Файл: Классификация логистических систем (Анализ действующих логистических систем).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Производится согласование деятельности всех четырех компонентов, при этом система логистики служит глобальным фундаментом, на котором основана работа других систем.

Международный опыт свидетельствует о том, что формирование и функционирование мезо–логистических систем, в частности интегрированных транспортно–экспедиторских структур (ИТЭС), построенных по типу холдингов и крупных транснациональных корпораций, является важнейшим фактором обеспечения конкурентного преимущества на рынке логистических услуг.

Микро – и мезо–логистические системы регулирования бизнес–процессов охватывают внутрихозяйственную и межфирменную логистическую область одной организации или группы организаций, консолидированных на корпоративных основах. Они распространяются на технологически связанные потоковые процессы, объединенные общей инфраструктурой и нацеленные на консолидированные экономические результаты.

Сокращение сроков прохождения в логистических процессах обеспечивается путем повышения темпов и точности перемещения конкретных товаров в зоне производства или доставки товарной продукции покупателям [21, c. 206].

В итоге достигается ощутимый экономический эффект от минимизации материальных, трудовых, финансовых и временных издержек на стадиях производства и обращения, Кроме того высвобождаются логистические мощности. С учетом данного обстоятельства можно сделать вывод, что рациональная структура логистической цепочки и организация управляющего воздействия на ключевые факторы перемещения товаров во внешней среде, – это те предпосылки, которые обеспечивают реальный экономический эффект.

Важным критерием классификации логистических систем является используемая в этой системе логистическая цепь [20, c. 16]. Это упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, дилеров и др.), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой (в случае производственного потребления) или до конечного потребителя (непроизводственное и личное потребление). В самом общем случае логистическая цепь объединяет производителя, посредников, перевозчиков и потребителя. В зависимости от вида логистических цепей логистические системы подразделяются на системы с прямыми связями, гибкие и эшелонированные.

По месту формирования логистические каналы делятся на внешние и внутренние [22, c. 173]. Первые – складываются между разными предприятиями и формируются за воротами предприятия, а внутренние – между участками самого предприятия, являясь, как правило, циклическими и периодически возобновляемыми. Внешние цепи могут быть также циклическими (при наличии долгосрочных контрактов между предприятиями), краткосрочными и длительными [16, c. 159].


Покажем схематически классы сложности логистических цепей. Простая логистическая цепь состоит из продавца и покупателя

Рис. 1.3. Простая логистическая цепь

Она складывается либо внутри одного предприятия, или между двумя предприятиями, находящимися в одном городе, либо когда имеется договор на прямые поставки. Перевозку может осуществлять как продавец, так и покупатель [11, c. 77].

В логистической цепи средней сложности между продавцом и покупателем появляется посредник–перевозчик (рисунок 1.4).

Рис. 1.4. Логистическая цепь средней сложности

В сложных логистических цепях имеется несколько посредников, как у продавца, так и покупателя. Здесь интересы и тех и других могут решаться на бирже (рисунок 1.5).

Рис. 1.5. Сложная логистическая цепь

Рис. 1.6. Сверхсложная логистическая цепь

В связи с функционированием в канале распределения различных организаций между ними могут возникнуть конфликты относительно целей и содержания деятельности, а также получения вознаграждения за работу. Конфликты бывают горизонтальными и вертикальными [8, c. 80]. Первые возникают между организациями одного уровня канала, например, между дилерами, обслуживающими одного производителя. Вторые – между различными уровнями одного канала, например, между производителем и дилерами. Члены канала могут предъявить производителям претензии относительно качества товара и выполнения графика его отгрузки [6, c. 61]. Производители и розничные торговцы могут быть недовольны тем, что кто–то из оптовиков не координирует с ними свою деятельность и т. п. Хотя единых рецептов гашения таких конфликтов не существует, для установления в канале духа кооперации должны быть выполнены, по крайней мере, два условия. Первое предполагает установление четкой роли для всех участников канала, включая получение прибыли, выполнение своих обязанностей. Второе заключается в разработке определенных мер по координации деятельности участников канала, что обычно предполагает наличие лидера в канале и согласие всех его участников.

У лидера помимо желания управлять эффективностью канала, должна быть возможность влияния на других участников канала.

Обычно в качестве лидера канала распределения выступает один из производителей, который предоставляет участникам канала финансовую помощь, дает деловые советы, помогает заключать контракты и проводить рекламную компанию.


Розничные торговцы также могут выступать в качестве лидеров канала, особенно, если они представляют транснациональную или национальную сеть магазинов, имея свою марку [3, c. 12]. Лидеры–оптовики могут, как отмечалось выше, образовывать добровольные ВМС с розничными торговцами.

Выбор каналов распределения осуществляется на основе экономических критериев, т. е. сравнивается объем реализации с затратами на создание и функционирование канала, с целью его контроля и адаптирования под сбыт новых продуктов или под работу в новых условиях [9, c. 94].

Выбор каналов распределения и их эффективное использование, влияют на объем сбыта организации в целом. Существуют определенные оптимальные соотношения между объемом реализации и числом покупателей (клиентов) [17, c. 88]. Очевидно, если появляется возможность, то необходимо оптимизировать число клиентов с точки зрения объемов товаров, закупаемых у предприятия в целом и по отдельным каналам, в частности. Такая ситуация существует, когда спрос на продукцию предприятия превышает возможности его товарного покрытия. Такая оптимизация осуществляется на основе закона Парето.

Логистическая система с прямыми связями – система, в которой материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей [24, c. 85].

Гибкая логистическая система – система, в которой доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредника [21, c. 206]. Примером подобной системы может являться снабжение запасными частями. В этом случае отгрузка деталей редкого спроса производится с центрального склада непосредственно в адрес получателя, а отгрузка деталей стандартного и повышенного спроса – со склада посредника.

Эшелонированная (многокаскадная) логистическая система – многоуровневая система, материальный поток в которой на пути от производителя к потребителю проходит, по меньшей мере, через одного посредника [15, c. 132].

Таким образом, классифицируя логистические системы лишь по двум критериям (по масштабу сферы действия и по виду используемых логистических цепей), мы в принципе получаем девять разновидностей логистических систем.

Основные принципы построения логистических систем таковы:

– все технологические операции как по производству, так и по его материально–техническому обеспечению должны быть непосредственно связаны со стратегией развития фирмы;

– в каждой фирме целесообразно создавать специализированную логистическую структуру, ведающую снабжением, транспортом, управлением запасами, складированием, информацией о закупках, при этом отвечать за результаты работы данной структуры должно одно лицо;


– в фирме должно быть в наличии как необходимое и достаточное информационное обеспечение, так и опыт его квалифицированного использования;

– снабженческо–сбытовые службы фирмы должны быть укомплектованы специалистами, обладающими теоретической подготовкой в сфере логистики, а также навыками ее практического применения;

– каждая фирма должна иметь надежные связи со своими смежниками и партнерами, а также отлаженные связи между собой и окружающей средой, а также между внутрифирменными подразделениями;

– работу производственных подразделений фирмы целесообразно оценивать по конечному результату (увеличение прибыли, объема реализации и т. д.);

– главным ориентиром деятельности фирмы должно быть достижение оптимального уровня обслуживания потребителя;

– фирма должна иметь тесный контакт с большим числом малых предпринимательских структур, что повышает надежность и бесперебойность материально–технического обеспечения;

– необходим постоянный поиск возможностей увеличения объемов партий продукции, что способствует увеличению прибыли;

– поддержание значимости и престижа снабженческо–сбытовых структур и их работников.

Исходя из самой логистической концепции в любой фирме логистическая структура, независимо от ее размера, должна отвечать за планирование, управление, контроль потока товаров и материалов как внутри фирмы, так и за ее пределами. Организуя снабжение и сбыт как единый комплекс материального обеспечения производства, логистическая структура фирмы должна добиваться снижения затрат на изготовление продукции, повышать приспосабливаемость фирмы к запросам рынка и гарантировать определенный уровень сервиса в обслуживании клиента. Главная задача службы логистики – добиться того, чтобы нужная продукция в необходимом количестве, в определенном месте и в назначенный срок оказалась в распоряжении тех, кто ее заказывал.

2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

2.1 Характеристика действующих логистических систем

В настоящее время существуют толкающие и тянущие системы продвижения материальных потоков.


Толкающая система представляет собой систему подачи материалов, деталей или узлов в производственный процесс или с предыдущей технологической операции на последующую независимо от того, нужны ли они в данное время и в данном количестве на последующей технологической операции [14, c. 57]. Толкающая система характерна для традиционной организации производства. Она менее способна к гибкой перестройке и реагированию на колебания спроса. В ней каждый технический агрегат, каждый технологический передел имеет информационные и управляющие связи с центральным органом управления.

Первой системой, оставшейся по своей сути толкающей, но уже использовавшей принципы логистики, была система планирования потребности в материалах MRP (Material Requirements Planning), которая возникла в начале 60–х годов, в связи с ростом популярности вычислительных систем, и появилась возможность использовать их для планирования деятельности предприятия, в том числе для планирования производственных процессов. Необходимость планирования обусловлена тем, что основная масса задержек в процессе производства связана с запаздыванием поступления отдельных комплектующих, в результате чего, как правило, параллельно с уменьшением эффективности производства, на складах возникает избыток материалов, поступивших в срок или ранее намеченного срока [10, c. 163]. Кроме того, вследствие нарушения баланса поставок комплектующих, возникают дополнительные осложнения с учетом и отслеживанием их состояния в процессе производства, т. е. фактически невозможно было определить, например, к какой партии принадлежит данный составляющий элемент в уже собранном готовом продукте. С целью предотвращения подобных проблем была разработана методология планирования потребности в материалах MRP. Реализация системы, работающей по этой методологии, представляет собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки комплектующих для производственного процесса, контролируя запасы на складе и саму технологию производства [7, c. 112].

Главной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов в любой момент времени в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а, следовательно, разгрузкой склада. MRP располагает широким набором машинных программ, которые обеспечивают согласование и оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в масштабе фирмы в режиме реального времени.