Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Сущность учетной политики для целей налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специалисты ФНС России (письмо от 24 февраля 2011 г. № КЕ–4–3/2952 [15]) пояснили, что отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам можно только при отсутствии реальной возможности включить их в состав прямых расходов.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 2 ноября 2010 г. № 8617/10 [6] указал, что упаковка является неотъемлемой частью готовой продукции, если ее наличие обусловлено технологическим процессом производства. В этом деле речь шла об учете затрат для целей налогообложения на приобретение этикеток, клея, бутылок и крышек для них, которые были необходимы организации для упаковки производимой спиртосодержащей продукции.

В своем решении судьи отталкивались от того, что технологический процесс изготовления спиртосодержащей продукции включает в себя розлив, маркировку и хранение готовой продукции. Поэтому затраты на приобретение этикеток, клея, бутылок и крышек для них относятся к прямым расходам. То есть упаковка в данном случае выступает в качестве необходимого компонента при производстве продукции.

Если же процесс производства продукции и ее упаковки отделен друг от друга (например, когда игрушки изготовлены, а потом их начинают запечатывать в стандартную или праздничную упаковку), то в принципе расходы на упаковку можно считать косвенными тратами.

Вот вариант записи для учетной политики при ее формировании в отношении прямых расходов: «К прямым расходам на производство продукции относятся:

– все материальные расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве продукции, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;

– расходы на оплату труда персонала цехов и подразделений основного производства;

– суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в процессе производства продукции;

– суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в производстве продукции.

Основание: п. 1 ст. 318 НК РФ.

Если указанные прямые расходы к изготовлению конкретного вида продукции отнести невозможно, их распределяют пропорционально прямым затратам, непосредственно относящимся к производству каждого вида продукции.

Основание: абз. 5 п. 1 ст. 319 НК РФ.

Прямые расходы распределяются между незавершенным производством и готовой продукцией пропорционально доле основного сырья, приходящегося на незавершенное производство, в общем количестве сырья, отпущенного в производство в течение месяца с учетом остатков на начало месяца (в натуральном выражении). Основание: п. 1 ст. 319 НК РФ».


Распределение доходов и расходов при расчете налога на прибыль. При методе начисления доходы и расходы признают в том периоде, к которому они относятся – ст. 271 НК РФ. Такие же разъяснения содержит письмо Минфина от 18 декабря 2015 г. № 03–03–06/2/74488 [9].

Но бывает, что доходы или расходы относятся к нескольким периодам. Тогда компания распределяет их самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Выбор делают при формировании учетной политики для целей налогообложения (образец в конце статьи).

Вариант записи для учетной политики: «Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации. Основание: п. 1 ст. 272, п. 2 ст. 271, ст. 316 НК РФ».

При выполнении работ (оказании услуг) с длительным технологическим циклом, если договоры не предусматривают поэтапную сдачу работ (услуг), закрепите метод распределения выручки (дохода) для целей формирования учетного документа. Например:

1. равномерно, пока действует договор;

2. пропорционально доле расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных сметой;

3. иным способом.

Учетная политика для целей налогообложения – образец записи: «При выполнении работ (оказании услуг) с длительным технологическим циклом выручка (доход) признается равномерно (ежемесячно или ежеквартально) в течение срока действия договора».

Уплата налога на прибыль при наличии обособленных подразделений. Организация с обособленными подразделениями платит налог на прибыль в региональные бюджеты по местонахождению каждого из них (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Налог по подразделениям рассчитывают исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Это можно делать исходя из удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) или удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества подразделения.

Какой показатель выбрать – решает сама компания.

Когда в одном регионе находится несколько подразделений, можно выбрать ответственное и платить через него налог на прибыль за все. Об этом должны быть уведомлены инспекторы до 31 декабря года, предшествующего тому, с которого компания поменяет порядок уплаты налога. Уведомление следует отправить в те ИФНС, куда отчитываются подразделения.


Обособленные подразделения с отдельным балансом и расчетным счетом сдают декларации по налогу на прибыль в свою налоговую.

Если компания уплачивает налог на прибыль через ответственное подразделение, можно составить одну декларацию за эти филиалы. Отправить такую декларацию следует в ИФНС по местонахождению ответственного подразделения.

Вариант записи для учетной политики: «Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников. Основание: п. 2 ст. 288 НК РФ».

В разделе про НДС для целей бухгалтерского и налогового учета нужно определить:

– порядок ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налога;

– порядок ведения раздельного учета входного НДС по товарам (работам, услугам), которые предназначены для реализации на внутреннем рынке и для экспорта;

– особенности нумерации счетов–фактур.

Распространенным является мнение, согласно которому учетная политика необходима только для обычных коммерческих предприятий. Следует отметить, что отдельные элементы учетной политики должны быть установлены и в иных организациях.

Некоммерческие организации в части осуществления предпринимательской деятельности должны вести отдельный учет. Для его организации неизбежно потребуется установление учетной политики. Состав показателей учетной политики этих организаций будет зависеть от вида осуществляемой коммерческой деятельности.

В отношении предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, существует самостоятельная проблема установления учетной политики [26, c. 51]. В первую очередь это связано с требованиями гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. В том случае когда объектом налогообложения является доход, в установлении каких – либо элементов учетной налоговой политики нет необходимости. Если же объектом является доход, уменьшенный на сумму расходов, то такая необходимость, безусловно, может возникнуть, поскольку определение затратной части налоговой базы гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ напрямую связывает с принципами формирования расходов для целей налогообложения прибыли по гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

Следуют обратить внимание на тот факт, что необходимость установления учетной политики в отношении исчисления некоторых налогов может возникнуть и при исполнении договора о совместной деятельности. Например, при исчислении и уплате в бюджет НДС, акцизов, налога на имущество. Аналогичная ситуация возникает и по консолидированной группе налогоплательщиков (понятие «консолидированная группа налогоплательщиков» введено Федеральным законом от 16.11.2011 № 321–ФЗ). Особая учетная политика необходима для целей ведения налогового учета, исчисления налога на прибыль в случае, если организации, удовлетворяющие условиям ст. 25.2 НК РФ, решили на добровольной основе объединиться и заключить договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков.


Таким образом, налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль. Однако следует отметить, что значение учетной политики для целей налогообложения недооценивается многими предприятиями, в которых к её разработке относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных элементов. Умело составленная учетная политика для целей налогообложения является одним из важнейших инструментов управления деятельностью предприятия и достижения поставленных целей.

Грамотно составленная учетная политика должна помочь бухгалтерам, экономистам, аналитикам предприятия (организации), которые не могут по каким–либо причинам оперативно связаться напрямую со своими руководителями (например, работают в отдаленных филиалах), уяснить общую стратегию организации и ведения налогового и бухгалтерского учета в компании в целом и на их участках работы в частности. Положения учетной политики для целей налогообложения должны помочь избежать ошибок и противоречий в отражении учетных и отчетных данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово–хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Одним из важнейших методов налоговой оптимизации является налоговая учетная политика. Приказ должен включать все аспекты, обязательные для вычисления и уплаты налогов. Его профессиональная подготовка дает право организации выбрать оптимальный вариант учета, сделать налоговые платежи равномерными и умеренными, гарантирующими репутацию добросовестного налогоплательщика при уменьшении общего налогового бремени до оптимальных размеров. Налоговая политика это место для формирования профессионального суждения бухгалтера.

На разработку приказа влияет ряд факторов:

– вид и/или виды деятельности организации;

– масштабы производства и реализации;

– материально–техническая база и квалификации персонала;


– договорная политика организации;

– наличие обособленных подразделений;

– размеры ставок налогов, установленных субъектами РФ;

Формирование эффективной налоговой политики организации должно основываться на принципах:

1. Соблюдение действующего налогового законодательства.

2. Сопоставление минимизации налоговых платежей с общими задачами управления организацией. Его исполнение означает, что минимизация налоговых платежей не является целью – это могло бы быть достигнуто за счет уменьшения объема деятельности. Следовательно этот принцип должен быть направлен на количественный и качественный рост величины собственных активов, в первую очередь капитала организации.

3. Нахождение и применение наиболее эффективных решений, гарантирующих минимизацию базы налогообложения в процессе хозяйственной деятельности.

4. Оперативное реагирование на изменения в действующем налоговом законодательстве. Разработанная организацией налоговая политика должна своевременно корректироваться с учетом изменения ставок налогообложения, появления новых видов налогов, отмены или предоставления налоговых льгот.

5. Планирование сумм предстоящих налоговых платежей. За основу должны быть взяты прогнозируемые объемы доходов и расходов, целевая сумма части прибыли и другие показатели развития деятельности организации.

Организация налогового учета подразумевает регулирование не только учетного процесса, но и документооборота, поэтому приказ рационально оформлять в виде двух разделов: в первом рассмотреть организационные аспекты, а во втором – методологические. Наиболее рационально составлять налоговую политику организации в разрезе отдельных налогов, так как способы формирования, группировки и детализации, данных учета по отдельным налогам отличаются

Эффективная учетная политика для целей налогообложения может быть создана после всестороннего исследования деятельности организации, установления перспективных целей и задач; урегулирование всех вопросов, возможно, решить при помощи грамотно разработанного приказа, а также в ходе проведения анализа каждого из потенциальных способов (методов) учета применительно к конкретной организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146–ФЗ // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru.