Файл: Правовые основы организации нотариата (Общие положения о нотариате в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от характера правового регулирования источники нотариального права подразделяются на материальные и процессуальные.

К процессуальным относятся, например, Основы законодательства о нотариате, Приказ Минюста РФ от 15 марта 2000 г. N 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации», и другие.[10]

К материальным относятся следующие нормативно правовые акты: Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (части первая, вторая и третья), Семейного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации и другие. По степени систематизации среди источников нотариального права можно выделить кодифицированные нормативные правовые акты и иные. Кодифицированным источником нотариального права по праву являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 года. Кроме того, к кодифицированным источникам можно отнести Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Семейный кодекс Российской Федерации.

В зависимости от уровня органа, принявшего нормативный правовой акт, источники нотариального права делятся на:

- нормативные правовые акты, принятые федеральными органами государственной власти;

- нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты принимаются в соответствии с актами федерального законодательства и действуют только на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в систему источников нотариального права входят:

1) Конституция Российской Федерации;

2) международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права;

3) федеральные законы;

4) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

5) нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

6) нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации;

7) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Помимо этого для формирования нотариального законодательства очень важны акты высших судебных органов Российской Федерации, и прежде всего, Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, а также судебная, в том числе арбитражная, практика, которые также играют важную роль в нотариальной деятельности, так как способствуют формированию единого правопонимания у нотариусов и субъектов гражданского оборота и способствуют созданию единой модели правоприменения.


В соответствии со ст. 39 Основ порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается Основами и другими законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.[11] Однако положения Основ, касающиеся порядка совершения нотариальных действий, не являются исчерпывающими и полностью регулирующими указанный порядок и требуют более детального регламентирования. В качестве сравнительного анализа можно вспомнить положения Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утвержденной приказом министра юстиции РСФСР от 6 января 1987 г. Многие ее положения являлись единственными, регламентировавшими (хотя и не в полной мере) порядок некоторых нотариальных действий, а отмена Инструкции увеличивает количество пробелов правового регулирования порядка совершения нотариальных действий нотариусами. Поэтому, несмотря на признание Инструкции утратившей силу, в сложившейся ситуации Федеральная нотариальная палата рекомендует нотариусам в целях выработки единой правоприменительной и судебной практики руководствоваться в нотариальной деятельности некоторыми отмененными положениями Инструкции, которые не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.[12]

По нашему мнению, применение этих положений будет соответствовать ст. 18 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»,[13] а также ст.ст. 5 и 6 ГК РФ, согласно которым применение данных положений, исходя из аналогии закона, «можно рассматривать в качестве обычаев делового оборота нотариальной деятельности, если оно отвечает общим началам и смыслу гражданского законодательства, требованиям добросовестности, разумности и справедливости». [14]

С целью оказания нотариусам практической помощи министр юстиции Российской Федерации приказом от 15 марта 2000 г. № 91 утвердил Методические рекомендации по совершению отдельных нотариальных действий нотариусами Российской Федерации.

С 2003 г. в Основы стали вноситься измене­ния, обусловленные развитием российского небюджетного нотари­ата, необходимостью повышения качества нотариальной деятель­ности, усиления контроля за деятельностью нотариусов. Серьезное влияние на содержание Основ оказывало и продолжает оказывать гражданское законодательство, о чем свидетельствуют изменения последних лет.[15]


Отказавшись от принятия нового закона о нотариате,[16] за­конодателем была избрана модель точечных изменений в Осно­вы и связанных с ними нормативных правовых актов. В декабре 2013 г. был принят Закон № 379-ФЗ, который, по мнению К.А. Кор­сика, стал одним из самых значимых за двадцать лет внебюджетного нотариата. Он расширил ряд предоставленных нотариусам полно­мочий, и дал иную трактовку самой сути нотариального удостове­рения и нотариального акта.[17]

Следует отметить, что правовой обычай является источником нотариального права в том случае, когда он служит источником права для той отрасли, нормы которой применяются при нотариальном действии.

Поскольку применение правового обычая в качестве источника правового регулирования допускается, например, Гражданским кодексом Российской Федерации, а сам Кодекс в качестве источника нотариального права применяется при нотариальной деятельности, то на практике вполне может возникнуть ситуация, что тот или иной вопрос, подлежащий разрешению при совершении нотариального действия и правовое регулирование которого должно осуществляться в рамках гражданского законодательства, не урегулирован законодательно. Таким образом, пробел гражданского законодательства лишит нотариальное действие, которое должно осуществляться в соответствии с законом, должной правовой основы. Тем не менее права и законные интересы граждан и юридических лиц не должны остаться без защиты только из-за несовершенства действующего законодательства. В данной ситуации нотариус, проверяя, например, содержание сделки на соответствие требованиям законодательства, должен проверить его и на соответствие правовому обычаю, если по условиям удостоверяемой сделки обычай подлежит применению.

Изменения законодательства о нотариате продолжились и в 2014–2015 гг. Принятие федеральных законов от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ и от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ[18] внесло изменения как в организационную составляющую нотариата (например, нормы о государственной поддержке нотариата, о поддержке нотариаль­ными палатами нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях – ст. 11.1, 11.2 Основ), так и в функциональную (напри­мер, продолжилось расширение перечня нотариальных действий, совершаемых нотариусом, – ст. 35 Основ).

Вывод о том, что нотариату суждено измениться, очевиден: «невозможно игнорировать глобальные изменения экономики и общества. У нотариата есть безусловный положительный потен­циал для того, чтобы не просто сохранить свои позиции, но стать одним из центральных институтов гражданского общества, гаран­тирующего безопасность частных соглашений, мир и спокойствие в семье.[19]


Таким образом, на основании вышеизложенного мы видим, что именно нотариат протяжении всей истории развития Российского госу­дарства и общества был предназначен для исполнения правоохрани­тельной, предупредительной роли, обеспечивающей лицам реа­лизацию бесспорных прав и создающей необходимые гарантии защиты права в случае его нарушения.[20]

Действующее законодательство не содержит норм, касающихся состава нотариального законодательства. Несомненно, следовало бы в законодательстве не только закрепить, какие акты входят в состав законодательства о нотариате, но и определить способ разрешения коллизий между ними; например, в случае возникновения противоречия между федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок совершения нотариальных действий, применяется федеральный закон.

Глава 2. Организация нотариата в Российской Федерации

2.1. Задачи и функции нотариата в России

Основные задачи нотариата сформулированы в ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате и заключаются в охране собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, организаций и учреждений, укреплении законности и правопорядка, предупреждении правонарушений путем своевременного и соответствующего нормам законодательства РФ, удостоверении договоров и сделок, оформлении наследственных прав, совершении исполнительных надписей и иных нотариальных действий.[21] Суть деятельности нотариальных органов состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить реальность приобретаемых прав и закрепить их установленной юридической форме.

В своей деятельности органы нотариата руководствуются действующим законодательством РФ и требуют его соблюдения от всех заинтересованных лиц, обращающихся с просьбой о совершении нотариальных действий.

С задачей по укреплению законности тесно связано предупреждение правонарушений. Нотариальные органы оказывают большое влияние на многие стороны хозяйственной деятельности участников экономических отношений, способствуют реализации гражданских прав и предупреждению их возможного нарушения. Так, при выдаче гражданину свидетельства о праве на наследство нотариусы строго следят за тем, чтобы не были нарушены права несовершеннолетних и нетрудоспособных наследников. Обнаруживая нарушения законности гражданами или должностными лицами, нотариусы сообщают об этом руководителям соответствующих учреждений и организаций либо прокурору. Стоящие перед органами нотариата задачи по охране прав физических и юридических лиц имеют много общего с задачами суда, но осуществляются они иными методами и способами, присущими только нотариату, деятельность которого имеет предупредительный характер. В случае спора в суде нотариально удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своих прав, так как содержание прав и обязанностей договаривающихся сторон, подлинность подписей, время заключения договора, официально подтвержденные нотариальным органом, являются бесспорными и достоверными.


Деятельность нотариата имеет своим предметом только бесспорные дела в отличие от судебной, предметом которой по преимуществу являются споры о праве.[22]

Весьма распространенным является мнение о том, что задачей нотариата как института гражданского общества является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, основанная на критерии бесспорности. Нотариат способствует и помогает государству, предупреждая споры уже на стадии согласования условий сделки и ее заключения. Тем самым он снижает количество гражданско-правовых споров, облегчает их рассмотрение в суде, поскольку, во‑первых, нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, во‑вторых, более достоверны и отражают действительную волю сторон. Как известно, институт нотариата выполняет и публичную функцию в интересах общества и государства; учитывая сущность нотариата и публичный характер нотариальной деятельности, законодательством предусмотрено совершение нотариусами ряда действий как в интересах обратившихся лиц, так и государства. Государство, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан с помощью государственно-правовых механизмов, наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса.

В научной литературе существует множество различных определений и классификаций нотариальных функций. Наиболее близким к действительности является определение, данное Г. Г. Черемных и И . Г. Черемных, которые утверждают, что «функции нотариата представляют собой основные направления его деятельности, отражая особенности нотариата как уникального правового института, имеющего дуалистическую природу и призванного осуществлять защиту субъективных прав граждан и юридических лиц в частно-правовой сфере и осуществляющего деятельность на принципе публичности».[23]

В. В. Ярков рассматривает нотариальные функции как содержательные характеристики, отражающие основные направления и сущность деятельности органов нотариата в правовой системе России.[24]

С точки зрения видов и признаков нотариальных функций в литературе существует следующая классификация, которой и мы будем придерживаться в данной курсовой работе:

  1. социальные функции, характеризующие место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России.