году,  антимонопольным органам были даны права, позволяющие при осуществлении государственного контроля экономической концентрации, устанавливать реальных участников сделок, определять реальные размеры концентрации хозяйствующих субъектов на товарном рынке и оценивать их стратегические интересы [2]. В последней на сегодняшний день редакции закона «О конкуренции…», которая произошла в октябре 2002, изменению подверглись пороговые значения параметров обращения в антимонопольные органы, сроки подачи уведомлений, а также уточнены основания для отказа.


Второй этап. Начало второго этапа развития антимонопольного законодательства можно приурочить  к периоду разработки и принятию нового закона «О защите конкуренции». Он был принят 26 июля 2006 года. Одной из главных задач этого закона стало укрепление общепризнанных мер, которые могли обеспечить эффективную реализацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях справедливой конкуренции. Также в закон было введено понятие «экстерриториальных действий», то есть данный закон может регулировать соглашения, заключенные российскими хозяйствующими субъектами за пределами Российской Федерации. Существенным нововведением закона является выделение критериев, на основе которых соглашения и некоторые действия направлены вместе с сокращением конкуренции на получение общего положительного эффекта, при возможном получении разрешения антимонопольного органа.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ответственность, но, к сожалению, размеры штрафа не обеспечивают соблюдение антимонопольного законодательства. В связи с этим, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, касающиеся ужесточения наказаний за антиконкурентные действия.

В 2006 году вступает в силу «первый антимонопольный пакет», в рамках которого были внесены поправки  в статьи федерального закона «О рекламе» и  в федеральный закон № 295-ФЗ «О недрах», а также вошел в действие федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Изменения касались ужесточения наказания за нарушения в данной сфере.

«Второй антимонопольный пакет» начал функционировать в 2009 году. Были внесены поправки в закон «О защите конкуренции», в Кодекс об административных нарушениях, в Уголовный Кодекс. Данные изменения должны были способствовать развитию конкурентоспособной сферы и недопустимости реализации действий, имеющих тенденцию ограничительной деловой практики.

«Третий монопольный пакет» вышел в январе 2012 года. Федеральная антимонопольная служба отмечает, что главные изменения, представляемые «третьим антимонопольным пакетом» ориентированы на конкретизирование требований к антиконкуретным соглашениям и согласованным действиям. Кроме того в данном «пакете» уточняются критерии монопольно высокой цены.


В сентябре 2014 года Правительство Российской Федерации одобрило «четвертый антимонопольный пакет». Законопроект учитывает значительное снижение административных ограничений для бизнеса. Также в нём оговаривается снижение роли государства в экономике страны.

5 октября 2015 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", также известный как "четвертый антимонопольный пакет"[11]. Его итоговая версия явилась результатом компромисса, достигнутого между Федеральной антимонопольной службой РФ и бизнес-сообществом. Такой компромиссный характер четвертого антимонопольного пакета во многом объясняет тот факт, что, либерализуя антимонопольное регулирование в отдельных аспектах, он ужесточает его в других.

Рассматривая развитие системы антимонопольного регулирования в Российской федерации можно прийти к выводу, что антимонопольная политика – это постоянно функционирующие меры, которые могут постоянно изменяются в зависимости от экономической ситуации в стране, возникающую также при предпринимаемых правительством действиях для регулирования экономики.

Глава 3 Анализ развития антимонопольного законодательства в России и других странах.

Рассматривая состояние дел в экономической сфере на сегодняшний день, можно отметить, что республиканцы и демократы склонны к возрастающим затратам к привлечению юристов и следователей для повышения эффективности антитрестовских законов. Компаниям уже не выгодно объединяться в группы, хотя прежде американской промышленностью это широко практиковалось.

Решения судов отличаются большей строгостью. Возможности фирм по использованию своих патентов, а также преимущественным положением на рынке становятся более ограниченными. Но внимание к компании, проигравшей процесс, не ослабляется. Она может попасть под действие «взаимных соглашений», которые обязывают ее следовать определенной политике, судья может еще в течение длительного времени внимательно следить за ее деятельностью.

Как известно, точки зрения экономиста и юриста часто не совпадают. Экономист предполагает, что юристы и суды больше расположены к соответствию букве закона, избегая более или менее точного определения, следующего из духа закона. Любой бизнесмен может быть привлечен к ответственности, если в досье у него будут найдены компрометирующие письма. Но если тем же самым какая-нибудь постоянно занимается другая фирма, но не так открыто, она к суду не будет привлечена. Юристы интересуется больше методами, с помощью которых цены устанавливаются, а не их уровнем. В настоящее время, тем не менее, все же наблюдается значительное сближение юридической и экономической точек прения [6].


Анализ антитрестовской практики ограничен опытом США по причине того, что этой стране пришлось впервые внедрять подобное законодательство. Продолжительное время в Великобритании, Германии и Японии, а также в других европейских государствах, вероятно, какой-то определенной взгляд на законность монополистических объединений отсутствовал. После окончания второй мировой войны в Японии и Германии американские оккупационные власти пытались ликвидировать существовавшие в этих странах монополии путем принятия определенных законодательных мер, которые поначалу считались успешными. Однако в послевоенные годы стала наблюдаться тенденция возвращения Японии и Германии к своей прежней политике терпимого отношения к монополии. Министр экономики Людвиг Эрхард пытался в Германии проводить законы и вести агитационную деятельность против картелей. А парламент Великобритании, постепенно пробуждаясь от долгой спячки, стал проводить работы по созданию комиссии для изучения вопроса о необходимости проведения реформ в некоторых областях экономики [6].

Нельзя, конечно утверждать, что антитрестовское законодательство с антитрестовской практикой США совершенно справедливы и что именно применение этих методов максимально гарантирует успех. Тем не менее, лишь анализируя опыт других стран можно увидеть, насколько, вероятно, был бы низок уровень нашего благосостояния, если бы монополиям постоянно не угрожало судебное преследование. Американские предприниматели постоянно находятся в положении защищающейся стороны и никогда не смеют помышлять о применении тех не самых порядочных методов, являющихся вполне обычными в большинстве стран мира.

Не нужно считать, что только этот принцип ведет автоматически к идеальной конкуренции. Для борьбы с несовершенствами конкуренции вся нация должна постоянно принимать соответствующие меры, всегда сохраняя бдительность. Как система ценообразования разрешает вопросы: Что, Как и Для кого. Это и определяет естественную задачу антитрестовской политики.

Конечно же, конкуренция не станет повсюду «совершенно совершенной» в строго экономическом смысле слова. Но целесообразно стремиться к тому, что заслуженный колумбийский экономист Дж. М. Кларк еще много лет назад назвал «разумной конкуренцией». Проведение государственных и частных мероприятий может увеличить вероятность повышения степени, с которой рыночные цены отражают индивидуальные желания и потребности, а также действительные издержки производства товаров, т.е. издержки, выраженные в других товарах, которые могли бы быть произведены, и в израсходованных дефицитных факторах производства, связанных с отсталыми методами труда[6].


Условия конкуренции на товарных и финансовых рынках России являются частью ее институциональной среды, существующей в настоящее время, и находятся в прямой зависимости от многих других элементов этой среды. Роль государства заключается в контроле соблюдения всеми участниками рынка соответствующих правил. Следовательно, степень развития конкуренции напрямую зависит от действий государства в этом направлении.

В отличие от законодательных акты США, направленных на предотвращение чрезмерной концентрации предприятий, в законодательных актах РФ наблюдается тенденция разукрупнения уже сложившихся предпринимательских монополий, хотя по содержанию данные законы сходны. Поэтому можно сказать, что специфика условий российской экономики, в корне отличающуюся от экономики США, никак не отражается в антимонопольном законодательстве РФ, и поэтому не может решать задачи, стоящие перед экономикой. Если американское законодательство для ограничения роста влияния крупного бизнеса выражало, в основном, интересы государства, то российское законодательство напротив, выражает интересы монополий-наследников административно-командной системы, поскольку не допускает образование новых монополий в результате концентрации и централизации капитала «снизу» [8].

Институциональный базис развития конкуренции в России содержится в федеральных законах "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 02.02.2000 № 3 ФЗ, "О защите конкуренции на рынках финансовых услуг", "О защите прав потребителей", "О естественных монополиях", а также "О рекламе". Контроль осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которое контролирует адекватное применение законов, чтобы своевременно применить меры по устранению локальной несправедливости и предупреждению дальнейших правонарушений. Это способствует установлению некоего кодекса поведения участников рынка, хотя на сегодняшний день более половины всех заявлений по злоупотреблению доминирующим положением относится к секторам естественных монополий, что говорит о пренебрежительном отношении к антимонопольным законам. Возможно, это происходит по причине того, что размеры штрафных санкций за нарушение законов обратно пропорциональны доходам компании и ее рыночной власти [6].

В 1999 году произошло снижение количества правонарушений в форме недобросовестной конкуренции (83,4% к уровню 1998 года) [8]. Здесь наблюдается более уважительное отношение к законам фирм с незначительной рыночной властью и повышение результативности репрессивных мер антимонопольных органов.