Файл: Правовые основы организации нотариата (Общие положения о нотариате в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Не утихающие споры, охватывающие весь мир относительно выработки направления развития экономической, политической и правовой сфер жизни общества, а также сопутствующие экономические кризисы и нестабильность в последние годы обострили дискуссию о значении государства в балансе частной и публичной сфер.

Институт нотариата обусловливается неповторимой частно-публичной природой, поскольку нотариус, занимающийся частной практикой, является абсолютно самостоятельным субъектом права, сам организует и содержит нотариальную контору, отвечает собственным имуществом за причиненный ущерб. В свою очередь, нотариусом может быть и лицо, совершающее нотариальные действия от имени Российской Федерации, взимая нотариальный тариф, равный государственной пошлине за их совершение. Контроль за деятельностью нотариуса осуществляют в том числе государственные органы юстиции. Все это нам представляется крайне интересной сферой для научного исследования, поскольку именно смешанная природа нотариата делает его таким неповторимым и многогранным.

По нашему мнению, нотариат - это крайне интересный общественно - государственный институт, где существует развитая система самоуправления в виде совокупности нотариальных палат, высокие требования к лицам, претендующим на звание нотариуса, а также развитая система нотариальных действий, которые позволяют гражданам и организациям эффективно защищать свои права и законные интересы, а также предотвращать или разрешать во внесудебном порядке возникающие юридические конфликты. Вышеперечисленные умозаключения обуславливают актуальность выбранной нами темы курсовой работы.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере осуществления нотариальной деятельности в Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является законодательно закрепленные положения, касающиеся организации и функционирования нотариата в Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение общих положений о нотариате, его месте в системе органов Российской Федерации, анализ нормативных правовых источников, регламентирующих нотариальную деятельность, а также выработка на основании полученных выводов предложений об усовершенствовании нотариата в Российской Федерации.

Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие основные задачи:  

- рассмотреть понятие и предмет нотариата;

- определит задачи и функции нотариата в России;


- изучить источники нотариального права Российской Федерации;

- рассмотреть организацию и полномочия нотариальных палат;

- изучить финансовые основы нотариата.

При написании данной курсовой работы нами были изучено соответствующее законодательство, регулирующее нотариальную деятельность, где основополагающим нормативным правовым актом являются «Ос­новы законодательства Российской Федерации о нотариате», принятые 11 февраля 1993 года. Помимо законодательного закрепления, нотариальной деятельности в Российской Федерации посвящено немало публикаций в юридической литературе. Среди научных исследователей хотелось бы отметить Яркова В.В., Р. Н. Якшилову, Черемных Г.Г., Черемных И.Г., Югова А.А., Сычева О.М., Герасимова А.В., Борисову Е.А., Ралько В.В. и других, чьи труды мы изучали и впоследствии на них ссылались в курсовой работе.

Данная курсовая работа состоит из введения; двух глав, первая из которых состоит из трех параграфов; вторая – их двух; заключения и библиографии.

Глава 1. Общие положения о нотариате в Российской Федерации

1.1. Понятие и сущность нотариата

В различных государствах мира свое отражение находят несколько типов нотариата, которые отличаются друг от друга как органи­зационно и, так и содержательно. В связи с чем, для уяснения особенностей данных различий важно сформировать представление о понятии, признаках нотариата в Российской Федерации, его правовой природе и месте в системе правопорядка государства.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате «нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ защиту прав и законных интересов граждан и юри­дических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Рос­сийской Федерации».[1]

Исходя из данного законодательного положения, можно сформулировать понятие нотариата, под которым следует понимать систему органов и должностных лиц, на которых государством возложено выполнение предусмотренных законом нотариальных действий в целях обеспечения защиты и охраны прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.[2]


Из этого определения можно выделить ряд признаков, характерных для нотариата, первый из которых указывает на существование определенной системы. Справедливо замечание В. В. Яркова, И. Г. Черемных, Г. Г. Калиниченко и некоторых других авторов, которые уточняют, что система нотариата выступает частью государственной системы, независимо от способа своей организации.[3] В эту систему входят государственные и частные нотариусы, должностные лица консульских учреждений за рубежом, главы местной администрации поселений и специально уполномоченные лица местного самоуправления поселений. Мы также придерживаемся данного мнения и считаем весьма справедливым существования законодательного положения относительно равнозначного статуса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой. Помимо этого нам представляется целесообразным включение в систему нотариата на законодательном уровне также лиц, которые в особой ситуации удостоверяют доверенности и завещания согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Следовательно, система нотариата со­стоит из нотариусов, осуществляющих свою деятельность в государственной нотари­альной конторе, занимающихся частной практикой, а также других уполномоченных на совершение предусмотренных Основами дей­ствий лиц (например, должностных лиц консульских учреждений).

Однако система нотариата независимо от способа своей организации является публично-правовой по организации и содержанию своего функционального предназначения и является частью государственной системы. Наряду с этим, нельзя отвергать и частно-правовую природу нотариальной деятельности, которая прочно закреплена в ряде нормативно-правовых актов.[4] По нашему мнению, данная «двойственность» нотариальной деятельности, оказывает противоречивое воздействие на развитие института нотариата в нашем государстве, что особенно стало наблюдаться в последнее время.

Второй признак нотариата определяет задачи, возложенные государством на «систему», заключающиеся в совершении перечисленных в Основах нотариальных действий, а также в оказании юридической помощи.

Третий – позволяет выявить цель, достигаемую за счет реше­ния указанных задач и направленную на обеспечение законности, юридической безопасности в частноправовых отношениях и, как следствие, обеспечение публично-правовых интересов государ­ства и общества в стабильности гражданских, семейных правоот­ношений.


Деятельность нотариата основывается на принципах, закрепленных в право­вых нормах и отражающих наиболее существенные черты дея­тельности нотариальных органов. К этим принципам относятся:

- законность нотариальной деятельности, означающая обя­занность нотариуса точно и неукоснительно следовать предпи­саниям норм законодательства РФ;

- охрана интересов физических и юридических лиц, заинте­ресованных в совершении нотариальных действий;

- ведение делопроизводства на русском языке или на языке, определенном законодательством субъектов Российской Феде­рации;

- соблюдение тайны совершаемых нотариальных действий.[5]

Важное значение для деятельности нотариуса имеют про­цессуальные нормы, обеспечивающие правильное и быстрое разрешение дела. Строгое соблюдение заранее предусмотрен­ных и установленных законодательством РФ правил соверше­ния нотариальных действий обеспечивает законность и поря­док деятельности нотариальных органов.

1.2. Источники нотариального права Российской Федерации

Любой юридической норме необходимо внешнее выражение, в качестве которой выступают нормативно - правовые акты государственных органов. Внешние формы выражения права определяют как источники права, которые складываются в сформировавшуюся традиционную систему источников права, куда относят правовой обычай, нормативный акт, юридический прецедент, договор. Аналогичная система источников находит свое отражение и в нотариальном праве, которая при этом имеет ряд особенностей, обусловленных положением подотрасли нотариального права в российской системе права, федеративным государственным устройством Российской Федерации, спецификой предмета правового регулирования нотариального права.

Правовую систему в Российской Федерации возглавляет Конституция РФ 1993 г.,[6] которая имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Однако Конституция РФ не закрепляет основы правового статуса органов нотариата, упоминание присутствует лишь в контексте разделения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.

Место нотариального права как подотрасли в системе отрасли конституционного права России обусловливает определяющее значение норм конституционного права, которые устанавливают основные сущностные характеристики нотариата как института гражданского общества, наделенного властными полномочиями, и нотариальной деятельности как деятельности по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, что полностью соответствует особенностям конституционного права как основной, всеобъемлющей отрасли права России. Место нотариального права в системе отрасли конституционного права предопределяет значительный объем конституционных норм в системе самого нотариального права. Включение же в Конституцию РФ норм, определяющих статус той или иной системы органов, обозначает приоритетность их развития. Также можно говорить и о стабильности и высоком значении данных органов ввиду их закрепления в основном законе государства, обладающем особой юридической силой.


В соответствии с п. «л» ст. 72 Конституции Российской Федерации, нотариат относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, нормы нотариального права устанавливаются на двух уровнях: федеральном и субъектов Федерации.[7]

Поскольку нотариальное право является комплексной подотраслью права, то соответственно включает в себя источники норм, которые относятся к различным отраслям права, таким как конституционное, административное, гражданское, семейное, налоговое, гражданское процессуальное.

Источники нотариального права могут быть квалифицированы по нескольким основаниям.

По юридической силе источники нотариального права делятся на законы и подзаконные акты, где законы – это нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.

В качестве примера можно назвать Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»  от 11 февраля 1993 г.[8]

Другие нормативные правовые акты, которые регулируют организацию и нотариальную деятельность, относятся к подзаконными. Это акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствами и ведомствами.

По предмету правового регулирования источники нотариального права можно подразделить на общие, специальные (собственно нотариальные) и акты иных отраслей права, регулирующие отдельные вопросы, относящиеся к организации нотариата, нотариальной деятельности.

К общим источникам нотариального права относятся те нормативные правовые акты, предмет правового регулирования которых охватывает вопросы нотариальной деятельности и иные общественные отношения. К данной группе источников относится, в частности, Конституция Российской Федерации.[9]

Специальные акты целиком посвящены регулированию нотариальной деятельности как в целом — Основы законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 года, так и регламентации отдельных вопросов ее организации и осуществления.

К актам иных отраслей права, регулирующим отдельные вопросы организации нотариата и нотариальной деятельности, относятся, например, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации. Нормативные правовые акты данной группы имеют как бы «двойной» статус: они одновременно являются источниками нотариального права и входят в систему источников еще какой-либо отрасли или подотрасли права.