Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Сущность учетной политики для целей налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, для объектов лизинга, за исключением первой–третьей амортизационных групп, может применяться коэффициент 3.

Вариант записи для учетной политики может выглядеть так: «К основной норме амортизации основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, может применяться специальный коэффициент в размере 2.

К основной норме амортизации основных средств, которые являются предметом договора лизинга, может применяться специальный коэффициент в размере 3 (за исключением основных средств, относящихся к первой–третьей амортизационным группам).

Конкретный перечень объектов основных средств, по которым применяется специальный коэффициент, определяется отдельным приказом.

Основание: подп. 1 п. 1 и подп. 1 п.2 ст. 259.3, пункт 3 статьи 259.3 НК РФ».

Учет расходов на ремонт основных средств для учетной политики организаций. Расходы на ремонт основных средств списывают как прочие расходы – п. 1 ст. 260 НК РФ. Чтобы признавать затраты равномерно в течение двух лет и более, можно создать резерв на ремонт. Такое право компании предоставляет п. 3 ст. 260 НК РФ.

Если принято решение формировать резерв, то отчисления в него рассчитывайте исходя из совокупной стоимости основных средств и норматива отчислений, утверждаемых учетной политикой для этих целей.

Совокупная стоимость основных средств – это первоначальная стоимость всех амортизируемых основных средств, которые введены в эксплуатацию по состоянию на начало года.

Норматив отчислений учитывает периодичность ремонта, частоту замены элементов основных средств (узлов, деталей, конструкций) и сметную стоимость ремонта. Предельная сумма резерва – средняя величина фактических расходов на ремонт за последние три года. Такие разъяснения содержаться в письме от 8 ноября 2005 г. № 20–12/82434 [16].

Вариант записи в учетной политике: «Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат. Основание: ст. 260 НК РФ».

Списание сырья и материалов для целей налогообложения. Сырье и материалы списывают на расходы одним из следующих методов (п. 8 ст. 254 НК РФ):

– по стоимости единицы запасов;

– по средней стоимости;

– стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Чтобы избежать разниц между данными бухгалтерского и налогового учета, лучше выбрать единый способ списания стоимости МПЗ.


Инвентарь, инструменты, а также спецодежду, которая не является амортизируемой, компания может списывать на материальные расходы сразу – в момент отпуска в производство. А может установить по ним свой срок полезного использования. Тогда признавать стоимость ценностей в расходах будут постепенно в течение срока полезного использования.

Вариант записи для учетной политики: «Оценку при списании сырья и материалов, используемых в производстве, производить по методу средней стоимости. Основание: п. 8 ст. 254 НК РФ.

Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. Основание: подпункт 3 п. 1 ст. 254 НК РФ».

Резервы по налогу на прибыль в учетной политике. Компании могут создавать резерв на оплату отпусков и выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год. Основание для этого – п. 1 ст. 324.1 НК РФ. Если вы решили формировать резервы, в учетной политике следует отразить способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв. Для этого составляют специальный расчет (смету), в котором отражают размер ежемесячных отчислений в резерв.

Если резервы не формировать, тогда начисленные работникам суммы включают в расходы на оплату труда – ст. 255 НК РФ.

Вариант записи для учетной политики: «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается. Основание: ст. 324.1 НК РФ.

Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается. Основание: ст. 324.1 НК РФ».

Компания также может формировать резерв по сомнительным долгам – ст. 266 НК РФ. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Например, залогом, поручительством, банковской гарантией.

При этом в расчет берут задолженность за товары, работы или услуги. Имущественные права для резерва не учитывают – такие разъяснения привел Минфин России в письме от 1 февраля 2016 г. № 03–03–06/1//4148 [14]. И суды согласны с такой точкой зрения.

Нельзя признать сомнительным долгом и аванс, который компания перечислила контрагенту. Даже если вероятность того, что бизнес–партнер выполнит свои обязательства по договору, слишком мала. На это указал Минфин России в письме от 4 сентября 2015 г. № 03–03–06/2/51088 [13]. Однако это не мешает считать предоплату безнадежным долгом и списать ее в налоговых расходах.


Понятие безнадежного долга приведено в пункте 2 статьи 266 НК РФ. Эта статья озаглавлена «Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам». И все ее положения, кроме пункта 2, посвящены правилам, по которым создают резерв.

Такая неудачная конструкция приводит к тому, что компании истолковывают положения п. 2 ст. 266 НК РФ вот так: безнадежной считается лишь та задолженность, которую можно включить в резерв по сомнительным долгам. Получается, что неотработанные авансы безнадежными никогда не станут. Такое мнение высказывал и Минфин России в письме от 4 сентября 2008 г. № 03–03–06/1/503 [12].

На самом же деле безнадежным можно считать любой долг, который нельзя взыскать (постановление Президиума ВАС РФ от 15 апреля 2008 г. № 15706/07 [7]). И теперь Минфин России с этим согласился. Такие выводы можно применять к долгу в виде неотработанного аванса, за уступку прав требований, по операциям с ценными бумагами и т. д.

Отметим, что организации обязаны формировать резерв по сомнительным долгам. Этого требует пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, его не используют, неизрасходованные суммы присоединяются при составлении баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Чтобы избежать расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета, компании лучше формировать такой резерв и в налоговом учете тоже. Но правила разные. В налоговом учете сумму резерва определяют исходя из периода просрочки. Задолженность следует брать с учетом НДС (письмо Минфина России от 11 июня 2013 г. № 03–03–06/1/21726 [11]).

Общую сумму резерва по всем долгам следует сравнивать с лимитом. Он не может превышать большую из величин – 10 процентов от выручки текущего отчетного или от предыдущего налогового периода (п. 4 ст. 266 НК РФ). То есть если создается резерв за I квартал, то за этот период и следует брать выручку.

Возможная формулировка для резерва по долгам: «Организация формирует резерв по сомнительным долгам. Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день каждого отчетного (налогового) периода.


Сумма резерва, не полностью использованная в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по списанию безнадежных долгов, переносится на следующий отчетный (налоговый) период. Учет начисления и использования резерва ведется в регистре налогового учета.

Для налогообложения компании также могут формировать резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Максимальный размер такого резерва – доля фактических расходов компании по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации товаров (работ) за предыдущие три года умножить на выручку от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.

А если компания продает товары с гарантией менее трех лет? Тогда предельный размер резерва рассчитывают с выручки от реализации товаров (работ) за фактический период такой реализации.

Расходы на НИОКР. Компании, которые занимаются НИОКР, списывают расходы на них в состав прочих – в том периоде, в котором завершены исследования или разработки (отдельные этапы работ). Так установлено в п. 4 ст. 262 НК РФ. При этом к расходам на НИОКР относят:

1. амортизацию ОС и НМА (кроме зданий и сооружений), которые используют в разработках, но только за период проведения НИОКР;

2. расходы на оплату труда работников, участвующих в выполнении научных исследований и опытно–конструкторских разработок за период выполнения научных работ;

3. материальные расходы, связанные с выполнением научных исследований и опытно–конструкторских разработок;

4. другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР (лимит – 75% от суммы расходов на оплату труда);

5. стоимость работ по договорам на выполнение научно–исследовательских работ, договорам на выполнение опытно–конструкторских и технологических работ (если компания является заказчиком разработок);

6. отчисления на фонды поддержки научной, научно–технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127–ФЗ «О науке и государственной научно–технической политике» (лимит – 1,5% доходов от реализации).

Если организация выполняет работы из Перечня научных исследований, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 988 [5], она может признавать расходы с коэффициентом 1,5. Такое право предоставляет п. 7 ст. 262 НК РФ. Но в этом случае к декларации по налогу на прибыль за год, в котором завершены работы, необходимо приложить отчет о выполненных работах.


Чтобы признавать такие затраты равномерно, можно сформировать резерв.

Резерв формируют на срок, на который запланировано проведение соответствующих научных исследований и опытно–конструкторских разработок, но не более двух лет. Срок резервирования также должен быть приписан в учетной политике.

Предельный размер такого резерва – планируемые расходы на реализацию утвержденной программы проведения НИОКР. Это установлено в ст. 262 НК РФ.

Вариант записи для учетной политики: «Резерв предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно–конструкторские разработки не создается. Расходы на научные исследования и (или) опытно–конструкторские разработки учитываются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат. Основание: ст. 267.2 НК РФ.

Все виды затрат на НИОКР включаются в состав прочих расходов без применения повышающего коэффициента. Основание: ст. 262 НК РФ».

Перечень прямых и косвенных расходов в учетной политике для целей налогообложения организации. На текст политики влияет, как организация отражает расходы. При методе начисления расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, делятся на прямые и косвенные. Они имеют разный механизм списания: прямые списываются по мере реализации готовой продукции, а косвенные – в периоде, когда они были понесены.

К прямым расходам при формировании документа организации обычно относят:

1. материальные расходы на приобретение сырья и материалов, которые используют в производстве продукции, кроме общехозяйственных и общепроизводственных затрат;

2. расходы на оплату труда рабочих основного производства;

3. суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на зарплату персонала, участвующего в процессе производства продукции;

4. суммы амортизации по основным средствам, которые используют в производстве продукции.

Все прочие расходы считают косвенными.

Прямые расходы списывают на затраты по мере реализации продукции, к которой они относятся.

Компания самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством. Так, расходы на упаковку продукции (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) можно считать косвенными, что следует из письма Минфина России от 30 августа 2013 г. № 03–03–06/1/35755 [10]. Выбор организации в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции (прямых расходов), должен быть экономически обоснованным.