Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Развитие антимонопольного законодательства в США и других странах мира).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Антиконкурентные действия органов исполнительной власти – "административный монополизм" – остается примерно на одном и том же уровне (около 31% заявлений). Это связано, в том числе с инерционной деятельностью администрации. В 1999 году уменьшилось число зафиксированных случаев незаконного участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления.

В этом же году росли масштабы структурных преобразований, а также перераспределения прав собственности, как на федеральном, так и на региональном уровнях, исходя из статистики по числу рассмотренных ходатайств и уведомлений по статьям 17 и 18 Закона "О конкуренции …" при осуществлении государственного контроля за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений и соблюдении антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях. Увеличение составило 118,11% и 165,6% соответственно к уровню 1998 года [6].

Таким образом, исходя из практики деятельности антимонопольных органов в области поддержки конкуренции и официальной статистики, можно говорить о том, что в России присутствует высокая степень монополизации товарных рынков и широкомасштабная противоправная монополистическая деятельность. Это свидетельствует о недостаточности правовой базы регулирования и необходимости принятия мер по повышению эффективности судопроизводства и обязательного исполнения судебных решений. Без соответствующих действий условия конкуренции в российской экономике будут по-прежнему оставаться неравными, что будет и дальше тормозить ее техническое развитие. Производительность труда в отечественной экономике не возрастет, пока промышленные компании имеют стимулы не к инновационным вложениям, а к вложениям в получение рентных доходов.

Заключение

Рассмотрев эволюцию развития антимонопольного законодательства в разных странах, а также практику деятельности антимонопольных органов можно выделить следующие общие положения, присущие большинству законов вне зависимости от страны проведения:

  1. Политика конкуренции строится на основе содействия экономической либерализации, вынуждая независимых покупателей и продавцов вступать в конкуренцию.
  2. В основе политики конкуренции лежат меры, направленные на ограничение монополий, демонополизация экономики и поддержка малого предпринимательства.
  3. Жесткий контроль и наблюдение за поведением субъектов, имеющих доминирующее положение, т.е. наделение необходимых полномочий соответствующим органам.
  4. Недопущение несанкционированных соглашений, ограничение слияний.
  5. Снятие ограничений на слияния и присоединения в случае, если участники сделки докажут, что положительный эффект от их действий превышает негативные последствия для конкуренции на рынке.
  6. Недопущение действий со стороны органов власти, ограничивающих конкуренцию и устанавливающих административные барьеры.

Исходя из проведенного анализа развития антимонопольного законодательства в различных странах и его влияния на экономику этой страны возникает необходимость в том, чтобы государство взяло на себя ответственность по стимулированию эволюции финансовой системы, так как ни о каком техническом развитии не может быть и речи без внешнего финансирования инвестиций, для которого требуется наличие разнообразных финансовых инструментов, разработкой которых должны заниматься развитые финансовые рынки и учреждения, при этом должно быть обеспечены условия равного доступа к указанным инструментам любому предприятию промышленности. Рассматривая эту точку зрения, очевидно, что образование в экономике России финансово-промышленных групп малоэффективно, поскольку оно укрепляет положение доминирующих предприятий за счет усиления потенциала внешнего финансирования их деятельности.

Литература. 

  1. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (в ред. Законов Российской Федерации от 24.06.1992 № 3119-1, от 15.07.1992 № 3310-1;Федеральных законов от 25.05.1995 № 83-ФЗ, от 06.05.1998 № 70-ФЗ, от 02.01.2000 № 3-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 09.10.2002 № 122-ФЗ) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
  2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями).
  3. Федеральный закон от 02.01.2000  № 3-ФЗ «О внесении изменений и дополнений статью 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  4. Борисов, Е.В. Экономическая теория/Е.В. Борисов. – Москва: Юрайт, 2005.
  5. Груничев, А.С. Инструменты антимонопольной политики/А.С.Груничев // Экономические науки. – 2013.
  6. Князева, И.В. Антимонопольная политика государства / И.В. Князева. – Новосибирск: СибАГС, 2014.
  7. Лузина, И.А. История экономики и экономических учений. Часть 1./ И.А.Лузина, О.Е.Малых, Е.С.Стебунова. – Уфа: ООО «ДизайнПолиграф-Сервис», 2000.
  8. Халяндра О. И. Уровень монополизации современной экономики России / О. И. Халяндра // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014.
  9. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. – М.: Магистр, 1998.
  10. Кабраль Л. М.Б. Организация отраслевых рынков. Вводный курс. – Минск: Новое Знание, 2003.
  11. Чемберлин Э. Х.  Теория монополистической конкуренции / Эдвард Х. Чемберлин . – 1996.
  12. http://www.vegaslex.ru/analytics/analytical_reviews/the_long_awaited_novel_of_the_fourth_antimonopoly_package.
  13. http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_9498.html.