Файл: Практика создания картелей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что картели способствуют развитию малых и средних организаций, их выходу на внешний рынок, а так же преодолению производственного кризиса предприятий, с помощью установления баланса спроса и предложения на рынке отросли. Но кроме плюсов возникновения картелей есть и минусы: они мешают росту нормального уровня рыночной конкуренции.

Концентрация и централизация капитала и производства приводят к появлению в хозяйственной жизни объединений юридически самостоятельных субъектов (обычно юридических лиц), связанных отношениями экономической зависимости (группы компаний).

Сущность группы лиц заключается в том, что это экономическое единство или организация, состоящая из самостоятельных субъектов права.

Основная задача, решаемая при проведении реструктуризации организаций, — создание структуры, обеспечивающей достаточную гибкость в условиях быстро изменяющейся рыночной среды, установление контроля и сохранение прибыльности при меньших затратах.

Построение экономически единых структур на базе юридически самостоятельных организаций преследует цели упрочения финансового положения, создания структуры, ориентированной на потребителя, повышения эффективности управления и некоторые другие.

Вместе с тем внутри такой группы взаимосвязанных лиц, как правило, отсутствует конкуренция, требующая постоянного улучшения качества производимой продукции (оказываемых услуг).

В группе взаимосвязанных лиц могут искусственно поддерживаться нерентабельные предприятия, что снижает экономическую эффективность такого объединения в целом.

Указанные обстоятельства повлияют на права потребителя, на развитие сегмента рынка, в котором обозначилась концентрация капитала, на права иных участников сегмента рынка

В рамках данной курсовой работы исследуется понятие «картеля», проводится анализ регулирования и контроля картелей в антимонопольном законодательстве России.

Целью данной курсовой работы является изучение практики создания и функционирования картелей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

изучить понятие картелей;

рассмотреть роль картелей в современной экономике ;

исследовать виды картелей и их функционирование;

изучить государственное регулирование деятельности картелей в Российской Федерации .

Объектом работы выступает – картели, предметом – функционирование картелей.


В работе использованы следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, систематизация и логическое обобщение, сравнительный и аналитический методы.

При проведении исследования использовался анализ учебной и научной литературы, монографий, статей в периодической печати.

В данной работе использованы работы таких авторов как Варламова А., Гурин Н.В., Лашкин М.М., Портер M., Кинев А.О., Захаров Г.К. и др.

Практическая значимость заключается в том, что исследование практики создания и функционирования картелей способствует теоретической разработанности темы функционирования картелей в российской практике.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключение и списка использованных источников.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАРТЕЛЕЙ

1.1 Понятие картелей

В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» антиконкурентное соглашение определено как ограничивающее конкуренцию соглашение хозяйствующих субъектов либо хозяйствующих субъектов и органов власти. В теории и практике регулирования отсутствует однозначное понимание понятия картелей [20].

По мнению А.Ю. Кинёва и Г.К. Захарова, картелями признаются сговоры конкурентов путем заключения тайных незаконных соглашений, направленных на ограничение конкуренции и извлечение сверхприбылей [7]. По мнению М.М. Лашкина, картель — борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса и потребителей, которая ведется хозяйствующими субъектами на занятых ими сегментах рынка [9, c. 17].

Антиконкурентное соглашение — мощный ограничитель рыночной конкуренции, т.е. «честного соревнования» хозяйствующих субъектов за наиболее полное удовлетворение потребностей общества и граждан (позиция ФАС России). На сайте ФАС России картель определяется как «объединение независимых коммерческих организаций для регулирования производства, цен и маркетинга товаров его членами». Картелизация происходит путем нелегального сговора компаний с целью максимизировать прибыль путем ограничения конкуренции. Функционирование картеля осуществляется посредством установления цен, сговора на торгах, распределения территорий/потребителей и иных [11].


По мнению Е.В. Арсенова, картель представляет собой объединение предприятий одной отрасли, предполагающее проведение единой рыночной стратегии, включая согласованную ценовую политику, совместную позицию в отношении крупных клиентов, обмен информацией и прочее. Для картеля характерны следующие признаки: договорный характер объединения, сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность; совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться на ее производство.

Разновидностью картеля является синдикат. В синдикате сбыт продукции осуществляется через единый сбытовой орган, создаваемый в форме хозяйственного общества.

Данная форма предпринимательского объединения распространена в горнодобывающей, металлургической, химической отраслях. В экономике разновидностью картеля является также пул. Пул создается при объединении предпринимателей с целью установить особый порядок распределения прибыли его участников [21, c. 56].

При этом следует отличать ситуацию сговора на рынке от модели олигополии. В первом случае речь идет о согласовании частными предпринимателями своего поведения на рынке, стороны согласуют свое поведение для целей контроля рыночных механизмов и ограничения конкуренции. Так, решая, насколько увеличить цены на свои бейсбольные перчатки, компания Rawlings должна узнать о намерениях других ведущих произво¬дителей, таких как Wilson. Компания Burger King должна учитывать ответную реакцию компании McDonald's.

Во втором случае объем прибыли каждого участника зависит не только от его собственной стратегии формирования цен и объемов производства, но и от стратегии своих конкурентов. Ярким примером олигополии на рынке является ситуация, когда в середине 80-х годов компания King Cola не смогла войти в отрасль безалкогольных напитков.

Такая ситуация была обусловлена политикой снижения цен и активной рекламы компаний Coca-Cola и Pepsi [10, c. 239].

1.2 Роль картелей в современной экономике

Для картеля характерно наличие следующих признаков:

договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);

сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;


объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;

совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;

наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям [2, с. 45].

Картели по своей тенденции к образованию неестественного состояния в экономике и обществе наносят ущерб обществу и экономике. Это подтверждается Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и различными конкурентными ведомствами США и ЕС [19].

Хотя наносимый ущерб является крайне неблагоприятным для всех стран, воздействие, которое оказывает картель на развивающиеся страны, является еще более сильным. Доказательством этому могут служить данные по шести картелям в развивающихся странах: по витаминам с общей суммой завышенной цены в 1,71 млрд долларов США, по лимонной кислоте — 67 млн долларов США, по брому — 8 млн долларов США, по бесшовным стальным трубам — 1,91 млрд долларов США, по графитовым электродам — 975 млн долларов США, по лизину — 43 млн долларов США [19].

В России также наблюдается большое количество картелей на рынках. Вместе с тем растет и раскрываемость антиконкурентных действий органами ФАС России.

Исследователи выделяют следующие факторы, которые влияют на интенсивность предпринимательской конкуренции:

  • большое число фирм-конкурентов;
  • медленный рост спроса на продукцию;
  • большой объем производства и более низкие цены;
  • меньшие издержки покупателя на замену товара;
  • высокие барьеры выхода с рынка;
  • большое разнообразие предпринимаемых конкурентных стратегий;
  • преимущество знания тактики и стратегии противника [19].

С учетом изложенного выше можно выделить следующие факторы отрицательного влияния картелей на экономику:

  • неэффективное распределение ресурсов для общества (искусственный рост / понижение цен при контролируемом предложении);
  • ограничение конкуренции на рынке;
  • отсутствие интереса в развитии технического прогресса и экономии от масштаба (наличие нормы дохода может негативно сказаться на интересе в развитии отрасли);
  • неравенство доходов (высокие барьеры, манипулирование ценами);
  • политические опасности (расширение производства в экономике может влиять на баланс в общественном регулировании).

Вместе с тем картели оказывают и положительное влияние на экономику. Крупные участники рынка обеспечивают эффект масштаба (возможность перераспределять доход в развитие отрасли, выходить на новые рынки) [8, с. 91].


Крупные участники рынка выпускают продукты лучшего качества (поскольку востребовано потребителем, постольку считается лучшим по качеству).

Таким образом, в теории и практике регулирования отсутствует однозначное понимание понятия картелей.

В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» антиконкурентное соглашение определено как ограничивающее конкуренцию соглашение хозяйствующих субъектов либо хозяйствующих субъектов и органов власти [20].

Картель представляет собой объединение предприятий одной отрасли, предполагающее проведение единой рыночной стратегии, включая согласованную ценовую политику, совместную позицию в отношении крупных клиентов, обмен информацией и прочее.

Разновидностью картеля является синдикат. В экономике разновидностью картеля является также пул.

Деятельность картелей оказывает значимое влияние на экономику государства в определенных отраслях.

Картели оказывают в целом отрицательное влияние на развитие товарного рынка. Вместе с тем существуют определенные и положительные стороны деятельности картелей на товарных рынках.

Крупные участники рынка обеспечивают эффект масштаба (возможность перераспределять доход в развитие отрасли, выходить на новые рынки). Крупные участники рынка выпускают продукты лучшего качества (поскольку востребовано потребителем, постольку считается лучшим по качеству).

2 ВИДЫ КАРТЕЛЕЙ И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

2.1 Виды картелей

В практике выделяют основные виды картелей:

1. Ценовой сговор. Ценовой сговор выражается в соблюдении определенного уровня цен (картель единой цены) и согласованном их повышении, установлении минимальной цены (картель минимальных цен), и процента скидок (картель согласованных размеров скидок), и типовой формулы расчета (калькуляционный картель).

Основные признаки ценового сговора: одинаковые цены, их синхронное изменение и повышение в одних и тех же пределах. Картели этого вида появились одними из первых.

В теории экономики приводится пример согласованной ценовой политики. На ценовой матрице, представленной К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, дается наглядная иллюстрация четырех типов поведения на рынке двух крупных компаний на рынке олигополии [10, c. 430].