Файл: Рынок ценных бумаг (Государственное регулирование российского РЦБ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Четвертая особенность рынка: выступает как средство создания экономики эффективной с точки зрения рыночного механизма; регулирует движение ссудного капитал (долгосрочного).

Пятая: определяет размеры сбережений и инвестиций в определенной стране, а также масштабы, темпы и эффективность экономики страны, где происходят данные процессы.

Шестая: основа рынка ценных бумаг является первичный рынок ценных бумаг, определяя совокупные темпы развития и его масштабы.

Характерной современной его особенностью является различия в объемах первичного рынка в различных западных странах. Это можно объяснить различными возможностями экономики (национальным богатством, количеством различных ресурсов, возможностями инвесторов, эффективностью законодательства, политической и социальной напряженностью).

Интересно, что законодательство некоторых стран регулирует такой показатель как доля собственных и заемных капиталов, однако во всех странах, где существует рынок ценных бумаг законодательно закреплено максимальный размер заемных средств.[4]

При превышении данного уровня может произойти все, что угодно и данный переход сопряжен с огромными рисками не только для компании, но в первую очередь для инвесторов.

Вторичный рынок ценных бумаг называется еще как фондовая биржа, то есть это биржевой рынок. На вторичный рынок поступают ценные бумаги, которые прошли первичный рынок.

В некоторых западных странах на вторичном рынке иногда поступают эмиссированные акции первичного рынка. Фондовая биржа имеет дело в основном с акциями и иногда с облигациями как государственными, так и частными. Данная биржа связана с перераспределением денежных средств (капиталов), хотя одной из функций является мобилизация денежных средств в экономику страны.

Фондовая биржа (вторичный рынок ценных бумаг) – это постоянно и традиционно действующий рынок с обозначенным временем и местом совершения сделок по купли/продаже ценных бумаг. Это один из важнейших элементов механизма рынка ценных бумаг и современной мировой экономики.

Данный рынок ценных бумаг является воплощением рыночной экономики и воплощает в себе все его основные концепции и механизмы, позволяя совершать неограниченное количество сделок. Важнейшей ролью вторичного рынка является торговля ценными бумагами, концентрация и централизация денежных средств (капитала), а также при осуществлении операций спекулятивного характера спекулятивных операций.


В семидесятых годах двадцатого века еще одним из факторов уменьшения роли вторичного рынка ценных бумаг (фондовой биржи) является демпинг со стороны крупных финансово-кредитных учреждений мелких инвесторов, а также развитие рынков ценных бумаг (параллельных), уход индивидуальных инвесторов из-за снижения курса акций вследствие нестабильности экономической системы.

Под мелкими инвесторами обычно понимаются служащие с высокими доходами, а также рабочие, буржуазия и лица свободных профессий. Что касается буржуазии, то к ней относится только мелкая, а не крупная или средняя.

Для сегодняшнего вторичного рынка характерно то, что данные слои населения выбирают для размещения своих сбережений на депозитах (сберегательные счета в банке), покупать страховки по страхованию жизни, инвестировать в пенсионные фонды, а также в дешевые (а, следовательно, высоко рисковые) акции инвестиционных компаний.[5]

Некоторые функции по размещению акций и облигаций перешли к инвестиционным банкам, а также к коммерческим банкам, банкирским домам, страховым компаниям, инвестиционным компаниям, но обязательно все данные организации должны является членами фондовой биржи и проводят данные сделки от имени их владельцев по доверенности. Финансово-кредитные учреждения проводят политику увеличения объема сделок как в количественном, так и в качественном отношении.

Исходя из всего вышесказанного можно заметить то, что финансово-кредитные учреждения западных стран (ведущих) становятся монополистами на вторичном рынке ценных бумаг, причем это касается всех ценных бумаг, что является объяснением процесса увеличения пакетов акций на данном рынке и увеличению влияния данных учреждений на фондовую биржу.

Это все привело к созданию некоторых негативных явлений при работе фондовой биржи (вторичного рынка), что в свою очередь повлекло замену небольших пакетов акций более крупными, а это, в свою очередь, повлекло совершение сделок по купле/продаже на гораздо более выгодных условиях для инвесторов, покупающих большую долю эмиссии ценных бумаг.

Этот процесс можно по-другому назвать слиянием или поглощением одной компании другой путем скупки контрольного пакета акций на вторичном рынке и получения права контролировать, управлять деятельностью компании.

Такая большая концентрация долей ценных бумаг у финансово-кредитных учреждений дает возможность им купить/продать ценные бумаги и за пределами данного рынка (ценных бумаг).[6]


Глава 2 Государственное регулирование российского РЦБ

2.1 Функционирование рынка ценных бумаг

Российский финансовый рынок относится к развивающимся рынкам.

В то же время, частный сектор на финансовом рынке уже преобладает. В начале 2012 года обязательства частного сектора составляли 299 млрд. долл. (акции - 170, банковские кредиты - 105, рублевые корпоративные облигации - 7, корпоративные еврооблигации - 17), а государственные обязательства - только 54 млрд. долл. (ГКО и ОФЗ - 11, государственные еврооблигации - 35, вэбовки - 8). [7]

В 2013 году капитализация российского рынка акций выросла до 481 млрд. долл. В 2014-15 гг. доля государства в РЦБ продолжила свое снижение за счет снижения доли Банка России в капитале Сбербанка, доли Правительства РФ в капитале Внешторгбанка, а также в капиталах других корпораций.

Развитость финансовой системы страны характеризует отношение ее размера (капитализация рынка акций + государственных и частных облигаций + активы банковской системы) к ВВП. Россия пока уступает развитым странам и ведущим развивающимся странам по этому важнейшему показателю (см. табл. 1).

Табл. 1. Отношение размера финансовой системы к ВВП

Страна

Отношение размера финансовой системы к ВВП, %

Великобритания

710

Франция

630

Германия

615

Япония

610

США

505

Китай

290

Бразилия

210

Россия (2013 г.)

100

Функционирование рынка ценных бумаг должно регулироваться государством. Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности ценных бумаг, выработке национальной модели РЦБ, в создании благоприятных условий для функционирования бирж, работы профессиональных участников РЦБ и самого РЦБ в целом, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту экономики.


Задачи государства в части создания и развития системы регулирования РЦБ сводятся в основном к следующему:

- разработке идеологии, инфраструктуры, законодательной базы и стратегии развития РЦБ;

- эффективному использованию финансовых ресурсов (государственных и частных) для развития экономики страны;

- установлению "правил игры" для участников рынка;

- обеспечению безопасности;

- созданию системы информации о состоянии рынка и обеспечению ее открытости;

- формированию системы страхования инвесторов от возможных потерь;

- пресечению преступной деятельности на РЦБ;

- регулированию развития рынка государственных ценных бумаг.

В мировой практике существуют три основные модели регулирования РЦБ:

1) путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидерланды, Португалия);

2) путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания);

3) через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).

Для российского рынка ценных бумаг ближе американская модель организации и регулирования, как на законодательном, так и на организационном уровнях. Однако сущность американской модели РЦБ, в которой основная масса акций свободно обращается на вторичном рынке ценных бумаг, пока не реализована.

В РФ к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

- ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам);

- Министерство финансов РФ;

- Центральный банк РФ;

- Комитет по управлению государственным имуществом РФ;

- Антимонопольный комитет РФ;

- Министерство по налогам и сборам РФ;

- Министерство юстиции РФ;

- Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и др.[8]

Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: регистрация всех участников рынка ценных бумаг; обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.

Правовую основу функционирования рынка ценных бумаг составляют законы РФ, решающие следующие вопросы:

- юридический статус ценных бумаг;

- разграничение прав и ответственности эмитента и посредника;


- формы эмиссии ценных бумаг (наличная и безналичная эмиссия);

- регистрация реестров ценных бумаг;

- создание депозитариев;

- защита имущественных прав инвесторов;

- гарантии участников рынка права на компенсацию со стороны должников;

- контроль за эмиссией ценных бумаг;

- контроль за работой банков с ценными бумагами.

Законодательство регулирует выпуск и функционирование векселей (в меньшей степени), акций, облигаций и других ценных бумаг. Государство лицензирует деятельность бирж, брокеров, других профессиональных участников РЦБ, инвестиционных институтов с целью повышения профессионализма участников РЦБ. Законодательно оформляются правила обращения деривативов - производных ценных бумаг (фьючерсов, опционов и др.).

Лицензированием деятельности коммерческих банков и кредитных организаций занимается Банк России, страховых организаций - Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью.

 Как уже отмечалось, РЦБ РФ пока недостаточно развит. И основную долю составляют голубые фишки - ценные бумаги госмонополий и олигополий. В то же время РЦБ имеет высокие темпы развития. Появились новые рынки ценных бумаг (рынок корпоративных облигаций и срочный рынок ценных бумаг), создана система коллективных инвестиций.[9]

Капитализация российского рынка акций в конце 2013 года составила 265 млрд. долл. или 45% ВВП. В 2012 году российскими предприятиями на рынках ценных бумаг было привлечено в совокупности 11,4 млрд. долл., в т.ч. на внутренних рынках - 2,7 млрд. долларов.

Капитализация российского рынка акций резко выросла в 2014 г. и составила 481 млрд. долл. - 63% ВВП.

В 2015 году капитализация рынка акций выросла примерно на 70%. Российскими предприятиями на рынке ценных бумаг в 2013 году было привлечено 15,5 млрд. долл., в том числе на внутреннем рынке - 5,3 млрд. долл.

За 2014 год аналогичные показатели составили, соответственно, 29,7 млрд. долл. и 9,4 млрд. долл. Однако рынок акций по-прежнему характеризуется малым количеством ликвидных финансовых инструментов. Основную долю капитализации рынка (64,3 % - по состоянию на 30 декабря 2014 г.) составляли компании нефтегазового сектора.

 Внутренний рынок корпоративных облигаций является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг. Однако он не может пока конкурировать с внешними заимствованиями. В 2014 - 2015 годах доля еврооблигаций, выпущенных российскими предприятиями, составила 66%.

Российский фондовый рынок пока не служит одним из основных источников инвестиций. Его доля в инвестициях невелика.