Файл: Методические рекомендации по подготовке диверсификации деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы стратегии диверсификации предпринимательской деятельности

1.1 Понятие, цели и мотивы диверсификации предпринимательской деятельности

1.2 Виды и методы диверсификации предпринимательской деятельности

1.3 Факторы, влияющие на проведение диверсификации деятельности предприятий

Глава 2. Анализ стратегии диверсификации на примере предприятия ИП Железнов А.Б.

2.1 Анализ экономического состояния предприятия ИП Железнов А.Б.

2.2 Анализ возможных путей развития организации

2.3 Методические рекомендации по подготовке диверсификации деятельности предприятия

2.4Методические рекомендации по осуществлению диверсификации деятельности предприятия

2.5Эффективность разработанных рекомендаций по диверсификации предпринимательской деятельности

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время предпринимательская деятельность занимает значительную часть экономики. В каждой сфере деятельности существует большая конкуренция, заставляющая предпринимателей непрерывно развивать свои организации. Однако, существуют ситуации, в которых стратегия роста предприятия невозможна. В таких ситуациях можно диверсифицировать производство с целью получения финансовой синергии.

Диверсификация крупных предприятий разработана довольно подробно, в отличие от реализации данной стратегии в мелких организациях.

Целью данной работы будет разработка рекомендаций по созданию диверсификации деятельности предприятия.

Задачи:

  1. изучить теоретические основы стратегии диверсификации предпринимательской деятельности;
  2. проанализировать экономическое состояние предприятия и возможные пути развития организации;
  3. разработать методические рекомендации по подготовке и осуществлению диверсификации деятельности предприятия;
  4. оценить экономическую эффективность разработанных рекомендаций по диверсификации предпринимательской деятельности.

Объектом исследования является ИП Железняков И.И.

Предметом исследования – анализ стратегии диверсификация на предприятии

Теоретической и методологической основой исследования послужили идеи и концепции ученых по исследуемой проблеме: Петрова А.Н., Фахтудинова Р.А., Зуба А.Т., Виханского А.С., Лафта Дж.К. и других.

Основными методами исследования являются изучение и анализ научной литературы, наблюдение, описание и прогнозирование.

Информационной базой анализа экономического состояния предприятия послужила бухгалтерская отчетность ИП Железнов А.Б. за период с 2014 по 2016 гг. Использование этих источников информации позволяет провести глубокий, подробный анализ, наметить пути дальнейшего роста эффективности производства.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по практической реализации стратегии диверсификации на примере ИП Железнов А.Б., представленных в главе 2.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Глава 1. Теоретические основы стратегии диверсификации предпринимательской деятельности

1.1 Понятие, цели и мотивы диверсификации предпринимательской деятельности

В хозяйственной практике могут быть предложены разнообразные стратегические альтернативы развития и роста компании. Одна из таких альтернатив – диверсификация.

Для того чтобы понять, что такое стратегия диверсификации деятельности предприятия, необходимо разобраться с самим понятием «диверсификация». Существует огромное количество определений этого понятия. Рассмотрим основные из них.

Романов А.П. считает, что «диверсификация (изменение, разнообразие) – это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента изделий, видов услуг, географической сферы деятельности и т.д.). В узком смысле диверсификация – проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной деятельности» [24, с. 17].

В.П. Сладкевич дал следующее определение: «Диверсификация – приложение усилий фирмы в разные товарные группы (рынки, группы покупателей) для снижения финансового риска. Используется для того, чтобы фирма не стала слишком зависимой от одного рынка или товарной группы [25, с. 49].»

Довольно лаконичное определение приводит в своем учебном пособии Зуб А.Т.: «Диверсификация – процесс проникновения фирмы в другие отрасли производства» [11, с. 254].

В дальнейшем в работе мы будем придерживаться следующего определения, данного известным ученым И. Ансоффом, уделившим большое внимание этой проблеме. Оно выглядит следующим образом: «Диверсификация – это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих» [21, с. 209].

Петров А.Н. [21] выделяет три процесса (мотива) диверсификации:

  1. замена – этот процесс используется для имеющейся комбинации продукт–рынок, которая утратила свою жизнеспособность в силу либо «морального» износа, либо жесткой конкуренции;
  2. дополнение – данный процесс целесообразно применять для существующей комбинации продукт–рынок, которая достигла стадии зрелости и насыщения, когда рост потенциала не оправдывает применения допустимых средств и ресурсов;
  3. страхование – этот процесс может использоваться для преодоления условий спада либо возможного перенасыщения рынка. Он осуществляется преимущественно путем распределения инвестиций и величины риска на все сферы производства.

Все эти процессы, рассматриваемые в качестве побудительных мотивов, могут существовать отдельно, но могут и сочетаться друг с другом. Это зависит от конкретных обстоятельств в каждой компании, поэтому и выбор формы диверсификации требует хорошего обоснования и тщательного планирования в соответствии с этими обстоятельствами.

Романов А.П., Жариков И.А. и другие [10, 24] мотивы диверсификации рассматривают более подробно и включают в них:

  1. экономию на «масштабе производства», т.е. снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства. Так называемый эффект масштаба проявляется при увеличении объема производства (при расширении собственного производства либо при слиянии или поглощении другой компании) за счет снижения издержек при закупках с использованием оптовых скидок, при получении кредитов на более выгодных условиях, при снижении расходов на рекламу в расчете на единицу продукции, и т.д.;
  2. снижение риска на рынках происходит по причине того, что, предлагая товары на различных рынках, предприятие распределяет свой общий риск по этим рынкам, причем его величина по оценке меньше, чем средневзвешенные риски, вызванные предложением продуктов на отдельных рынках;
  3. прогнозную прибыль по предварительным расчетам (бизнес-план), (ожидание руководства);
  4. совместную деятельность (сбыт, реклама, маркетинг, информация), которая дает возможность снизить издержки за счет использования уже существующей сбытовой сети, за счет проведения совместных рекламных компаний и т.д.;
  5. доступ к новым технологиям, ресурсам и рынкам, достигающийся в случае приобретения одной компании другой, при этом основной целью приобретения может являться интеллектуальная собственность, например, патенты или произведенное ноу-хау, либо имеющая хорошую репутацию на рынке торговая марка;
  6. устранение пробелов в производственном процессе может достигаться при создании или присоединении производств, входящих в технологическую цепочку существующего производства.

Основной целью диверсификации является увеличение прибыли за счет использования рыночных преимуществ.[15, С. 603]

Специфические цели, поставленные для определенных ситуаций, могут быть сгруппированы в три основные категории:

  • цели роста, которые должны способствовать регулированию баланса в условиях благоприятных тенденций;
  • цели стабилизации, предназначенные для защиты от неблагоприятных тенденций и непредсказуемых явлений;
  • цели гибкости, предусматриваемые для усиления позиции компании в случае непредсказуемых событий. [20, С. 43]

Диверсификация имеет следующие преимущества:

    1. возможность распределить риск, предлагая несколько продуктов на различных рынках, при этом нужный объем продаж или убытки на первом рынке компенсируются высоким объемом продаж и большой прибылью на втором рынке. В итоге общее состояние предприятия оказывается удовлетворительным;
    2. переориентация деятельности со старых приходящих в упадок рынков сбыта на новые;
    3. ведет к синергии;
    4. способствует эффективному использованию избытка средств. [12, С. 103]

Недостатки диверсификации:

  1. экономические (неизбежный рост расходов (издержек));
  2. управленческие – повышается сложность управления предприятием;
  3. потребительские – эффект диверсификации не гарантирует стабильность (или рост) потребительского спроса;
  4. требует знаний и опыта, чтобы хорошо управляться с новыми продуктами или услугами;
  5. конкурентные – игнорируется важнейшее требование стратегии конкуренции: в первую очередь конкурируют не диверсифицированные предприятия, а только входящие в их состав производства. [4, С. 23]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что диверсификацией является стратегия развития организации, которую используют в ситуациях, когда дальнейшее развитие основного производства невозможно, для снижения риска либо для получения возможности овладеть новой технологией или новым рынком. Побудительные мотивы диверсификации могут существовать отдельно, но и могут сочетаться друг с другом. Поэтому выбор формы диверсификации требует хорошего обоснования и тщательного планирования. [6,С. 32]

1.2 Виды и методы диверсификации предпринимательской деятельности

Рассмотрим основные виды диверсификации. Петров А.Н. выделяет их два:

  • «косвенная, при которой общие факторы ограничены финансами и управлением коммерческими предприятиями. Ситуация характерна для инвестиционных компаний и промышленных холдинговых групп;
  • прямая, когда существуют дополнительные общие факторы, такие как технологическое ноу-хау, маркетинговые или экспертные услуги».

Поршнев А.Г. отмечает следующие разновидности диверсификации:

  • «по номенклатуре выпускаемых изделий;
  • по рынкам;
  • по месту расположения производственных и других отделений, филиалов, дочерних структур организации» [18, с. 212].

Связанная диверсификация – проникновение в смежные отрасли.

Несвязанная диверсификация преследует цель усиления экономической устойчивости компании путем вхождения в новые непрофильные отрасли и общего увеличения активов. [23]

Наиболее распространенные классификацией стратегии диверсификации являются следующие подвиды:

  1. стратегия централизованной диверсификации – базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, которые заключены в существующем бизнесе. Существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы;
  2. стратегия горизонтальной диверсификации – предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. Новый продукт по своим качествам должен быть сопутствующим уже производимому продукту;
  3. стратегия конгломеративной диверсификации. Эта стратегия состоит в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных новых продуктов с уже производимыми продуктами и реализует их на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов. Например, от компетентности персонала, и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п. [12,С. 29]

Исследование сущности понятия диверсификация производства и причин возникновения показывает, что методы ее проведения находятся в жесткой зависимости от сферы бизнеса и управления предприятием.

Диверсификация требует такой степени гибкости в подходах к ее реализации, что в начале планирования деятельности не следует исключать ни одного из них. Каждый случай диверсификации требует соответствующего подхода и анализа, и одновременно должны быть рассмотрены все возможные методы. В самом общем виде программы по проведению диверсификации могут включать один из нижеперечисленных методов: [11,С. 63]

  1. адаптация. Весь существующий персонал, а также оборудование должны использоваться для достижения в дальнейшем большего разнообразия товаров и услуг. Этот метод вполне естествен для компаний, персонал которых пропитан духом исследований;
  2. экспансия (расширение). Повышение производительности происходит за счет увеличения количества оборудования и качества организации, что, как правило, ведет к увеличению ассортимента продукции;
  3. поглощение. Фирма, занятая в определенной сфере деятельности, поглощается путем покупки либо за наличные, либо за акции, либо за их комбинацию. Центральные корпоративные функции распространяются и на новый отдел, и на навыки и опыт управления поглощенной компании и начинают работать в целом на вновь образовавшуюся компанию;
  4. слияние. Объединение компаний приблизительно одинакового размера и рода деятельности;
  5. присоединение. Заинтересованность в какой-либо компании, которая проявляется либо как непосредственное участие, либо как контроль над другой компанией. Однако присоединившая компания продолжает функционировать как независимая структура;
  6. инвестиции. Весь процесс вовлечения наличных денег, управленческого таланта, технических навыков, патентов и других ресурсов должен протекать таким образом, чтобы компания смогла извлечь из этого определенные виды преимуществ, к примеру, гарантированные поставки сырья и доходы по инвестициям, определенные выгоды от сотрудничества с другими фирмами. В некоторых случаях компании могут образовывать новую корпорацию;
  7. содействие. Оказание поддержки поставщику или покупателю в проведении диверсификации или в расширении их деятельности. По большому счету потребности покупателя в производственной сфере можно охарактеризовать как фактор, существенно способствующий процессу диверсификации. [20,С. 142]