Файл: Правовые основы организации нотариата (Общие положения о нотариате в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако существует и другая точка зрения на организационно-правовую форму нотариальной палаты. В частности, О.М. Сычев указывает на то, что согласно ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7- ФЗ они могут быть созданы в форме общественных или религиозных организаций, общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. [43]

Тем не менее, анализируя ст. 24, иные статьи Основ, нельзя согласиться с тем, что нотариальная палата и есть форма некоммерческой организации. Анализ ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» позволяет сделать вывод, что на данном этапе нотариальным палатам более всего подходит форма некоммерческого партнерства, так как оно предусматривает обязательность членства и создается, в том числе, для защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Самым важным является то обстоятельство, что члены некоммерческого партнерства имеют право на получение в случае ликвидации организации части ее имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимости этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность.[44]

Это особенно важно, так как именно взносы нотариусов формируют имущество нотариальной палаты.

И далее О.М. Сычев указывает на то, что «внесенные в ФЗ «О некоммерческих организациях» изменения в части указания новой формы – государственные корпорации к нотариату не применимы. В частности, положения о том, что государственная корпорация учреждается только государством, членство в государственной корпорации не предусмотрено.

Оппоненты представленным предложениям вполне обоснованно могут возразить, что публично-правое предназначение нотариальных палат исключает осуществление государственных полномочий только на партнерских началах». [45]

В настоящее время в юридической литературе также обсуждаются вопросы существования в Российской Федерации таких особых организаций, как корпорации публичного права.[46] Необходимость появления корпоративной организации, которая давала бы нотариусам большую самостоятельность и поднимала бы в обществе их корпоративную честь и достоинство, в свое время отмечал и профессор В.И. Синайский.[47] Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в некоторых странах нотариат определяется как корпорация. Например, в Германии нотариусы объединены в публичную корпорацию, учреждаемую в силу закона, имеющую свой внутренний устав, который утверждается государственным органом, а не регистрируется как у организаций частного права.[48]


Специалисты в области нотариата (Г.Г. Черемных) полагают объективным процесс превращения нотариата в негосударственную публично-правовую профессиональную корпорацию, осуществляющую от имени государства правоохранительную функцию.[49] По их мнению, его окончание подтвердит движение Российской Федерации к правовому демократическому государству. Рассматривая российский нотариат как публично-правовую корпорацию, президент Орловской областной нотариальной палаты Э.С. Псарева полагает, что ее отличительными признаками являются особые полномочия государства, юридическая ответственность, социальная значимость и высокая организованность. [50]

Такой точке зрения сопутствуют мнения о постепенном смешении коммерческих и некоммерческих организаций в связи с отсутствием последовательности в реализации принципа запрета распределения прибыли между участниками некоммерческой организации.[51] В связи с чем авторами предлагается разграничение коммерческих и некоммерческих организаций не по осуществляемым ими функциям, а по принципу распределения или нераспределения дохода между их членами. [52]

Против введения нотариальных корпораций авторы выдвигают довод о том, что в корпорации главной целью деятельности нотариусов будет не обеспечение режима законности, а достижение интересов самой корпорации.[53] С таким доводом трудно согласиться, так как одной из основных задач нотариальной палаты является обеспечение нотариальной деятельности. Предпринимательской деятельностью нотариальная палата может заниматься постольку поскольку это необходимо для достижения поставленных целей и выполнения ее уставных задач.

Затем О.М. Сычев указывает на то, что «в Законе, регулирующем нотариальную деятельность, следует указать организационно-правовую форму, в которой действуют нотариальные палаты. Оставление правил имущественных взаимоотношений нотариальных палат с иными участниками гражданского оборота только на уровне уставов нотариальных палат будет способствовать усилению правового вакуума в рассматриваемых отношениях.

Конечно, у нас есть своя позиция насчет редакции статьи об организационно-правовой форме нотариальных палат. Нотариальная палата, по нашему мнению, является некоммерческой организацией, создаваемой нотариусами соответствующего субъекта Российской Федерации в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства для обеспечения нотариальной деятельности и контроля за ее осуществлением».[54]


Отсюда можно сделать вывод о том, что данные споры возникли в связи с неточностью формулировок Основ законодательства РФ о нотариате.

Поэтому новый Закон о нотариате и нотариальной деятельности должен более детально предусмотреть и полномочия палат, и порядок формирования их органов управления. При этом следует обратить внимание на то, что нотариальные палаты – это не обычные некоммерческие организации, и создаются они не нотариусами, а в силу закона, и членство в них не добровольное, а обязательное. Уставы же могут регулировать лишь внутреннюю организацию деятельности нотариальных палат как некоммерческих организаций.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что не смотря на огромное значение нотариата в системе правоохранительных органов Российской Федерации, который объединяет в себе возможность охраны как публичных, так и частных интересов, он все нуждается в существенном реформировании.

В действующем законодательстве место нотариата и существо нотари­альной деятельности определены недостаточно четко. Цели и задачи нота­риального удостоверения ограничиваются довольно обтекаемыми формулировками, которые зачастую вводят правоприменителя в за­блуждение. Помимо этого отсутствуют четкие механиз­мы взаимодействия нотариуса с другими юрисдикционными органами.

По нашему мнению, нашему государству необ­ходим не столько соответствующий законодательный акт, который способен урегулировать и обеспечить охрану прав и законных интересов граждан и юридичес­ких лиц, сколько эффективный механизм, обеспечивающий правопорядок не только в области рыночных отношений, но и в сфере недвижимости, наследствен­ных правоотношений, действенной защи­ты физических и юридических лиц.

Также мы считаем, что реформирование нотариата должно быть направлено на использо­вание его потенциала, обеспечивающего снижение возможных юридических рис­ков и предупреждение нарушений прав и законных интересов как в настоящем, так и в отдаленном будущем.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изменениями и дополнениями);
  3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (с изм. и доп. от 02.04.2014 N 39-ФЗ);
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ ( с изм. и доп. от 07.02.2017  №12-ФЗ);
  5. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 15.12.2016) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017);
  6. Приказ Минюста РФ от 15 марта 2000 г. N 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации»;
  7. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР (утв. Приказом Минюста РСФСР от 06.01.1987 N 01/16-01);
  8. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017);
  9. Проект Федерального Закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации»// Российская газета от 18 ноября 2011 г. №1/155.

Учебная и научная литература

  1. Боер В. М. Институт нотариальной деятельности: понятие, сущность, содержание // Юридические науки правового государства. С.- Петербург. – 2009- № 2(24);
  2. Борисова Е.А. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: Учебник.. – М.: Юстицинформ, 2016;
  3. Бочковенко В.А. Калиниченко Т.Г. Смирнов С.В.О контроле в сфере нотариата в свете грядущей реформы // Российская юстиция № 9 (сентябрь) 2011г.;
  4. Герасимов А.В. Надтачаев П.В. Роль нотариата в современном гражданском праве // Вестник Красноярского государственного аграрного университета, № 12 / 2014;
  5. Кайль А.Н., Батяев А.А. Комментарий к федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный) // СПС КонсулътантПлюс». – 2009;
  6. Комментарий к проекту федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Бюл. нотариальной практики. – 2010. – № 1;
  7. Корсик К.А. Представители бизнеса преувеличивают консерватизм но­тариусов: Интервью номера // Закон. 2014. № 11;
  8. Лазаревский А. Диагноз института госкорпораций // ЭЖ-Юрист. – 2008. – № 6.;
  9. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестн. гражданского права. – 2007. – № 3;
  10. Нотариат за рубежом: позитивный опыт: сб. материалов и ст. / Центр нотариальных исслед. – СПб., 2006. – 177 с.;
  11. Псарева Э.С. Деятельность нотариальной палаты в сфере правовой пропаганды и формирования имиджа нотариуса // Современный нотариат: сложившиеся стереотипы и технологии воздействия: материалы науч.-практ. семинара // Нотариальный вестн. – 2007. – № 5.;
  12. Ралько В.В. Нотариат : учебник / В.В. Ралько, Н.В. Репин, А.В. Дударев, В.А. Фомин. — М. : Юстиция, 2016.(Бакалавриат и специалитет).;
  13. Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.;
  14. Романовская О.В. Нотариальная палата, публичная корпорация, саморегулируемая организация: проблемы терминологии // Нотариус. – 2005. – № 5.;
  15. Смирнов С.В., Калиниченко Т.Г., Бочковенко В.А. Нотариат – публично- правовая саморегулируемая организация // Рос. юстиция. – 2011. – № 5.;
  16. Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. – 2009.;
  17. Степанов Д.И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестн. гражданского права. – 2007. – № 3.;
  18. Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. – 2009.;
  19. Черемных Г.Г. Новое законодательство в свете правоприменительной нотариальной практики: плюсы и минусы // Нотариус. 2009. № 2.;
  20. Черемных Г.Г. Нотариат как институт предупредительного (превентивного) правосудия // Нотариус. – 1998. – № 5/6.;
  21. Черемных Г.Г. «Параллельные» нотариальные конторы – вне закона // Рос. юстиция. 1997. – № 9. – С. 31–32; Черемных Г. Строители новых палат разваливают нотариат // Нотариальный вестник. – 1998. – № 7/8;
  22. Югов А.А. Понятие и система основных функций публичной власти // Рос. юрид. журнал. – 2008. – № 1.;
  23. Якшилова Р.Н. Правовой статус нотариальной палаты (статья)// Материалы международной научно-практической конференции «1 Лужские научные чтения «Современное научное знание: теория и практика» - СПб, 2013 – 0,5 п.л.;
  24. Ярков В.В. Нотариат и нотариальное право России: выбор модели развития // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. М., 2012. – С. 19.

  1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/

  2. Борисова Е.А. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: Учебник.. – М.: Юстицинформ, 2016.– С.22.

  3. Ярков В.В. Нотариат и нотариальное право России: выбор модели развития // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. М., 2012. – С. 19.

  4. Боер В. М. Институт нотариальной деятельности: понятие, сущность, содержание // Юридические науки правового государства. С.- Петербург. – 2009- № 2(24). – С. 81.

  5. Ралько В.В. Нотариат : учебник / В.В. Ралько, Н.В. Репин, А.В. Дударев, В.А. Фо- мин. — М. : Юстиция, 2016. — 16 с. — (Бакалавриат и специалитет).

  6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru/document /cons_ doc_ LAW_ 28399/

  7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru/document /cons_ doc_ LAW_ 28399

  8. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/

  9. Черемных Г.Г. Новое законодательство в свете правоприменительной нотариальной практики: плюсы и минусы // Нотариус. 2009. № 2. C. - 80.

  10. Приказ Минюста РФ от 15 марта 2000 г. N 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/182269/#ixzz4ZneaJrCN

  11. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/

  12. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР (утв. Приказом Минюста РСФСР от 06.01.1987 N 01/16-01) URL: http://www.consultant.ru/ document / cons_ doc_ LAW_3131/

  13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru/document /cons_ doc_ LAW_ 28399

  14. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ ( с изм. и доп. от 07.02.2017 N 12-ФЗ) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

  15. Интернет-конференция Президента Федеральной нотариальной палаты Сазоновой Ма­рии Ивановны «Применение современного Российского законодательства в нотариальной практике в свете изменений Гражданского кодекса РФ». 15 октября 2012 г. // URL: http://www.garant.ru

  16. См.: рабочие версии Общей части, Особенной части проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», подготовленных в рамках соответствующей рабочей группы при Минюсте РФ: Распоряжение Заместителя Министра юстиции РФ от 23 сентября 2009 г. № 3498/р «О рабочей группе по разработке проекта ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации».

  17. Корсик К.А. Представители бизнеса преувеличивают консерватизм но­тариусов: Интервью номера // Закон. 2014. № 11. С. 7; Он же. Необходимо работать на «опережение»: Интервью // Нотариальный вестник плюс. 2014. Июнь-июль. С. 1–3.

  18. СЗ РФ. 2015. № 1 (ч. I). Ст. 10; № 13. Ст. 1811.

  19. Клячин Е.Н. Указ.соч. С. 20.

  20. Борисова Е.А. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: Учебник.. – М.: Юстицинформ, 2016.– С.22.

  21. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/

  22. Герасимов А.В. Надтачаев П.В. Роль нотариата в современном гражданском праве // Вестник Красноярского государственного аграрного университета, № 12 / 2014. С.- 277

  23. Черемных Г.Г. Новое законодательство в свете правоприменительной нотариальной практики: плюсы и минусы // Нотариус. 2009. № 2. C. 2—9.

  24. Ярков В. В. Нотариат и нотариальное право России: выбор модели развития // Сборник материалов и статей к 10 - летию центра нотариальных исследований. - Москва. - 2012. – С. 15.

  25. Ралько В.В. Нотариат : учебник / В.В. Ралько, Н.В. Репин, А.В. Дударев, В.А. Фомин. — М. : Юстиция, 2016. — С. 29.

  26. Лазаревский А. Диагноз института госкорпораций // ЭЖ-Юрист. – 2008. – № 6.

  27. Югов А.А. Понятие и система основных функций публичной власти // Рос. юрид. журнал. – 2008. – № 1. – С. 40.

  28. Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. – 2009.

  29. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/

  30. Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. – 54 с.

  31. Проблемы нотариата, как они видятся из Министерства юстиции // Материалы пресс-конференции // Нотариальный вестн. – 1998. – № 1. – С. 7–16. 11.

  32. Черемных Г.Г. «Параллельные» нотариальные конторы – вне закона // Рос. юстиция. 1997. – № 9. – С. 31–32; Черемных Г. Строители новых палат разваливают нотариат // Нотариальный вестник. – 1998. – № 7/8. – С. 78–80.

  33. Проект Федерального Закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации»// Российская газета от 18 ноября 2011 г. №1/155

  34. Бочковенко В.А. Калиниченко Т.Г. Смирнов С.В.О контроле в сфере нотариата в свете грядущей реформы // Российская юстиция № 9 (сентябрь) 2011г. С.- 9.

  35. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изменениями и дополнениями).URL: http://base.garant.ru/12157433/#ixzz4ZtVqce00

  36. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изменениями и дополнениями).URL: http://base.garant.ru/12157433/#ixzz4ZtVqce00

  37. Кайль А.Н., Батяев А.А. Комментарий к федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный) // СПС КонсулътантПлюс». – 2009.

  38. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (с изм. и доп. от 02.04.2014 N 39-ФЗ). URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_8824

  39. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 15.12.2016) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_49892/

  40. Якшилова Р.Н. Правовой статус нотариальной палаты (статья)// Материалы международной научно-практической конференции «1 Лужские научные чтения «Современное научное знание: теория и практика» - СПб, 2013 – 0,5 п.л.

  41. Смирнов С.В., Калиниченко Т.Г., Бочковенко В.А. Нотариат – публично- правовая саморегулируемая организация // Рос. юстиция. – 2011. – № 5. – С. 42–46.

  42. Комментарий к проекту федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Бюл. нотариальной практики. – 2010. – № 1. – С. 3–10.

  43. Романовская О.В. Нотариальная палата, публичная корпорация, саморегулируемая организация: проблемы терминологии // Нотариус. – 2005. – № 5. – С. 14.

  44. Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. – 2009.

  45. Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. – 2009.

  46. Романовская О.В. Нотариальная палата, публичная корпорация, саморегулируемая организация: проблемы терминологии // Нотариус. – 2005. – № 5. – С. 14.

  47. Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. – 2009.

  48. Нотариат за рубежом: позитивный опыт: сб. материалов и ст. / Центр нотариальных исслед. – СПб., 2006. – 177 с.

  49. Черемных Г.Г. Нотариат как институт предупредительного (превентивного) правосудия // Нотариус. – 1998. – № 5/6. – С. 72–75.

  50. Псарева Э.С. Деятельность нотариальной палаты в сфере правовой пропаганды и формирования имиджа нотариуса // Современный нотариат: сложившиеся стереотипы и технологии воздействия: материалы науч.-практ. семинара // Нотариальный вестн. – 2007. – № 5. – С. 20.

  51. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестн. гражданского права. – 2007. – № 3. – С. 72.

  52. Степанов Д.И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестн. гражданского права. – 2007. – № 3. – С. 60.

  53. Якшилова Р.Н. Правовой статус нотариальной палаты (статья)// Материалы международной научно-практической конференции «1 Лужские научные чтения «Современное научное знание: теория и практика» - СПб, 2013 – 0,5 п.л.

  54. Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат Российской Федерации // СПС Консультант Плюс. – 2009.