Файл: Основные этапы формирования налогового учёта в России (Основные проблемы и перспективы развития налогового учета в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении двух десятков лет наблюдается становление и развитие российской налоговой системы, что позволяет сделать вывод о неоднозначном восприятии основополагающих принципов и приемов налоговой политики государства. Недавний финансовый кризис в отечественной экономике выявил назревшие проблемы налогового законодательства, вследствие чего стала явной незащищенность не только малого бизнеса, но и градообразующих организаций, проявилась их уязвимость перед экономическими рисками при исполнении налоговых обязательств. Существенность налоговой нагрузки для субъектов экономики подтверждается значительными затратами на уплату законодательно установленных налогов. Стремление каждой организации удержать определенную долю рынка в экономике расширило потребности современных менеджеров в более надежных приемах управления, в том числе приемах прогнозирования налоговой нагрузки.

Проблемы налогового учета и порядка его формирования стали актуальны совсем недавно. В рамках проводимой налоговой реформы с 1 января 2002 года на основании главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) законодательно установлена обязанность организаций всех отраслей экономики, являющихся плательщиками налогов, независимо от формы собственности вести налоговый учет доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль.

С января 2003 года, введенной в НК РФ главой 26.2, регламентирован налоговый учет при применении специального налогового режима упрощенной системы налогообложения. С июня 2003 года ведение налогового учета обязательно для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ).

Обязательность организации и ведения налогового учета в отношении прочих налогов, действующих на территории Российской Федерации, действующим законодательством не установлена. Вместе с тем, абсолютно все налоги исчисляются и уплачиваются на основе данных налогового учета, несмотря на то, что понятие «налоговый учет» не применяется в законодательстве, регулирующем исчисление и уплату налогов. Введение налогового учета в хозяйственную практику организаций вызвало множество вопросов, связанных с его организацией, ведением и автоматизацией, причем не только у практиков, которые непосредственно исчисляют налоги и сборы, но и у теоретиков. Ответов на многие из этих вопросов пока не найдено.

Именно это и объясняет невысокую степень разработанности и изученности темы научного исследования. Налоговый учет по всем налогам и специальным налоговым режимам (за исключением налога на прибыль организаций, упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), законодательно не регламентирован.


Объект исследования – учетные отношения, то есть отношения по сбору, обработке, группировке и детализации данных, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Предмет исследования – особенности формирования налогового учета в России.

Цель работы – изучить формирование налогового учета в России.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

– рассмотреть теоретические основы формирования налогового учета в России;

– обозначить основные проблемы и перспективы развития налогового учета в России.

При проведении исследования использовались общенаучные и специальные методы исследования: системный подход к объекту исследования, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, гипотезы и сравнения, моделирования, структурный метод.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В РОССИИ

    1. Понятие, содержание и система налогового учета

Налоговый учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о формировании налоговой базы по конкретному налогу путем сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций, связанных с исчислением налоговой базы по этому налогу.

НК РФ дает более узкое определение категории «налоговый учет», однако, несмотря на это, оба определения можно считать верными. Так, согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.

Налоговый учет ведется по каждому налогу отдельно, однако цели и правила ведения налогового учета для всех налогов одни.

Целями ведения налогового учета являются:

– формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

-обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет конкретных налогов.


Основные принципы налогового учета

1.Предприятие рассматривается как обособленный объект налогового учета. Имущество и обязательства данного предприятия учитываются отдельно от имущества и обязательств владельцев и других предприятий.

2. Использование метода начисления и разграничения деловой активности между смежными отчетными периодами. Доходы расходы признаются и отражаются в те периоды, когда имел место факт совершения сделки.

3. Предприятие функционирует в настоящее время и в ближайшей перспективе. У него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности).

4. Имущество и обязательства имеют стоимостную оценку. Оценка должна производиться с возможной точностью и осторожностью.

5. Налоговый учет ведется по всем налогам, которые должно исчислять и уплачивать предприятие, обособленно [4, c. 59].

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Налоговый учет ведется по каждому налогу отдельно. При этом, так как порядок исчисления различных налогов разнится, то система налогового учета по каждому конкретному налогу имеет свои практические особенности.

Однако общая модель системы налогового учета, с теми или иными допущениями применима к любому из существующих налогов России.

Порядок ведения налогового учета по конкретному налогу устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Все изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета.

При этом решения о любых изменениях должны отражаться учетной политике для целей налогообложения и применяться начала нового налогового периода.

Данные налогового учета должны содержать полную информацию о порядке формирования налоговой базы по конкретному налогу. Так, например, по налогу на прибыль данные налогового учета в обязательном порядке должны содержать:

–порядок формирования суммы доходов и расходов;

–порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;


–сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

–порядок формирования сумм создаваемых резервов;

–сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Налоговый учет в идеале имеет трехуровневую структуру:

– 1 – уровень первичных учетных документов;

– 2 – уровень налоговых регистров;

– 3– уровень налоговой декларации по конкретному налогу.

Рисунок 1.1 – Схема налогового учета

Формы первичных документов налогового учета для целей налогового учета (первый уровень налогового учета) могут быть установлены (например, счета–фактуры) или нет действующим налоговым законодательством. В случае, если формы первичных документов налогового учета не установлены, то в качестве последних на практике могут быть использованы первичные учетные документы бухгалтерского учета. Если же и этого недостаточно, то налогоплательщик должен разработать первичные документы налогового учета самостоятельно (например, справка бухгалтера или налоговые расчеты, корректировки, пояснительные записки и прочее). При этом к первичным документам налогового (бухгалтерского) учета налоговым законодательство ми законодательством о бухгалтерском учете предъявляется ряд требований. Так, например, перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов налогового учета, утверждает руководители организации по согласованию с главным бухгалтером. Первичный документ налогового учета должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после ее окончания.

Второй уровень налогового учета также по отдельным налогам регламентирован, а по некоторым нет, поэтому сформулируем общие положения, касающиеся налоговых регистров.

Налоговые регистры – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями налогового законодательств без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета [15, c. 72].

Налоговые регистры предназначены для систематизации накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета отражения в налоговой декларации. Регистры налогового учет ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, электронном виде и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.


Однако формы регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

–наименование регистра;

–период (дату) составления;

–измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;

–наименование хозяйственных операций;

–подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров [18, c. 70].

Данные налогового учета–данные, которые учитываются разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он детально раскрывал порядок формирования налоговой базы. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Третьим уровнем налогового учета является налоговая декларация по конкретному налогу. Налоговая декларация составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая декларация в обязательном порядке должна содержать следующие данные:

1) период, за который определяется налоговая база;

2) систему показателей, позволяющих точно рассчитать налоговую базу по конкретному налогу;

3) ставку налога;

4) сумму налога.

Отметим, что существующий порядок налогового учета по некоторым налогам предусматривает только двухуровневую систему налогового учета (не хватает первого или второго уровня). В этом случае отсутствующий уровень системы налогового учета находится в зачаточном состоянии и на практике при расчете налоговой базы по этим налогам не используется. В случае наличия только налоговой декларации по налогу система налогового учета не существует, так как один уровень не может ее составлять.