Файл: Классификация логистических систем (Анализ действующих логистических систем).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество является динамически развивающейся структурой, что отражается во всех сферах деятельности человека. Переход к постиндустриальному обществу ознаменован кардинальными изменениями, что требует освоения новых методов и подходов в функционировании социума. Логистика как сфера деятельности человека также претерпевает изменения. Сетевые, информационные, когнитивные черты новой экономической формации накладывают отпечаток на подходы к управлению потоками. Появляются новые требования, на передний план выходят запросы конечного потребителя, в связи с чем логистика приобретает все большое значение в деятельности по удовлетворению его потребностей.

Актуальность данной темы заключается в том, что ввиду новых экономических условий главной целью логистической системы становится наиболее полное и быстрое удовлетворение постоянно изменяющихся запросов потребителей. Эффективно действующая логистическая система должна отвечать всем условиям экономики постиндустриального общества и соответствовать таким требованиям, как быстрая реакция на изменение спроса, выполнение заказов с высоким качеством сервиса. В связи с этим при построении современных логистических систем происходит замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров или услуг; ведется постоянная работа по минимизации сроков прохождения продукции по технологическому процессу, снижению партии ресурсов и партии обработки, сокращению всех видов простоев и нерациональных внутрипроизводственных перевозок.

Предметом исследования являются экономические, управленческие, и организационные отношения, связанные с формированием, функционированием и оптимизацией работы логистических систем.

Объектом исследования являются процессы формирования механизмов функционирования логистических систем.

Цель работы – исследовать классификацию логистических систем.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

- изучить общие положения классификации логистических систем;

- проанализировать действующие логистические системы.

В работе были применены следующие методы: метод экономического анализа факторов формирования логистической инфраструктуры, методы экономической теории, маркетинга, а также использованы системный, проблемно-ориентированный, ситуационный подходы.


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1.1 Сущность логистической системы

Подход к объектам обеспечения товародвижения как к системам выражает одну из главных особенностей логистики, как науки, так и сферы практической деятельности. Системное исследование – закономерная необходимость научно–технического прогресса, позволяющая объединить и использовать самые прогрессивные и эффективные методы, которыми располагает наука. При изучении любых систем мы сталкиваемся с проблемой выявления принципов их построения, функционирования, а также взаимодействия систем с окружающей средой.

Логистическая система – это целостная совокупность множества элементов, тесно сопряженных между собой по организации товародвижения и объединенных в подсистемы и субсистемы [2, c. 117].

Система определяется как набор или комплекс связанных между собой или взаимозависимых объектов, которые образуют сложное единство; целое, состоящее из частей, расположенных упорядочение в соответствии с какой–то схемой или планом.

Логистическая система обладает внутрисистемными связями и связями с внешней средой [7, c. 102]. Внутрисистемные связи обычно имеют циклический характер, поскольку отражают стадии последовательной передачи материального потока между контактирующими подсистемами.

Уровень охвата логистическими системами может варьироваться от регионального до межрегионального, от отдельной фирмы до народного хозяйства страны. Организационная структура логистических систем обусловлена видом отрасли и принятой концепцией управления, размерами предприятий и масштабами их деятельности [13, c. 14].

Для логистической системы характерны устойчивые внутрисистемные связи и связи с внешней средой. Все разновидности логистических связей обладают значительными интегративными параметрами и могут быть как материальными так и денежными и информационно–коммуникационными. Заметим, что эти связи бывают как прямыми так и обратными.

В целях сбалансированного управления логистически обеспечиваемой синергией многие компании стремятся к формированию так называемого синергетического портфеля, т.е. группы бизнес–структур, подчиненных единому центру логистического регулирования и связанных технологической цепью [2, c. 117].

Типовыми признаками логистической системы, отличающими ее от других хозяйственных систем, являются высокая управляемость потоковых процессов и системная целостность. Как отмечалось выше, очевидной тенденцией является укрупнение бизнес–звеньев. Вновь созданные интегрированные хозяйственные образования формируют дополнительные организационно–экономические предпосылки и материальную основу для развития более мощных и устойчивых логистически–ориентированных бизнес–систем, оказывая существенное влияние на их потенциал и характер деятельности [7, c. 102].


Несмотря на то, что консолидация ряда хозяйствующих субъектов может носить монопольный характер и желание большинства из них сводится не столько к достижению синергетического эффекта, сколько к обеспечению устойчивости в условиях рисков, эти укрупненные бизнес–образования формируют лучшие условия для реализации логистических подходов, в особенности глобальных. В связи с этим приобретают особую актуальность разработки в сфере организации внутрихозяйственного оборота, включая: внутрифирменную задачу эффективного использования возможностей дочерних структур; разработку оптимальной схемы перемещения товаров; задачу распределения взаимозаменяемых материалов и изделий с учетом критериев эффективности их применения у различных потребителей; задачу оценки эффективности функционирования логистических систем и др. [9, c. 93].

Таким образом, логистическая система - это адаптивная система с обратными связями, выполняющая те или иные логистические функции и операции. Она может состоять из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

1.2 Виды логистических систем

Принципиально логистические системы делятся на два больших класса: макро–логистические и микро–логистические (рисунок 1.1).

Рис. 1.1. Виды логистических систем и их основные задачи

Характеризуя макро–логистическую систему, можно отметить, что это – крупная экономическая система, включающая промышленные предприятия, снабженческо–сбытовые организации, транспортные и посреднические компании различной ведомственной принадлежности и форм собственности, не ограниченные в территориальном расположении [5, c. 94]. Особое внимание уделяется согласованию интересов всех участников логистического процесса, независимо от их функций в формируемой системе.

Критерием рациональности функционирования макро–логистических систем является обеспечение максимума совокупного эффекта при снижении затрат всех звеньев систем [1, c. 78]. Эффект не всегда должен означать получение максимальной прибыли, а может предполагать улучшение общего экономического положения в регионе, стране или между государствами.

Следует отметить, что существуют различные взгляды на классификацию ЛС. На рисунке 1.2 представлена предлагаемая профессором В.И. Сергеевым классификация ЛС. Согласно этой классификации ЛС делятся на три группы: макро–, мезо – и микро–логистические системы. Это деление обусловлено, в основном разным уровнем сложности объектов управления в ЛС и разными целями их построения.


Рис. 1.2. Классификация логистических систем

В частности критерии формирования макро–ЛС определяются экологическими, политическими, социальными, военными, и прочими целями.

Так, для нормализации экологической ситуации в регионе может быть создана макро–ЛС оптимизации региональных транспортных потоков, решающая комплекс задач по оптимизации маршрутов, развязыванию транспортных потоков, переключению перевозок с одного типа транспорта на другой и т.д.

К целям создания макро–логистических систем может быть отнесено:

– оптимизация межотраслевых материальных балансов; развитие на конкретной территории объектов логистической инфраструктуры (терминальных комплексов, логистических центров);

– повышение уровня согласованности в работе различных типов транспорта в транспортных узлах; обеспечение материальными ресурсами инфраструктуры крупного мегаполиса и т.п. [10, c. 158].

Макро–ЛС могут быть классифицированы по двум признакам. Во–первых, по признаку административно–территориального деления государства. Здесь выделяются следующие типы ЛС: районные, городские, областные, межобластные, региональные, межрегиональные, федеральные, международные системы и т.п.

Во–вторых, макро–ЛС можно группировать с учетом объектно–функционального признака. Здесь могут быть выделены макро–логистические системы, объединяющие группу предприятий одной отрасли или нескольких отраслей, ведомственные, межведомственные (межотраслевые), институциональные и т.п. [15, c. 129].

К целям формирования микро–логистических систем (на уровне конкретной фирмы) относится обеспечение условий для реализации бизнес–стратегии компании с оптимальными затратами ресурсов, связанных с регулированием основных и сопутствующих потоков [19, c. 225].

На микро–логистическом уровне (уровне компании) ЛС можно группировать с учетом таких признаков: объект управления; профиль деятельности бизнес–структуры; уровень данного бизнеса (параметры концентрации капитала и потенциала компании) [18, c. 160].

Продолжая детализированную характеристику ЛС, отметим, что по такому признаку как объект управления микро–логистические системы можно подразделить на ряд групп:

– ключевой объект управления – товарные (материальные) потоки: ЛС производственных компаний, оптовых торговых структур (дистрибьюторов), оптово–розничных компаний, розничных сетей и т.п.;

– основной объект управления – услуги: ЛС сервисных компаний;


– смешанные ЛС, где присутствуют основные потоки двух первых типов.

С учетом профиля деятельности производственных предприятий могут быть выделены следующие ЛС: машиностроительных производств, предприятий металлургии, строительных организаций, компаний химической отрасли и т.д. [19, c. 225].

Среди организаций оптовой торговли выделяются, например, ЛС производственных дистрибьюторов, включая дистрибьюторов фармацевтических товаров, дистрибьюторов продовольствия и т.п.

Компании, предоставляющие услуги, также формируют свои ЛС, например, ЛС туристических компаний (тур–операторов), рекламных агентств, экспедиторских или транспортных компаний, банков и т.д. [15, c. 129].

Важное значение для формирования ЛС имеет учет сектора бизнеса (бизнес–платформы), где функционирует компания. Например, (при использовании электронной коммерции) выделяются два основных сегмента: «business to business» (В2В) и «business to customer» (В2С).

С учетом сегмента бизнеса, т.е. специфики того, кто выступает в роли конечного потребителя изделий (услуг) фирмы: другая бизнес–структура или индивидуальный заказчик, определяются разные приоритеты, основные факторы, элементы логистического инструментария и технологии. Специфика сектора бизнеса существенно влияет на структуру и функции используемой в фирме информационной системы (ИС) и информационно–коммуникационную поддержку логистических усилий.

В последний период экспертами по логистике стал употребляться термин «мезо–логистические системы» (Мезо–ЛС) [24, c. 85]. К ним стали относить ЛС крупных организаций бизнеса, имеющих сложную, географически распределенную структуру производственных и логистических мощностей. Мезо–ЛС формируются прежде всего транснациональными корпорациями (ТНК), финансово–промышленными группами (ФПГ), крупными холдингами [18, c. 160].

В зарубежной литературе для таких систем используется термин «глобальные ЛС» или «глобальные цепи поставок», так как их звенья и структурные подразделения часто размещаются на территории двух и более стран или континентов. Глобальные компании формируют стратегию конкуренции, основываясь на учете тенденций всех мировых рынков, что способствует наиболее полному использованию возможностей новых рынков при построении цепей поставок. Подобные компании, посредством реализации Мезо–ЛС оказывают воздействие на установившееся в отрасли конкурентное равновесие.

Цели стратегий в глобальных компаниях формируются с учетом четырех компонентов, таких как технология, маркетинг, производство и логистика [23, c. 49].