Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Сущность учетной политики для целей налогообложения).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 СУЩНОСТЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Понятие учетной политики для целей налогообложения
1.2 Факторы, влияющие на выбор учетной политики
1.3 Задачи, решаемые при формировании учетной политики
1.4 Порядок принятия учетной политики и контроль за ее соблюдением
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
2.1 Основные аспекты Положения об учетной политике для целей налогообложения
2.2 Практика и проблемы установления учетной политики для целей налогообложения
к) уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей фирмы;
л) система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей [17, c. 190].
Только принятие во внимание всей совокупности влияющих факторов поможет правильно подойти к обоснованию учетной политики. С развитием рыночных отношений, появлением принципиально новых видов деятельности, усложнением процессов управления предприятиями и степенью осознания руководителями различного звена субъектов рыночных отношений круга, содержания и значимости решаемых задач объективно возрастает роль учетной политики. В узком смысле, учетная политика согласно действующему законодательству представляет собой совокупность способов бухгалтерского учета.
Если ставить проблему шире, с точки зрения реальной практики и тенденций развития хозяйственной деятельности, то учетную политику организации вполне можно рассматривать в качестве одного из инструментов управления организацией.
1.3 Задачи, решаемые при формировании учетной политики
Правильно составленная учетная политика решает следующие основные задачи:
а) выбор одного из нескольких вариантов учета, присутствующих в законодательстве. Если организация не внесет нужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Пример – выбор метода оценки стоимости покупных товаров (по стоимости товаров, первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости товаров, последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара).
б) отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным в НК РФ, он обязан это отметить в своей учетной политике. Например, есть два варианта учета в расходах процентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списания в учетной политике, то списать на расходы можно будет только по 1,1 расчетной ставки рефинансирования (сейчас она составляет 11% годовых). Отразив – по реальным процентам, что значительно выгоднее.
в) сближение бухгалтерского и налогового учета, а, соответственно, уменьшение объема работы бухгалтера. Налоговые консультанты часто предлагают директорам пристально изучить ученую политику, даже приводят инструкции какие строки с какими надо сравнивать, чтобы выявить, что бухгалтерия делает как проще, а не как выгоднее.
Следует иметь в виду, что конечная стоимость больших различий в налоговом и бухгалтерском учете и, как следствие, повышение вероятности ошибок, увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всю экономию [23, c. 88].
г) минимизация ожидаемых налогов. Грамотная учетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, при отнесении затрат на производство/реализацию, можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета.
В этом случае списание затрат можно будет осуществить сразу, не растягивая на длительный период, минимизировав таким образом налоговые выплаты.
Однако следует понимать, что возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом, а бухгалтеру придется выполнять дополнительную работу, применяя ПБУ 18/02, призванное согласовать разницу учетов.
Внеочередные изменения в учетной политике разрешается производить в случаях:
– реорганизации предприятия;
– смены собственников;
– изменений в законодательстве либо в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета;
– разработки новых способов бухгалтерского учета. Приказ об учетной политике, как правило, регламентирует следующие вопросы:
– метод определения выручки (прибыли);
– метод оценки готовой продукции;
– метод учета затрат на производство продукции (работ, услуг);
– метод оценки производственных запасов;
– метод учета товаров;
– порядок учета незавершенного производства;
– порядок учета расходов будущих периодов;
– лимит отнесения предметов к основным средствам (далее по тексту – ОС) либо малоценным и быстроизнашивающимся предметам (далее по тексту – МБП);
– порядок начисления амортизации ОС;
– порядок начисления износа МБП;
– нормы перенесения первоначальной стоимости нематериальных активов на издержки производства и обращения;
– порядок распределения общехозяйственных расходов;
– перечень создаваемых фондов и резервов;
– создание резерва по сомнительным долгам;
– способ оценки задолженности по полученным кредитам и займам.
В приказе могут быть отражены и другие вопросы учетной политики предприятия. Одни элементы учетной политики влияют на налоги, выплачиваемые предприятием, а другие не влияют.
Налоговую учетную политику утверждают по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль. Такое требование есть в статьях 167 и 313 Налогового Кодекса Российской Федерации. Следует отметить, что само понятие учетной политики для целей налогообложения в действующем налоговом законодательстве на данный момент отсутствует. С 1 января 2007 года оно появилось в НК РФ [1].
Пункт 2 статьи 11 НК РФ дополнен абзацем: «учетная политика для целей налогообложения определяется как выбранная фирмой совокупность допускаемых кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения». Кроме того, это понятие включает в себя «учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово–хозяйственной деятельности налогоплательщика».
Учетная политика для целей налогообложения состоит из трех основных разделов:
а) принципы ведения налогового учета;
б) методы расчета того или иного налога;
в) регистры налогового учета.
Ранее одним из основных положений учетной политики был метод расчета налога на добавленную стоимость: кассовый или начисления. В настоящее время все обязаны платить налог только по методу начисления. Исходя из выше сказанного, устанавливать данный способ в учетной политике не нужно.
Например, если фирма ведет операции, как облагаемые так и не облагаемые НДС, налогоплательщику следует определить порядок их раздельного учета. В настоящее время основная часть учетной политики касается вопросов налогообложения прибыли.
1.4 Порядок принятия учетной политики и контроль за ее соблюдением
В соответствии с законодательством РФ учетная политика организации, в том числе и для целей налогообложения, утверждается руководителем организации. Формирование учетной политики относится к компетенции главного бухгалтера. В разработке учетной политики организации должны участвовать и специалисты других функциональных подразделений [25, c. 125].
В состав комиссии должны входить сотрудники, имеющие большой опыт работы, досконально знающие специфику деятельности организации, разбирающиеся в действующем хозяйственном, бухгалтерском и налоговом законодательстве. Не исключена возможность привлечения к разработке учетной политики специализированных фирм (бухгалтерских, аудиторских) или независимых экспертов. Однако в любом случае окончательное решение о введении того или иного положения учетной политики остается за руководителем организации или уполномоченными лицам.
В силу существенности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.
Внутренний контроль за выполнением учетной политики обеспечивается службами внутреннего аудита и ревизионной комиссией. Задачи контроля у этих органов различны:
– в первом случае задача сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия администрацией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конечные результаты деятельности организации, а также точности соблюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями;
– во втором случае – ревизионная комиссия, наблюдает за учетной политикой в интересах собственников организации, то есть за тем, насколько принимаемые администрацией решения реализуют цели собственников [19, c. 107].
Надо отметить, что фирма подвергается и внешнему контролю:
– независимая аудиторская организация (аудитор): за выполнением учетной политики;
– государственные контролирующие органы, обладающие соответствующими полномочиями (в том числе налоговые органы).
Как и в случае с внутренним контролем, цели и задачи контроля организаций различны:
– аудитор анализирует учетную политику организации, чтобы выразить мнение о достоверности ее бухгалтерской или налоговой отчетности, устанавливает соответствие избранной организацией учетной политики характеру и условиям ее деятельности, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам;
– контроль государственных органов, как правило, преследует лишь одну цель – установление соответствия избранных организацией способов ведения налогового учета требованиям и предписаниям законодательства.
Таким образом, учетная политика для целей налогообложения – это совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
2.1 Основные аспекты Положения об учетной политике для целей налогообложения
Учетная политика для целей налогообложения – это обязательные для организации правила, в соответствии с которыми налогоплательщики обобщают информацию о своих хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода для определения налоговой базы по налогу. Эти правила закрепляются согласно предусмотренным НК РФ случаям в приказе (распоряжении) руководителя.
Положение об учетной политике для целей налогообложения содержит два аспекта:
1) организационные аспекты;
2) методические аспекты.
Организационные аспекты подразумевают под собой конкретно организации налогового учета:
а) ответственность за организацию налогового учета в организации и соблюдение налогового законодательства несет руководитель;
б) обязанность ведения налогового учета в организации возлагается на бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером;
в) налоговый учет в организации ведется на основе:
– данных первичных учетных документов (первичных документов, на основании которых ведется бухгалтерский учет, включая справку бухгалтера);
– аналитических регистров, расчетов, разработочных таблиц, ведомостей необходимых для создания регистров;
– расчета налоговой базы.
Для формирования регистров налогового учета используются данные регистров бухгалтерского учета [21, c. 209].
Данные налогового учета за отчетный налоговый период учитываются в разработочных таблицах, ведомостях, группируются по объектам налогового учета. Систематизированная и накопленная информация обобщается в сводных регистрах (аналитические регистры налогового учета).
г) организация применяет аналитические регистры, разработанные самостоятельно в электронном виде.
Для формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций в целях налогообложения в бухгалтерском учете (по отличному порядку группировки объектов от требований налогового учета) в рабочем плане счетов могут открываться соответствующие аналитические счета [20, c. 57].
Что относится к методическим аспектам, то в Положении об учетной политике для целей налогообложения конкретизируются основные элементы различных видов налога, уплачиваемые налогоплательщиком.
а) транспортный налог:
– транспортный налог вводится в действие в соответствии с гл. 28 НК РФ. Ставка налога определяется в пределах, установленных НК РФ.