Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Сущность учетной политики для целей налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование учетной политики предприятия следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения режима налогообложения, а именно, сделать налоговые платежи равномерными и умеренными, обеспечивающими репутацию аккуратного налогоплательщика при снижении общего налогового бремени до приемлемых размеров. Роль учетной политики в управлении организацией, является тем фундаментом, на котором базируется практически вся экономическая, бухгалтерская и налоговая деятельность предприятия.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно–технического прогресса.

Важными решениями, которые принимаются руководством организации, являются составление и утверждение учетной политики для налогового учета. При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении такой немаловажной задачи для организации, как оптимизация налогообложения. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку.

Актуальность данной темы заключается в необходимости исследования вопросов формирования и применения оптимальной учетной политики для целей налогообложения, моделировании критериев ее разработки и принципов формирования в соответствии с видами деятельности организации.

Объектом исследования является учетная политика для целей налогообложения.

Предметом исследования являются нормативно–правовые акты, регулирующие порядок формирования и применения учетной политики для целей налогообложения.

Цель работы – изучить цель, задачи, формирование, применение учетной политики для целей налогообложения.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

– рассмотреть сущность учетной политики для целей налогообложения;

– обозначить практические аспекты применения учетной политики для целей налогообложения.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, источники научной литературы, а также статьи в периодической печати.


1 СУЩНОСТЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Понятие учетной политики для целей налогообложения

Термин «учетная политика предприятия» появился в конце восьмидесятых годов ХХ века в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies» – учетная политика. В начале 1992 г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, а позднее и в учетной политике для целей налогообложения.

В приложении к приказу Министерства финансов РФ от 28 июля 1994 г. №100 под учетной политикой предприятия понималась «…совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности». Данное определение совпадает с определением метода бухгалтерского учета.

Учетная политика для целей налогообложения появилась позже бухгалтерской. Первое упоминание о необходимости организации учетной политики в целях налогообложения содержалось в главе 21 НК РФ [1], вступившей в действие с 1 января 2001 года. Затем требования об определении вариантов учета для целей налогообложения появились в главе 25 НК РФ, вступившей в силу с 2002 года, и уже потом в отношении специальных налоговых режимов – с 2003 года. И только Федеральным законом от 27.07.2006 № 137–ФЗ в законодательство о налогах и сборах было введено понятие «учетная политика для целей налогообложения».

В соответствии с терминологией, приведенной в пункте 2 статьи 11 НК РФ, под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово–хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Именно благодаря этому дополнению в ст. 11 НК РФ с 1 января 2007 г. организации обязаны составлять и утверждать два документа – учетную политику для целей бухгалтерского учета и учетную политику для целей налогообложения.


Таким образом, понятие «налоговая учетная политика» или «учетная политика для целей налогообложения» – это выбранная конкретной организацией совокупность допускаемых НК РФ способов ведения налогового учета в целях оптимизации налогообложения [24, c. 81].

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Если в Налоговом кодексе прописана прямая норма, которая не содержит права выбора, повторять ее в учетной политике не нужно.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, «жесткой» формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Типовой образец учетной политики для целей налогообложения законодатели не утвердили, поэтому приказ составляют в произвольной форме. Положения можно включить в текст приказа или оформить как приложение к нему.

В законодательстве также нет описания, кто разрабатывает учетную политику. Это может сделать главбух, обычный бухгалтер или сам директор.

Учетная политика для целей налогообложения (образец ниже) утверждается до начала налогового периода, с которого будут применять положения. Применяйте их ежегодно с момента создания организации и до ее ликвидации. Исключение – в политику внесли изменения. Составлять новую учетную политику каждый год не нужно.

Учетная политика для целей налогообложения и бухучета отличается.

Внести изменения в учетную политику для целей налогообложения можно в двух случаях:

1. организация меняет выбранный метод;


2. изменилось законодательство о налогах и сборах [27, c. 25].

Чтобы изменить учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения, выполните следующие шаги:

– подготовьте текст изменений с обоснованием;

– определите дату, когда изменения вступят в силу;

– проверьте, не нарушаете ли ограничения по времени применения отдельных методов. Причина – некоторые методы в организациях надо применять не изменяя в течение нескольких налоговых периодов. Например, это касается оценки остатков незавершенного производства или формирования покупной стоимости товаров (п. 1 ст. 319, ст. 320 НК РФ);

– утвердите изменения приказом руководителя.

Время, когда новая учетная политика для целей налогообложения вступит в силу, зависят от причины изменений:

– если меняете метод, то изменения, внесенные учетной политикой для целей налогообложения, начнут действовать с начала нового налогового периода;

– если изменения связанным с поправками в налоговое законодательство, то не ранее даты вступления изменений в силу.

В течение календарного года корректировать учетную политику можно только в связи с изменениями законодательства. Если поправки приняли в середине года, но они вступают в силу с начала года принятия, то изменения в учетную политику для этих целей также могут действовать с начала года

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

а) общие и организационно–технические вопросы;

б) методологические аспекты [22, c. 127].

К общим и организационно–техническим вопросам организации налогового учета относятся:

а) распределение функциональных обязанностей работников

б) применение аналитических регистров налогового учета;

в) технология обработки учетной информации.

В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета.

Если организация имеет обособленные подразделения, важно определить:

а) срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета;

б) перечень налогов, перечисляемых по месту нахождения филиалов;

в) порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями.

Во втором разделе отражаются методы ведения налогового учета, которые организация выбирает самостоятельно, методы оценки активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел удобнее составить по видам налогов.


Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает разную вариантность. По каждому налогу приняты отдельные элементы учетной политики для целей налогообложения.

В приложении к учетной политике необходимо утвердить формы регистров налогового учета.

Регистрами налогового учета могут быть:

– регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами;

– регистры налогового учета, разработанные организацией самостоятельно.

Кроме того, в учетной политике также следует указать способ ведения аналитических регистров налогового учета – с использованием компьютерной техники либо ручным способом [18, c.14].

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Эти элементы целесообразнее разбить на различные группы по отношению к конкретным налогам.

Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

1.2 Факторы, влияющие на выбор учетной политики

На выбор и обоснование учетной политики организации влияют следующие факторы:

а) организационно–правовая форма предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное предприятие и т.д.);

б) отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность);

в) объемы деятельности, структура организации, среднесписочная численность;

г) налоговое поле деятельности организации (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов);

д) степень свободы действия в условиях перехода к рынку (прежде всего, имеется в виду возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);

е) стратегия финансово–хозяйственного развития (цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);

ж) наличие материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно–методическое обеспечение и т.п.);

и) система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности организации направлениям);