Файл: Классификация логистических систем (Анализ действующих логистических систем).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
Производится согласование деятельности всех четырех компонентов, при этом система логистики служит глобальным фундаментом, на котором основана работа других систем.
Международный опыт свидетельствует о том, что формирование и функционирование мезо–логистических систем, в частности интегрированных транспортно–экспедиторских структур (ИТЭС), построенных по типу холдингов и крупных транснациональных корпораций, является важнейшим фактором обеспечения конкурентного преимущества на рынке логистических услуг.
Микро – и мезо–логистические системы регулирования бизнес–процессов охватывают внутрихозяйственную и межфирменную логистическую область одной организации или группы организаций, консолидированных на корпоративных основах. Они распространяются на технологически связанные потоковые процессы, объединенные общей инфраструктурой и нацеленные на консолидированные экономические результаты.
Сокращение сроков прохождения в логистических процессах обеспечивается путем повышения темпов и точности перемещения конкретных товаров в зоне производства или доставки товарной продукции покупателям [21, c. 206].
В итоге достигается ощутимый экономический эффект от минимизации материальных, трудовых, финансовых и временных издержек на стадиях производства и обращения, Кроме того высвобождаются логистические мощности. С учетом данного обстоятельства можно сделать вывод, что рациональная структура логистической цепочки и организация управляющего воздействия на ключевые факторы перемещения товаров во внешней среде, – это те предпосылки, которые обеспечивают реальный экономический эффект.
Важным критерием классификации логистических систем является используемая в этой системе логистическая цепь [20, c. 16]. Это упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, дилеров и др.), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой (в случае производственного потребления) или до конечного потребителя (непроизводственное и личное потребление). В самом общем случае логистическая цепь объединяет производителя, посредников, перевозчиков и потребителя. В зависимости от вида логистических цепей логистические системы подразделяются на системы с прямыми связями, гибкие и эшелонированные.
По месту формирования логистические каналы делятся на внешние и внутренние [22, c. 173]. Первые – складываются между разными предприятиями и формируются за воротами предприятия, а внутренние – между участками самого предприятия, являясь, как правило, циклическими и периодически возобновляемыми. Внешние цепи могут быть также циклическими (при наличии долгосрочных контрактов между предприятиями), краткосрочными и длительными [16, c. 159].
Покажем схематически классы сложности логистических цепей. Простая логистическая цепь состоит из продавца и покупателя
Рис. 1.3. Простая логистическая цепь
Она складывается либо внутри одного предприятия, или между двумя предприятиями, находящимися в одном городе, либо когда имеется договор на прямые поставки. Перевозку может осуществлять как продавец, так и покупатель [11, c. 77].
В логистической цепи средней сложности между продавцом и покупателем появляется посредник–перевозчик (рисунок 1.4).
Рис. 1.4. Логистическая цепь средней сложности
В сложных логистических цепях имеется несколько посредников, как у продавца, так и покупателя. Здесь интересы и тех и других могут решаться на бирже (рисунок 1.5).
Рис. 1.5. Сложная логистическая цепь
Рис. 1.6. Сверхсложная логистическая цепь
В связи с функционированием в канале распределения различных организаций между ними могут возникнуть конфликты относительно целей и содержания деятельности, а также получения вознаграждения за работу. Конфликты бывают горизонтальными и вертикальными [8, c. 80]. Первые возникают между организациями одного уровня канала, например, между дилерами, обслуживающими одного производителя. Вторые – между различными уровнями одного канала, например, между производителем и дилерами. Члены канала могут предъявить производителям претензии относительно качества товара и выполнения графика его отгрузки [6, c. 61]. Производители и розничные торговцы могут быть недовольны тем, что кто–то из оптовиков не координирует с ними свою деятельность и т. п. Хотя единых рецептов гашения таких конфликтов не существует, для установления в канале духа кооперации должны быть выполнены, по крайней мере, два условия. Первое предполагает установление четкой роли для всех участников канала, включая получение прибыли, выполнение своих обязанностей. Второе заключается в разработке определенных мер по координации деятельности участников канала, что обычно предполагает наличие лидера в канале и согласие всех его участников.
У лидера помимо желания управлять эффективностью канала, должна быть возможность влияния на других участников канала.
Обычно в качестве лидера канала распределения выступает один из производителей, который предоставляет участникам канала финансовую помощь, дает деловые советы, помогает заключать контракты и проводить рекламную компанию.
Розничные торговцы также могут выступать в качестве лидеров канала, особенно, если они представляют транснациональную или национальную сеть магазинов, имея свою марку [3, c. 12]. Лидеры–оптовики могут, как отмечалось выше, образовывать добровольные ВМС с розничными торговцами.
Выбор каналов распределения осуществляется на основе экономических критериев, т. е. сравнивается объем реализации с затратами на создание и функционирование канала, с целью его контроля и адаптирования под сбыт новых продуктов или под работу в новых условиях [9, c. 94].
Выбор каналов распределения и их эффективное использование, влияют на объем сбыта организации в целом. Существуют определенные оптимальные соотношения между объемом реализации и числом покупателей (клиентов) [17, c. 88]. Очевидно, если появляется возможность, то необходимо оптимизировать число клиентов с точки зрения объемов товаров, закупаемых у предприятия в целом и по отдельным каналам, в частности. Такая ситуация существует, когда спрос на продукцию предприятия превышает возможности его товарного покрытия. Такая оптимизация осуществляется на основе закона Парето.
Логистическая система с прямыми связями – система, в которой материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей [24, c. 85].
Гибкая логистическая система – система, в которой доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредника [21, c. 206]. Примером подобной системы может являться снабжение запасными частями. В этом случае отгрузка деталей редкого спроса производится с центрального склада непосредственно в адрес получателя, а отгрузка деталей стандартного и повышенного спроса – со склада посредника.
Эшелонированная (многокаскадная) логистическая система – многоуровневая система, материальный поток в которой на пути от производителя к потребителю проходит, по меньшей мере, через одного посредника [15, c. 132].
Таким образом, классифицируя логистические системы лишь по двум критериям (по масштабу сферы действия и по виду используемых логистических цепей), мы в принципе получаем девять разновидностей логистических систем.
Основные принципы построения логистических систем таковы:
– все технологические операции как по производству, так и по его материально–техническому обеспечению должны быть непосредственно связаны со стратегией развития фирмы;
– в каждой фирме целесообразно создавать специализированную логистическую структуру, ведающую снабжением, транспортом, управлением запасами, складированием, информацией о закупках, при этом отвечать за результаты работы данной структуры должно одно лицо;
– в фирме должно быть в наличии как необходимое и достаточное информационное обеспечение, так и опыт его квалифицированного использования;
– снабженческо–сбытовые службы фирмы должны быть укомплектованы специалистами, обладающими теоретической подготовкой в сфере логистики, а также навыками ее практического применения;
– каждая фирма должна иметь надежные связи со своими смежниками и партнерами, а также отлаженные связи между собой и окружающей средой, а также между внутрифирменными подразделениями;
– работу производственных подразделений фирмы целесообразно оценивать по конечному результату (увеличение прибыли, объема реализации и т. д.);
– главным ориентиром деятельности фирмы должно быть достижение оптимального уровня обслуживания потребителя;
– фирма должна иметь тесный контакт с большим числом малых предпринимательских структур, что повышает надежность и бесперебойность материально–технического обеспечения;
– необходим постоянный поиск возможностей увеличения объемов партий продукции, что способствует увеличению прибыли;
– поддержание значимости и престижа снабженческо–сбытовых структур и их работников.
Исходя из самой логистической концепции в любой фирме логистическая структура, независимо от ее размера, должна отвечать за планирование, управление, контроль потока товаров и материалов как внутри фирмы, так и за ее пределами. Организуя снабжение и сбыт как единый комплекс материального обеспечения производства, логистическая структура фирмы должна добиваться снижения затрат на изготовление продукции, повышать приспосабливаемость фирмы к запросам рынка и гарантировать определенный уровень сервиса в обслуживании клиента. Главная задача службы логистики – добиться того, чтобы нужная продукция в необходимом количестве, в определенном месте и в назначенный срок оказалась в распоряжении тех, кто ее заказывал.
2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
2.1 Характеристика действующих логистических систем
В настоящее время существуют толкающие и тянущие системы продвижения материальных потоков.
Толкающая система представляет собой систему подачи материалов, деталей или узлов в производственный процесс или с предыдущей технологической операции на последующую независимо от того, нужны ли они в данное время и в данном количестве на последующей технологической операции [14, c. 57]. Толкающая система характерна для традиционной организации производства. Она менее способна к гибкой перестройке и реагированию на колебания спроса. В ней каждый технический агрегат, каждый технологический передел имеет информационные и управляющие связи с центральным органом управления.
Первой системой, оставшейся по своей сути толкающей, но уже использовавшей принципы логистики, была система планирования потребности в материалах MRP (Material Requirements Planning), которая возникла в начале 60–х годов, в связи с ростом популярности вычислительных систем, и появилась возможность использовать их для планирования деятельности предприятия, в том числе для планирования производственных процессов. Необходимость планирования обусловлена тем, что основная масса задержек в процессе производства связана с запаздыванием поступления отдельных комплектующих, в результате чего, как правило, параллельно с уменьшением эффективности производства, на складах возникает избыток материалов, поступивших в срок или ранее намеченного срока [10, c. 163]. Кроме того, вследствие нарушения баланса поставок комплектующих, возникают дополнительные осложнения с учетом и отслеживанием их состояния в процессе производства, т. е. фактически невозможно было определить, например, к какой партии принадлежит данный составляющий элемент в уже собранном готовом продукте. С целью предотвращения подобных проблем была разработана методология планирования потребности в материалах MRP. Реализация системы, работающей по этой методологии, представляет собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки комплектующих для производственного процесса, контролируя запасы на складе и саму технологию производства [7, c. 112].
Главной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов в любой момент времени в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а, следовательно, разгрузкой склада. MRP располагает широким набором машинных программ, которые обеспечивают согласование и оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в масштабе фирмы в режиме реального времени.