Файл: Сетевая форма организации бизнеса: основные понятия, определения и концепции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История первой продажи на аукционе eBay показывает нам, что сетевая коммерция открывает потрясающие возможности для организации редких видов бизнеса, занимающих свою узкую нишу на рынке. Даже если товар, который вы производите (продаёте), интересен лишь пятидесяти людям на планете, ваш бизнес может процветать! Это то, на что реальный ритейл в принципе не способен в силу ограниченности и локальности его возможной- стей. Учтем также, что порог входа в операции сетевой коммерции чрезвычайно низок: вам нет необходимости арендовать помещение и нанимать персонал; продвигать и рекламировать товар можно самостоятельно, не нанимая дорогостоящих профессионалов; для продаж можно использовать уже существующие площадки (eBay.com, Молоток.Ру и т.п.), регистрация в которых бесплатна, а потенциальных покупателей - миллионы. В конце концов, всё, что вам надо, - это компьютер и безлимитное широкополосное подключение к Сети. Всё остальное зависит исключительно от вас и ваших идей. [19.C.43]

Всё сказанное убедительно свидетельствует, что сетевая коммерция - идеальное поле деятельности для малого и среднего бизнеса.

2.2. Предприятие в сетевой экономике

Тема функционирования предприятия в условиях сетевой экономики развита в лекциях В.Г. Купермана [15]. Изложим здесь некоторые положения его работы.

Хозяйственная деятельность любого предприятия протекает в тесной взаимосвязи с другими субъектами и объектами экономической деятельности. Их объединяет многообразие связей: материальных, финансовых, правовых, организационных и информационных. Субъекты и объекты экономической деятельности вместе с установленными между ними связями образуют среду функционирования предприятия. В процессе своей жизнедеятельности предприятие воздействует на среду, также, как и среда воздействует на предприятие. Очевидно, что цели этого взаимодействия у различных сторон различны. Цель предприятия как активного агента - обеспечить себе наилучшие условия существования в среде. Цель и задача среды - заставить предприятие занять место, при котором его польза для среды наибольшая [15].

В условиях командно-административной экономики информационной системой верхнего уровня является вышестоящая организация. В условиях рынка эти функции выполняют ценовые сигналы. Однако если предприятие является частью более крупного объединения типа корпорации, в качестве информационной системы верхнего уровня выступает единая информационная сеть, которая предъявляет свои собственные требования к целям предприятия. [20.C.43]


Информационная среда экономической деятельности хозяйствующих субъектов формируется под влиянием двух противоположных тенденций:

  1. Стремления экономических агентов к интеграции с целью объединения усилий в конкурентной борьбе, расширения доступа к информационным ресурсам и улучшения информационного взаимодействия;
  2. Стремления к созданию информационных барьеров с целью обеспечения коммерческой безопасности и конкурентных преимуществ.[8.C.22]

С середины 1990-х годов на эти процессы самым существенным образом начали влиять достижения в области информационных технологий, в частности массовое распространение Интернет - технологий. Их воздействие на мировой и национальные рынки заключается в том, во-первых, что при управлении предприятием приходится учитывать ограниченную длительность информационных преимуществ в конкурентной борьбе, а, во- вторых, что рынок потребителей приобрел не только новый инструмент получения объективной и разносторонней информации, но и новую среду совершения торговых сделок, масштабы которой экспоненциально растут. [20.C.43]

Информационные потоки сопровождают весь производственный цикл предприятия: от выбора поставщиков сырья до сбыта продукции. Известны методы деловой разведки на основе анализа информации об интеллектуальной собственности (патенты и товарные знаки), которые позволяют судить о направлениях инновационной деятельности фирмы-конкурента. [4.C.87]

Развитие хозяйственной деятельности в Интернет стимулируется различными международными и национальными организациями. В начале 1998 года Всемирная торговая организация приняла решение освободить от обложения таможенными пошлинами программные продукты и данные, приобретенные и доставленные с помощью Интернет. В США при продажах через Интернет действует мораторий на изъятие налога с продаж, который при обычной торговле составляет 5-10 % от цены товара. В странах, входящих в Европейскую Комиссию, действуют национальные программы развития различных элементов сетевой экономики. [23.C.87]

Обозначим основную задачу хозяйствующего субъекта как борьбу за выживание. В этом смысле получение прибыли есть цель борьбы за выживание в условиях рыночной экономики. Для того чтобы ответить на вопрос, как меняется цель в сетевой экономике, уточним, как сетевые особенности влияют на практику хозяйственной деятельности. Объективной причиной усиления сетевых свойств экономики является интенсификация информационного взаимодействия при вхождении предприятия в сферу электронной торговли. [21.C.77] С появлением единой информационной среды мировой экономики предприятия получают новые возможности выхода на мировой рынок: минимальные затраты на размещение коммерческих предложений (в ряде случаев такие объявления принимаются бесплатно); глобальная осведомленность о рыночной конъюнктуре; участие в электронном рынке. Выход предприятия на электронный рынок несет выгоды как производителю, так и потребителю продукции (Табл. 2).


Табл. 2. Преимущества участия в электронном рынке [15]

Для производителя

Для потребителя

Сокращение затрат на сбыт, рекламу и содержание розничной сети

Снижение цены (фактически продукция реализуется в розницу по оптовым ценам)

Уменьшение затрат на хранение запасов готовой продукции при поставках «под заказ»

Возможность индивидуализации товара (покупка продукции с заранее оговоренными особенностями и изменениями)

Создание собственного ИЭП

Упрощение процедуры совершения сделки купли-продажи

Оптимизация системы обеспечения производственными ресурсами

Увеличение выбора

Наиболее четко преимущества электронного рынка иллюстрируются примерами, находящимися на разных полюсах стандартизации. Понимая стандартизацию как возможность индивидуальной настройки товара под нужды потребителя, к наиболее стандартизованным товарам следует отнести продукцию, потребительская стоимость которой не может быть изменена путем доработки или модификации. [19.C.54] При поставках товаров абсолютно одинакового качества единственным путем борьбы за потребителя является ценовая конкуренция. На современном электронном рынке таким товаром являются книги, компакт-диски и т.п.

На другом полюсе стандартизации находятся компьютеры, программное обеспечение и автомобили. Применение Интернет - технологий при торговле этими видами продукции дает ощутимое снижение стоимости оформления и выполнения заказов. [21.C.76]

Таким образом, мы приходим к выводу, что основная задача предприятия в условиях сетевой экономики - всемерное расширение своего информационно-экономического пространства (ИЭП) [15]. Первым шагом на этом пути является формирование корпоративных информационных сред. Создаваемые (в результате встраивания информационных технологий в процесс функционирования организаций) внутрифирменные и корпоративные информационные сети исторически являются предшественницами глобальной сетевой среды. Удачное использование информационных технологий превращает организацию в сетевую структуру, что дает ей новое качество, статистически прямо не сопоставимое с ее предшествующей традиционной формой существования. Главный выигрыш от этого состоит в улучшении использования всех ресурсов организации, в повышении ее гибкости и адаптивности к внешним и внутренним проблемам, в повышении качества принимаемых решений, и как следствие - более высокая конкурентоспособность. Организация сетевых связей дает существенные преимущества при ведении хозяйственной деятельности как во внутрифирменном пространстве, так и при создании виртуальных корпораций [25.C.76].


Особенности сетевой экономики состоят в том, что в случае неготовности предприятия вступать в полном объеме в корпоративную среду, существует возможность создания виртуальных корпораций, объединенных только на метарынках Интернет. Таким образом, предприятие может быть участником одного материального и нескольких виртуальных корпоративных объединений, формируя свое собственное ИЭП. [15]

Табл. 3. Внутренние и внешние эффекты сетизации предприятий [15].

Корпоративные

Глобальные

Экономия на перемещениях (логистический эффект)

1.

Уменьшается воздействие ограничивающих факторов географического распределения участников совместной деятельности

Создаются новые преимущества для международных корпораций с широкой географией отделений, для фирм с гибкой структурой и для виртуальных корпораций

Развитие и совершенствование ИЭП (информационно-маркетинговый эффект)

2.

Сетевые технологии снижают затраты на формирование и поддержание внутренней информационной среды предприятия. В ответ на угрозу информационного переполнения создаются специализированные системы распространения оперативной информации

Информационное пространство предприятия приобретает свойство “управляемой прозрачности” - из внешней среды доступны только разрешенные информационные ресурсы предприятия; доступ к внешним ресурсам практически не ограничивается

Совместное формирование ресурсов (сетевой эффект)

3.

Внутрикорпоративные сети дают возможность сотрудникам оперативно влиять на оценку ситуации, вносить свой вклад в ее обсуждение и принятие решений

Формируется единое ИЭП поставщиков, производителей и потребителей, предприятие(или фирма) получает возможность управлять спросом

Действенная координация (синергический эффект)

4.

Расширение возможностей и повышение качества координации работ для различных производственных конфигураций меняет структуру внутрифирменных затрат: становится дешевле передавать часть работы на исполнение временным сотрудникам или внешним компаниям

Организация обратных связей позволяет имитировать в реальном времени экономические решения, в которых задействовано большое количество участников. В результате повышается точность принимаемых решений и улучшается координация в процессе реализации принятых решений.


Объединившись в виртуальную корпорацию, крупные компании и предприятия могут осуществлять через Интернет связь со штаб - квартирой, отделениями, филиалами, расположенными в разных регионах, а также со своими зарубежными представительствами. [7.C.65]

В данном случае Интернет предстает как естественное развитие локальных сетей компаний. Скрытая выгода от этого заключается в том, что нет необходимости в едином стандарте для внутренних сетей, если они имеют шлюз в Интернет. Виртуальная корпорация предъявляет гораздо более слабые организационные требования к участникам, но вместе с тем позволяет реализовать все преимущества единого ИЭП для предприятий: замкнутая цепочка производственно-торговых операций, минимальный риск доверия, способность противостоять монополиям в сети, коллективный маркетинг. [21.C.76]

В заключении перечислим возможные бизнес - модели поведения предприятий в сети, классифицирующие их по тому, кто является клиентом предприятия:

  • В2В (business-to-business) — бизнес для бизнеса;
  • В2С (business-to-consumer) — бизнес, ориентированный на конечного физического потребителя; [14.C.87]
  • С2С (consumer-to-consumer) — бизнес, обеспечивающий взаимодействие между большим количеством физических потребителей;
  • С2В (consumer-to-business) — системы обработки ценовых заявок, по которым потребители хотели бы приобрести товары и услуги;
  • В2С (business-to- government) — бизнес, оперирующий сделками между частными компаниями и правительственными организациями;
  • С2С (consumer-to-government) — бизнес, построенный на организации взаимоотношений физических лиц и государственных служб. [10.C.21]

Правильное понимание того, кто будет клиентом предприятия является важным звеном в планировании будущего бизнеса.

Выводы:

Новой тенденцией в сетевом бизнесе за последние годы можно считать стремление сетевых компаний все время расширять свою продуктовую линейку, в том числе и за счет ранее «непрофильных» и нематериальных продуктов (страховки, инвестиции, банковские карты и т. д.). Цель такого расширения ассортимента заключается в том, чтобы консультанты компаний имели возможность приобрести всю необходимую продукцию в одном месте, не заключая соглашений с другими компаниями. [13.C.76]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ развития экономической деятельности человека свидетельствует, что в условиях непрерывного совершенствования рыночных отношений, формирование новых моделей бизнеса обусловлено объективной необходимостью. В новых видах бизнеса концентрируется все прогрессивное предыдущих этапов развития. С точки зрения автора диссертации, одним из новых и прогрессивных видов хозяйственной деятельности на сегодняшний день является концепция сетевого бизнеса. Она как бы является следующим логическим шагом в эволюции системы рынка. В своей базовой основе сетевой бизнес включает три составляющие, которые являются мощными инструментами любого бизнеса: сетевой принцип работы, сетевой маркетинг и сетевой менеджмент.