Файл: Изучение теоретических основ принятия управленческих решений, анализ технологии принятия решения на ОАО «Мона» и разработка путей ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии решения его исполнителями как образца поведения.

Следующий этап - это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Т.е. должна осуществляться функция контроля - установление стандартов и измерение показателей в отношении этих стандартов. При этой системе отслеживания отклонений проблемы могут быть предотвращены до того, как они проявятся.

Полученная в ходе отслеживания информация необходима для осуществления корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени. При этом менеджеру лучше непосредственно контролировать ситуацию. Это доказывается несколькими аспектами. Во-первых, всегда лучше информация из первых рук. Во-вторых, это позволяет показать подчиненным интерес менеджера к выполняемому решению, что немаловажно для лидерского поведения.

Однако когда менеджер тратит слишком много сил на отслеживание и обратную связь, то создается довольно опасная ситуация, позволяющая при растущем использовании компьютеров просто устранить эту функцию из работы менеджера. При этом информация поступает так быстро и с такой точностью, что проявляется недоучет личностных факторов. Вместе с тем компьютер не может заменить ряд таких функций менеджера, как руководство и личный контакт

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОАО «МОНА»

2.1. Общая характеристика и анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Открытое акционерное общество «Мона» было образовано в декабре 1993 года на базе ПТП «Мона» в соответствии с планом разгосударствления.

Основным направлением деятельности рассматриваемого предприятия является производство и реализация швейных изделий. Продукция ОАО «Мона» - это удобная модная и практичная одежда женского, мужского и детского ассортимента из всех видов тканей, рабочая одежда из тканей специального назначения, постельное белье из хлопчатобумажных и льняных тканей.


Органы управления обществом включают собрание акционеров, совет директоров, дирекция. ОАО «Мона» имеет два частных унитарных предприятия: ЧУПТП «Мона-Авто» (основной вид деятельности – платная стоянка), ЧУТП «Мона-Трейд» (основной вид деятельности – розничная торговля).

Производственная структура общества представлена подготовительно-раскройным, швейным, экспериментальным цехами, а также службой главного механика и аппаратом управления.

К сожалению, ОАО «Мона» не нашло должного места в системе национального хозяйства в силу различных причин. Прежде всего, это связано с трудностями в сбыте продукции на рынках Республики Беларусь из-за относительно высоких цен на товары и низкой покупательской способностью населения, а также платёжеспособностью розничной торговой сети.

Проведем анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Анализ ликвидности баланса показал, что данное предприятие легко можно вывести из состояния равновесия малейшими колебаниями в условиях внешней среды.

ОАО «Мона» не владеет в достаточной мере ликвидными средствами, и уровень платёжеспособности предприятия можно охарактеризовать как низкий. Упущения в разработке правильной политики по привлечению дополнительных средств на долговременной основе, а также полное отсутствие системы предоплаты с заказчиками являются главными причинами неликвидности баланса и низких значений показателей ликвидности. Кроме того, имеет место тенденция снижения показателей рентабельности и деловой активности.

2.2. Анализ кадрового потенциала

На ОАО «Мона» эффективность принятия управленческих решений определяется размером прибыли. Но так как по результатам анализа хозяйственной деятельности видно, что в 2015 году положение предприятия является неустойчивым, то можно предположить, что на ОАО «Мона» недостаточно высокий уровень принятия управленческих решений. То насколько качественно принимается решение, напрямую зависит от того, кто их принимает, т.е. обуславливается квалификационным уровнем и опытом работников. Поэтому целесообразно провести анализ кадрового потенциала предприятия.

Персонал предприятия можно классифицировать по различным критериям. Наиболее значимым представляется деление персонала на руководителей, специалистов, прочих служащих и рабочих.


К руководителям относятся работники, возглавляющие коллективы производственных подразделений предприятия и функциональных служб, а также их заместители.

К специалистам причисляются работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами: инженеры, механики, бухгалтеры, экономисты и т.д.

К другим служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, оперативный учёт и контроль: делопроизводители, кассиры, секретари-машинистки, табельщики и т.д.

Рабочие – работники, непосредственно связанные с производственным процессом и его обслуживанием.

Соотношение работников по категориям характеризует кадровую структуру предприятия. Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, образования и т.д. Поэтому в процессе анализа изучают изменения в составе работников по возрасту, образованию и полу.

Для характеристики наличия, динамики численности персонала и его структуры на предприятии по категориям, полу и возрасту рассмотрим аналитические таблицы 1, 2, 3 в приложении Б. Источником информации служит статистическая годовая отчетность ОАО «Мона» «Форма № 6т (кадры)» «Отчёт о численности, составе и профессиональном обучении кадров».

Данные, представленные в таблице 1 и 2 позволяют сделать следующие выводы:

За анализируемый период структура персонала по категориям существенно не изменилась, что говорит о стабильности коллектива работников. Наибольший удельный вес в общей численности персонала занимает категория рабочих. По состоянию на конец 2015 года на их долю приходилось 79,69%, что на 1,53 процентных пункта ниже, чем в 2013 году. Отмечается незначительное увеличение доли руководителей и специалистов в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 0,3 и 0,31 процентных пункта соответственно.

Общая численность персонала ОАО «Мона» по состоянию на конец 2015 года сократилось по сравнению с 2014 годом на 18 человек или на 2,8%. Снижение численности работников за указанный период произошло по категориям «рабочие» и «другие служащие» на 3,4% и 9% соответственно.

Данные, представленные в таблице 3 показывают, что персонал ОАО «Мона» является преимущественно женским. Доля мужчин составляет более 30% работников. Так на конец 2015 года на долю мужчин приходилось 38,2% общей численности работников. Наибольшую долю занимают мужчины в категории специалистов - 74,9% от общей численности на конец 2015 года. В целом за анализируемый период можно отметить относительно стабильную структуру персонала ОАО «Мона» по признаку пола.


Анализируя данные таблицы 4 видно, что хотя предприятие имеет статичное число сотрудников во всех возрастных группах, на группу 40-49 лет приходится большая доля; причем в течение анализируемого периода она практически не изменялась.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на предприятии преобладает доля опытных работников (особенно среди руководителей), что должно оказывать положительное влияние на процесс принятия оптимальных управленческих решений.

Важным направлением изучения кадрового потенциала предприятия является анализ структуры персонала по уровню образования. Исходные данные для такого анализа представлены в таблице 5 приложение В.

Анализ структуры персонала, в том числе в разрезе категорий по уровню образования, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, образовательный уровень персонала достаточно высок - 43% по состоянию на 2015 год общей численности работников имеют высшее и среднее специальное образование. Среди таких категорий, как руководители и специалисты, доля лиц, имеющих высшее образование, составила в 2015 году 69,6% и 72,9% от общей численности этих категорий работников соответственно. Доля лиц с базовым образованием невелика (2% в 2015 году) и она имеет тенденцию к снижению.

Во-вторых, следует отметить, что за анализируемый период с 2013 по 2015 год отмечаются определенные положительные тенденции в изменении структуры персонала по уровню образования. Увеличивается доля работников с высшим образованием в общей их численности с 17,3% в 2013 году до 18,4% в 2015 году. Происходит увеличение доли лиц с высшим образованием среди категории «руководители» с 68,6% в 2013 году до 69,6% в 2015 году, а также среди специалистов с 66,5% в 2013 году до 72,9% в 2015 году. Причём более заметное изменение доли работников с высшим образованием отмечается именно по категории специалистов. Это, безусловно, является важной предпосылкой улучшения качества разрабатываемых управленческих решений.

Следует отметить, что на предприятии уделяется достаточно большое внимание повышению квалификационного уровня сотрудников, что также оказывает положительное влияние на уровень управленческих решений.

Таким образом, проведенный выше анализ позволяет сделать заключение о том, что ОАО «Мона» обладает высоким кадровым потенциалом для принятия качественных решений, и низкая эффективность управленческих решений вероятно обусловлена самой технологией их принятия.


2.3. Анализ технологии принятия управленческих решений

Основной целью функционирования ОАО «Мона», как и любой другой коммерческой организации является получение прибыли. Но проведенный анализ хозяйственной деятельности показал, что в последние годы показатели прибыли и соответственно рентабельности постоянно снижались. Это вызвано рядом проблем: высокой степенью износа основных фондов, неполнотой загрузки оборудования, снижением качества отдельных видов продукции и т.д. Очевидно, что одной из причин возникновения проблем на предприятии является низкая эффективность принятия управленческих решений.

На ОАО «Мона» процесс принятия управленческих решений осуществляется менеджерами различных уровней управления, исходя из существующей организационной структуры. Принятие управленческих решений основывается на рассмотрении возникающих на предприятии проблем. Выявление проблем осуществляется на низших уровнях организации, а затем осуществляется процесс передачи информации «наверх», где и происходит процесс выработки управленческого решения, которое в дальнейшем доводится высшим руководством до нижних слоёв организации для исполнения.

На ОАО «Мона» процесс принятия управленческого решения осуществляется по схеме, приведённой на рисунке 1 приложения В

1. На первом этапе осуществляется сбор необходимой информации. Из всех поступающих данных отбираются и запоминаются те, что могут иметь прямое отношение к решению той или иной существующей проблемы. Причём информация постоянно обновляется и дополняется и в дальнейшем передаётся частями или полностью на следующие этапы в удобной форме, что и называется представлением информации.

На ОАО «Мона» для обеспечения управленческих решений необходимой информацией используется следующая схема информационных потоков, представленная на рисунке 2 приложения В

Секретарь экспертной комиссии, получая информацию, осуществляет её сводку и группировку и передаёт высшему руководству для анализа ситуации. На ОАО «Мона» для передачи и обработки информации используются такие средства как телефон, факс, телетайп, локальная компьютерная сеть. При этом учитывается и базовая информация, и оперативная. Базовая информация включает в себя:

  • календарные планы,
  • контрольные цифры,
  • нормативно-справочную информацию.

Оперативная информация:

  • оперативная информация от руководства концерна,
  • изменения базовой информации,
  • информация о выполнении плановых заданий,
  • информация о выполнении предыдущих решений.