Файл: Сетевая форма организации бизнеса: основные понятия, определения и концепции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Современный этап экономического развития постиндустриального общества характеризуется динамичным проникновением электронных сетей во все сферы жизни человеческого общества и, в частности, в систему экономических отношений. Главной движущей силой электронного бизнеса становится повсеместное применение сетевых коммуникаций для передачи и распространения информации. Процессы внедрения новых информационных технологий оказывают влияние как на отдельные хозяйствующие субъекты, так и на экономику государств и человечества в целом. Формируется особое экономическое пространство - интернет-рынок, как система новых экономических отношений. Эти отношения существенно модифицируют правила функционирования рыночной экономики, так как возможности высокоскоор- динированных и скореллированных действий онлайн-сообществ во всеобщей коммуникационной среде не укладываются более в проскустово ложе классической рыночной экономики, определяемой как система, регулируемая через механизм стихийных рыночных трансакций. В наиболее далеко идущих концепциях сетевая экономика даже противопоставляется рыночной экономике. Всё это делает чрезвычайно важным задачу усвоения студентами основных понятий новой теории.

Развитие сетевой экономики обусловило потребность в специалистах по ведению электронного бизнеса, обладающих глубокими знаниями и практическими навыками как в области бизнеса, так и в области новых технологий. Прямые требования к специалистам в области сетевой экономики сводятся к наличию знаний и практических навыков:

  • в области систем и информационных технологий;
  • в экономике, менеджменте и предпринимательстве;
  • в формировании и реализации стратегий электронного бизнеса.

В настоящее время практическую реализацию проектов в области сетевой экономики осуществляют, как правило, специалисты информационных технологий, не обладающие полным объемом экономических знаний, что делает невозможным удовлетворение потребностей российского рынка.

Разработанность темы исследования. Исследованию проблем сетевой экономки уделялось внимание в работах следующих экономистов: Головина А.Н., Городилов В.А., Дик В.В., Лужецкий М.Г., Родионов А.Э. и др.

Целью исследования является изучение понятия, сущности и закономерностей развития сетевого бизнеса

В процессе реализации цели необходимо решить следующие задачи:


  • изучить понятие и сущность сетевой экономики;
  • рассмотреть особенности и значение сетевой экономики;
  • проанализировать понятие сетевой формы коммерции;
  • изучить роль предприятия в сетевой экономике.

Объектом исследования являются организационные формы сетевого бизнеса.

Предметом исследования являются организационно-экономические взаимоотношения между предприятиями при построении сетевой бизнес-модели.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых по проблемам формирования и развития сетевого предпринимательства в современных условиях.

Информационную базу исследования составили материалы периодической печати и сети Интернет.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ

1.1. Понятие и сущность сетевой экономики

Хотя формирование глобальной коммуникационной системы в рамках информационного общества оказывает на него всестороннее влияние, в данном пособии нас будет интересовать экономический аспект этого влияния. Нельзя сказать, что особенно ярко проявившиеся в наше время сетевые эффекты не имели места в прошлом. [2.C.54] Например, после прокладки в 1858 году по дну Атлантического океана телеграфного кабеля и установления прямой связи между Европой и Америкой наблюдался следующий эффект: торги, проводимые на биржах Лондона и Нью-Йорка стали непосредственно влиять друг на друга. Так, благодаря электрическому телеграфу, впервые в истории стала складываться всемирная система экономических корреляций, которая в настоящий момент определяется термином «сетевая экономика».

Сразу же отметим, что найденный термин не очень удачен, так как любую форму экономики также можно считать сетевой в том смысле, что сама экономическая ткань общества отражает характер сложившихся связей. В литературе можно встретить множество других определений: новая экономика, информационная экономика, экономика знаний, е-кономика и т.д. Однако, в настоящее время термин сетевая экономика прижился и является общепринятым [3.C.77]


Российский исследователь сетевой экономики С.И. Паринов пишет: «В связи с серьезностью происходящих в обществе изменений нельзя не обратить внимания на наличие в этой области некоторого опережения «практики» над «теорией». Общество в настоящее время уже реально трансформируется в связи с появлением все новых и новых социально-экономических сетевых инноваций. Однако социально - экономическая теория до сих пор не имеет ясного ответа на базовые вопросы: 1) какова теоретическая модель функционирования сетевого общества?; 2) какова модель поведения человека в сетевом обществе?» [19.C.10].

Эта точка зрения представляется нам не такой уж и бесспорной. Выше отмечалось, что в данный момент только около трети землян используют Интернет в своей жизни. [8.C.22] Из этих людей не более 10% используют сеть в экономическом смысле (совершают покупки онлайн, управляют банковским счетом, играют на бирже и т.д.). Вполне возможно, когда этот процесс выйдет из этапа экспоненциального роста и достигнет своего насыщения, сетевая система мироустройства приобретёт свои законченные черты. Именно поэтому теории, возможно, и не стоит торопиться обобщать результаты эволюции последних лет. К примеру, если рост общего количества пользователей и доступных документов в сети десять лет назад легко прогнозировался, то взрывной рост числа мобильных средств доступа в интернет, а также всевозможных периферийных устройств, управляемых из сети, оказался совершенно неожиданным [20]. Специалисты полагают, что уже через пару лет количество подключенных к сети устройств достигнет 50 миллиардов штук (в 2010 году эта цифра составляла порядка 1 миллиарда). Это позволило даже ввести новый термин - «интернет вещей» (от англ. Internet of Things).

А уж возможность трехмерной печати, благодаря которой можно будет скачивать цифровой образ вещи из сети и материализовывать его («распечатывать»), никто и представить себе не мог. Какой будет всемирная сеть через 10 или 20 лет? Точно не ответит никто. Вполне возможно, после того, как глобальный паззл нового порядка жизни сложится окончательно, сама система и принципы её функционирования будут существенно отличаться от того, что мы видим сейчас. Это обстоятельство постоянно нужно иметь в виду, когда мы будем обсуждать ниже свойства новой формы экономической деятельности. [12.C. 34]

Как отражение переходного характера самого процесса, так и теории его описывающей, в литературе наблюдается разнобой в определении - что же такое сетевая экономика? Здесь мы встречаем весьма разные формулировки. Остановимся на нескольких концепциях сетевой экономики, выделив из них две - которые, как нам кажется, наиболее точно передают суть происходящих изменений.


В докладе, подготовленном Европейской Комиссией, сетевая экономика определяется как среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия [12.C.45]. Необходимо отметить, что правительство Евросоюза даёт определение какому-то экономическому явлению с единственной целью - правильно облагать его налогами. В этом смысле определение, данное выше, сформулировано с максимальной точностью и практичностью. Держа в уме это обстоятельство, перечень причин, по которым индивиды или предприятия входят в контакт, выглядит любопытным: простое включение компьютера и вход в сеть с целью почитать новости или послушать музыку приравнен здесь к участию в сетевой экономике. За этим утверждением стоит своя логика - чтобы получить доступ в Интернет, пользователь должен сначала купить этот доступ у провайдера, таким образом войдя с ним в экономический контакт. [17.C.61]

Чтобы продемонстрировать насколько по-разному понимают термин «сетевая экономика» различные авторы, приведем здесь определение В.Н. Бугорского: сетевая экономика - это традиционная экономика, помноженная на информационные ресурсы и технологии [13]. При всем уважении к автору, согласиться с этим определением нельзя. Ниже приводятся ссылки на работы западных исследователей, а также хорошо развитая теория российского исследователя С.И. Паринова [19.C.33], посвященные феномену «новой экономической парадигмы». Эти авторы убедительно доказывают, что экономические отношения, получающие новое дальнее видение за счет коммуникаций, уже не могут быть сведены к рыночным отношениям. Количество переходит здесь в качество, и рождается новая форма отношений.

Перейдем теперь от практических определений сетевой экономики к более концептуальному подходу. Надо понимать, что при таком уровне описания мелкие детали явления пропадают. Но зато мы можем попытаться осмыслить сетевую экономику в рамках более широкой парадигмы. [6.C5]

Исключительность. Под этим понимается способность продавцов в рыночной экономике заставить потребителей стать покупателями. В новой экономике собственник товара уже не в состоянии простыми и дешевыми средствами исключить конкурентов из своего сегмента, т. е. электронные возможности тиражирования и доставки продукции, таким образом, практически уничтожают исключительность, которая стоит в списке основ рыночной системы на первом месте.


«В отсутствие исключительности потенциальные пользователи теряют эффективный способ дать знать рыночной системе насколько силен их спрос и на что конкретно он направлен»[22.C.14].

Конкуренция, понимаемая как наличие производителей, выполняющих одну и ту же операцию с разными затратами. Поскольку предельная стоимость тиражирования информационных продуктов становиться близкой к нулю, то в сетевой экономике, пропадают конкурентные различия между продавцами по их затратам на обслуживание дополнительных заказов. Из-за этого кажутся не достижимыми такие характеристики «хорошего» рынка как «конкуренция в целях ограничения проявлений частной экономической мощи, отдача от инвестиций и трудовых усилий в соответствии с добавленной социальной ценностью, достаточность стимулов для инноваций и развития новых продуктов» [14.C.22].

Наконец, прозрачность, под которой понимается ясное понимание индивидов что им нужно и что имеется на продажу. Во многих секторах экономики покупка товаров в настоящее время перестает быть прозрачной, т. к. соответствующая ей транзакция сразу не заканчивается. Акт покупки, всё больше означает возникновение долгосрочных отношений между продавцом и покупателем. Эта новая черта особенно хорошо заметна по рынку программных продуктов: периодическое обновление версий программного обеспечения неизбежно превращает акт покупки в процесс долгосрочного «сотрудничества» между покупателем и продавцом. [11.C.65]

Таким образом, всё говорит о том, что экспансия сетевых структур будет разрушать рыночные регуляторы и вытеснять иерархические и рыночные способы управления из внутренней среды организаций: «...если сетевая форма управления может давать лучшее обучение, расширенную легитимность и престиж, лучший контроль над внешней средой, и лучшие экономические результаты, почему сохраняются рынки и иерархические структуры?»[6.C.15].

Главным отличием сетевых форм управления от рыночных и иерархических является: а) длительность связей между агентами, которые б) регламентируются этими же агентами без участия вышестоящей власти. Соответственно, в рыночных отношениях присутствует пункт «б», но отсутствует первый пункт, т.к. рыночные взаимодействия в чистом виде основаны на эпизодических связях, создаваемых для целей обмена и заканчивающихся сразу после осуществления транзакции. В иерархических структурах связи могут длиться дольше, чем на рынке, но они регламентируются вышестоящей властью [15.C.22].