Файл: Сетевая форма организации бизнеса: основные понятия, определения и концепции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информационные образы агентов - партнеров в ментальной модели должны иметь хорошие связи с реальными партнерами, которые в условиях малой группы формируются у носителя ментальной модели через прямые контакты с партнерами. В этом случае о ментальной модели можно говорить, как о некоторой коллективно поддерживаемой субстанции, которая уже не принадлежит единолично отдельному агенту, хотя она и может существовать только в его сознании. Начиная с определенного уровня развития информационных технологий, ментальная модель может быть отчуждена от агента на определенном информационном носителе, после чего она уже является одним из объектов экономической среды. [11.C.6]

Создавая в информационном пространстве образ материального мира, агенты сетевой экономики затем используют его для оптимизации экономических связей и повышения эффективности своей деятельности, в результате чего экономическое пространство претерпевает некоторые изменения, которые отражаются в информационных моделях, и процесс повторяется. В предельном чисто теоретическом случае вся экономическая система должна была бы достичь некоторого ледяного совершенства и замереть в покое (по аналогии со вторым законом термодинамики). Но, к счастью, ни создать идеальную модель, полностью адекватную действительности, ни реализовать существующую модель без искажений невозможно, что и обеспечивает жизнеспособность сетевой формы управления. [12.C.65]

В качестве еще одного признака укажем (V) распределение специфических сетевых товаров, ценность которых растет с их копированием. Лучше всего это положение иллюстрирует «закон факса» Кевина Келли: ценность факса, который существует всего в одном экземпляре, в точности равна нулю, так как послать сообщение — это факс никуда не может. При появлении второго факса, соединенного с первым, оба получают смысл для своего существования, так как теперь могут обмениваться сообщениями. При появлении третьего факса ценность всей сети возрастаем еще больше [20].

Под сетевым товаром, чьё ценообразование в корне отличается от обычного товара, понимается прежде всего информационный или программный продукт, однако, пример Келли показывает нам, что подобный эффект может наблюдаться и для реальной продукции. [12.C.44]

Выводы:

В заключение главы в краткой форме приведем все 12 законов Кевина Келли . Хотя работа «Новые правила для новой экономики» по меркам истории развития сетевой экономики появилась достаточно давно (в 1997), по глубине проникновения в материал ей до сих пор нет равных, и она часто цитируется:


  1. Закон связи: если число узлов растет как N, то количество связей растет как N*N. Сеть - это коллективное взаимодействие, связывающее воедино триллионы объектов живой и неживой природы через волокно или воздух. Такая Сеть и порождает Сетевую Экономику.
  2. Закон полноты («закон факса»): чем больше узлов в сети, тем более ценной она становится. Логика Сети переворачивает традиционные представления с ног на голову. В Сетевой Экономике ценность вырастает из изобилия и возрастает от повсеместного распространения («эффект факса»). Мощь приходит от избыточности. Копии очень недороги, так пусть они распространяются.
  3. Закон экспоненциального роста: сеть ведет себя как биологическая система. Экспоненциальный рост связан с быстрым ростом связей сети даже при небольшом увеличении числа узлов - первый сетевой закон.
  4. Закон переломных точек: изменения в системе происходят бифуркационным образом, т.е. система качественно меняется лишь, достигнув точки перелома. [4.C.65]
  5. Закон увеличивающихся отдач: увеличивающаяся отдача создается всеми участниками сети, они же делят прибыль. Новые участники увеличивают объем сети, а он, увеличиваясь, вовлекает новых участников.

Но Сетевая Экономика вознаграждает тех, кто продвигает децентрализацию и наказывает остальных.

  1. Закон обратного ценообразования: самое лучшее в сети дешевеет с каждым годом. Постоянно дешевеющие чипы, которые при этом обладают высоким качеством и производительностью, встраиваются в разрастающуюся сеть и это, прямо или косвенно, ведет к созданию более совершенных версий сетевых коммуникаций. Цена на передаваемый бит уменьшается по асимптотической кривой по направлению к нулевому уровню, конечно, его не достигая. Кроме того, цены транзакций, а также единиц информации, снижаются по той же траектории. Все объекты, которые можно скопировать, осязаемые и неосязаемые, приспосабливаются к закону инверсионного (обратного) ценообразования и становятся дешевле по мере их совершенствования. [7.C.12]
  2. Закон щедрости: двигайся к бесплатному! Ценность продукта пропорциональна его распространенности, поэтому поток копий увеличивает ценность каждой из них. Мало того: чем больше копий сделано, тем более нужными они становятся, поэтому распространение продукта начинает само себя поддерживать. [18.C.31]
  3. Закон преданности: сначала «накорми» сеть! Одно из основных свойств сети - это то, что у нее нет ни ясно выраженного центра, ни четких границ. Пользователи голосуют за максимальное расширение Сети. Сетевые компании погибнут, если Сеть не будет процветать.
  4. Закон временного спуска: так как сеть демонстрирует черты биологической системы, то поиск полной адаптированности в ней будет сопряжен с риском. Организациям приходится постоянно видоизменяться, чтобы не оказаться в положении «лучший в мире эксперт в быстро отмирающей технологии».
  5. Закон замещения: замещение материальных ценностей в сетевой экономике информацией. Происходит замещение «тяжелых и материальных» субстанций «легкими и информационными», т.е. замещение традиционных материалов сверхлегкими со встроенными электронными чипами (в автомобилях, например, и др. технике), благодаря чему вещи как бы теряют массу, «умнеют», обмениваются информацией, легко управляются и становятся членами сетевой экономики. [13.C.77]
  6. Закон «маслобойки»: любая инновация — это всегда разрушение, Сеть всегда в неравновесном состоянии. Отрицательная сторона Сетевой Экономики - постоянная гибель многих компаний, отраслей индустрии и рабочих мест. Ни на минуту не забывайте, что стабильность, успех, защита продуктивности - путь к гибели.
  7. Закон неэффективности: не решайте проблем, а ищите новые возможности! Производительность никогда не станет узким местом в Сетевой Экономике: она играет на руку человеческим устремлениям: повторы, копирование, автоматизация обесцениваются, а оригинальность, воображение, способность к творчеству растут в цене.

Келли отмечает ряд новых явлений, типичных для развития современной экономики на основе ИКТ. Ценность идей и выводов автора в том, что они демонстрируют, насколько глубоко современные информационные процессы преобразуют экономику. Они не просто приводят к повышению эффективности или появлению новых отраслей, - они преобразуют фундаментальные принципы функционирования экономической системы.

Глава 2. Сетевые формы организации бизнеса

2.1. Понятие сетевой формы коммерции

Сетевая коммерция является интегральной частью сетевой экономики. Синонимами этого термина являются электронная коммерция, е-коммерция, интернет-коммерция, интернет-бизнес и т.д. Определим это понятие следующим образом: Сетевая коммерция - это любая транзакция, совершенная посредством сети связанных между собой компьютеров, после которой происходит передача права собственности или права пользования товаром или услугой. В самом широком смысле - коммерческая деятельность с использованием Интернета. Как правило, имеются в виду механизмы, позволяющие упростить работу и продавцов, и покупателей. [12.C.7]

В отличие от сетевой экономики, как более глобального явления, сетевой коммерции посвящено достаточно много литературы на русском языке . Дело, видимо, в практическом интересе широких масс предпринимателей и быстром развитии сетевой коммерции (или в более широком плане - электронной коммерции) в России. Так как студентам читается отдельный кус «Основы электронной коммерции», остановимся здесь лишь на принципиальном вопросе - чем сетевая коммерция качественно отличается от обычных форм купли-продажи?

Как известно, в Интернете стремительно растет популярность такой формы продажи как онлайн аукцион (или интернет-аукцион, е-аукцион). Если в 2002 году доля аукционных продаж в сети составляла порядка 30% [13], то теперь по некоторым данным эта доля достигла 70-75%. Невооруженным глазом видно, что Интернет-торговля, основанная на е-магазине (е- shop) отступает. На международном рынке интернет продаж действуют такие гигантские аукционные площадки как eBay.com (основан в 1995 г.) с биржевой стоимостью порядка 41 млрд. долларов [19.C.44]. В системе зарегистрировано более 100 миллионов активных пользователей. В 2016 году через этот аукцион было продано товаров на сумму 62 млрд. долларов! [20]


Рис. 5. Интенсивность проведения транзакций на аукционной площадке eBay.com во время «черной пятницы» в США 27 ноября 2009 года. [20]

На Рис. 5 представлен один кадр анимации, демонстрирующей какой интенсивности достигают онлайн транзакции на eBay.com в определенные дни года. Отметим, что сама электронная форма проведения коммерции даёт совершенно новый инструмент исследований для ученых (экономистов, ин- форматиков, статистиков и др.) по визуализации данных и обработке экономической информации. Скажем, из рисунка хорошо видно, что наиболее активно покупают жители Пенсильвании, Флориды и Калифорнии. Кроме того, можно составить ясное впечатление о неравномерности экономического развития и распределении доходов в США. [20.C.54]

Подобные eBay аукционы действуют и на национальных площадках. Скажем, в российской аукционной системе Молоток.Ру (основан в 1999 г.) зарегистрировано около 3 миллионов пользователей, ежедневно совершается более 140 тысяч сделок [13.C.45]. Компания входит в пул восточноевропейких электронных аукционов, объединенных группой Allegro.

Между тем, в традиционной коммерции аукцион занимает весьма скромное место. Почему же аукцион стал настолько востребованным в условиях сетевой коммерции?

Рис. 6. Кривая спроса-предложения, выраженная через цену товара и прибыль продавца [11.C.6]

Хорошо известно, что в условиях рыночной экономики производитель не знает точный вид кривой спроса и предложения на свой товар. В самой простой форме эта кривая может быть представлена, как это показано на Рис.5. Чем ниже цена товара, тем меньше прибыль продавца. С другой стороны, в случае неограниченного роста цены прибыль также стремится к нулю, потому что товар переоцененный не пользуется спросом. Где-то между этими двумя предельными случаями располагается максимум прибыли, отвечающей конкретному значению цены. [20.C.54]

Конечно, товаропроизводитель хотел бы знать это значение, потому что он получает в этом случае максимальную прибыль. Сложность, однако, состоит в том, что из-за постоянной изменчивости рынок не позволяет товаропроизводителю «увидеть» эту кривую - она меняется как географически, так и по времени. Кроме того, на Рис. 6 представлен лишь самый общий вид кривой. На самом деле каждый конкретный вид товара имеет свою зависимость. [11.C.21]

Но дело тут даже не в изменчивости рынка. Как было блестяще показано в работе [22.C.46] даже в стационарных условиях и отсутствии конкуренции адаптивный подбор искомой цены монополиста представляет собой хаотическое блуждание около максимума («задача о хаотическом монополисте»). Таким образом, сама природа рыночной экономики, в рамках которой производитель обменивается с внешним миром ценовыми сигналами в условиях плохой информационной проницаемости среды, приводит к хаотическому поведению производителя на рынке. [6.C.33]


Предположим теперь, что в мире возникал глобальная коммуникационная система, позволяющая входить товаропроизводителям (продавцам) в прямой контакт со своми потребителями (покупателями). Что меняется в этом случае? Степень информационной проницаемости среды резко возрастает, и создание технических систем, которые бы позволяли использовать этот факт был лишь вопрос времени. Естественная эволюция нашла следующий способ решения проблемы слепого обмена ценовыми сигналами. Как правило, на электронных торгах продавец начинает аукцион с очень низкой ставки - на eBay она составляет 1 цент или 1 доллар. В дальнейшем покупатели (биддеры), делая ставки, в ходе торгов сами определяют сколько стоит данный товар здесь и сейчас. [19.C.54]

Таким образом электронный аукцион можно определить, как рейтинговое голосование покупателей за данный товар, а кривая спроса и предложения раскрывает свое содержание автоматически в ходе торгов. Учитывая, что количество потенциальных биддеров, которые могут принять участие в аукционе, составляет сотни миллионов людей (в реальности, конечно, меньше) и они разбросаны по всему миру, то результат оказывается достаточно точным. По крайней мере, усредненная прибыль, которую получают продавцы на интернет - аукционах больше, чем прибыль, получаемая с интернет магазинов. [13.C.54]

Кроме того, на аукционах играет свою роль и психологический фактор - часть участников торгов получает удовольствие от самого процесса борьбы. Разнообразные формы аукционных продаж (английский, голландский и скандинавский аукционы; аукцион с резервом; аукцион в слепую и т.д.) превращают продажи в игру, что предполагает раскрытие интеллектуальных способностей участников торгов и позволяет им получить эмоциональное и эстетическое удовольствие от самого процесса продажи. На фоне технологичной и предельно формализованной продажи в интернет - магазине (пришел, положил в корзинку и заплатил), аукцион выглядит более выигрышно. [21.C.54]

В компаний eBay.com существует такая легенда: тестируя систему, Пьер Омидьяр (основатель eBay) выставил на торги неисправную лазерную указку, которая тут же была мгновенно продана. Когда Омидьяр связался с покупателем и спросил его - понимает ли тот, что купил неисправную лазерную указку? На что получил ответ, что - да, понимает! А указка нужна ему, потому что он коллекционер неисправных лазерных указок. Если даже этот случай не имел места быть и это действительно легенда, её стоило бы придумать, - потому что здесь в полной мере подчеркивается мощь новых электронных способов продажи товаров. [23.C.87]