Файл: Основные этапы формирования налогового учёта в России (Основные проблемы и перспективы развития налогового учета в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) зачет убытков одного члена группы в счет прибыли другого;

4) объединение налоговых обязательств, исчисленных каждой группой самостоятельно.

В зависимости от подхода к понятию «консолидированный налогоплательщик» все государства можно разделить на три группы [5, c. 97]:

1. Страны, в налоговом законодательстве которых не отражается наличие взаимосвязи между организациями. Т.е. все организации, входящие в группу, рассматриваются как самостоятельные налогоплательщики, результаты взаимоотношений между которыми представляются как отношения между независимыми налогоплательщиками.

2. Страны, в налоговом законодательстве которых отсутствует понятие «консолидированный налогоплательщик», однако наличие взаимосвязей не отрицается.

3.Страны, которые законодательно закрепляют понятия «консолидированный налогоплательщик» либо «консолидированная группа налогоплательщиков». При этом под «консолидированным налогоплательщиком» понимается единый налогоплательщик. В данной трактовке бремя исполнения налоговых обязанностей может быть возложено на любого члена группы. Во втором варианте головная организация получает возможность учитывать при исчислении и уплате налогов финансовый результат деятельности всех членов консолидации. В данном случае операции по передаче товаров, работ, услуг между организациями в целях налогообложения не рассматриваются.

Актуальность введения института консолидированного налогоплательщика связана с возможностью достижения положительного эффекта, как для государства, так и для иных субъектов экономических отношений.

Для государства:

– решается проблема трансфертного ценообразования на внутреннем рынке;

– сокращаются расходы в процессе налогового администрирования;

– упрощается налоговый контроль.

Для налогоплательщиков:

– используется возможность зачета убытков отдельных предприятий в рамках консолидированной группы;

– снижаются риски по трансфертному ценообразованию.

К настоящему времени выработаны основные принципы функционирования налогоплательщиков в рамках налоговой консолидации.

Среди основных можно выделить следующие:

1. Составление единой налоговой декларации путем построчного суммирования данных налоговых деклараций организаций, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков.

2. Консолидированная расчетная база определяется путем суммирования по установленным правилам налоговой базы по налогу на прибыль всех организаций–участников консолидированной группы налогоплательщиков.


3. При составлении единой налоговой декларации по налогу на прибыль не включаются доходы и расходы по операциям между организациями –участниками консолидированной группы. При этом прибыли и убытки от операций между организациями–участниками не учитываются.

Необходимо отметить, что российское законодательство, как и законодательство ряда стран, предусматривает одним из условий признания объединения налогоплательщиков консолидированной группой в целях налогообложения резидентство [6, c. 15].

Однако зарубежная практика показывает возможность распространения консолидации на объединения организаций, являющихся резидентами разных государств.

Так, в 2002 г. между 15 членами Евросоюза было достигнуто соглашение по вопросу о консолидированной налоговой базе для компаний, осуществляющих свой бизнес в рамках ЕС[20, c. 16]. Это, однако, не означает полную унификацию налоговых систем государств–участниц. Состав данной системы предполагает включение следующих составных элементов:

–внутригосударственную налоговую систему государств–участниц;

–систему налогообложения консолидированной налоговой базы межгосударственных групп компаний;

– общие правила расчета и уплаты налога на прибыль для компаний, входящих в группу;

– общую систему налогового учета, позволяющую оптимизировать процесс налогового администрирования.

Однозначно, что уплата налога на прибыль консолидированной группы будет основываться на данных консолидированной налоговой отчетности, и государству необходимо четко регламентировать процесс исчисления налога. В результате возникает необходимость формирования системы налогового учета для консолидированных налогоплательщиков. Необходимость формирования системы налогового учета для консолидированных налогоплательщиков диктуется и тем, что управление финансовыми потоками организаций – участников консолидации из единого центра означает наличие единой налоговой базы для всех участников.

Есть мнения, согласно которым при разработке нормативного обеспечения системы консолидированного налогоплательщика необходимо приблизить процедуры консолидации для расчета финансового результата в целях налогообложения к процедурам, используемым при подготовке консолидированной финансовой отчетности [5, с.84].

В качестве базы для анализа могут быть использованы подходы к консолидации, определенные и закрепленные как в национальных документах по бухгалтерскому учету (Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности), а также в стандартах финансовой отчетности, принятых в мировой практике (IAS 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность»).


Налоговым законодательством России уже предусмотрен определенный механизм перераспределения доходов внутри группы компаний.

Главой 25 Налогового кодекса РФ предусмотрено исключение из налоговой базы по налогу на прибыль доходов в виде имущества, полученного материнской компанией от дочерней компании, или наоборот. Эта норма –эффективный инструмент перераспределения финансовых потоков внутри группы. В связи с применением с 2008 г. ставки 0% по дивидендам, выплачиваемым материнской компании, данная норма сегодня может использоваться без ограничений.

Если говорить о формировании эффективной системы консолидированного налогового учета, то в качестве приоритетных задач следует выделить:

– необходимость обеспечения преемственности данных налогового учета при совершении операций между участниками консолидированной группы налогоплательщиков;

– применение единой учетной политики для целей налогообложения в рамках консолидации, которая обеспечивает единообразие учета аналогичных объектов на счетах налогового учета организаций – участников консолидированной группы.

Разработка системы консолидированного налогового учета будет служить достижению следующих целей: формирование налогового поля в рамках консолидации; образование системы договорных отношений внутри группы; формирование методики учета хозяйственных операций; выбор оптимального варианта организации хозяйственной деятельности; формирование налоговой модели в интересах консолидации.

Основная задача при постановке налогового учета консолидированных налогоплательщиков состоит в выявлении наиболее перспективной модели ведения налогового учета, учитывающей сочетание сразу нескольких видов деятельности.

Для формирования системы налогового учета, что в принципе прописано в налоговом законодательстве России (ст. 313 НК РФ), необходимо разработать и утвердить следующие основные положения и документы:

– учетная политика консолидированного налогоплательщика для целей бухгалтерского и налогового учета;

–договоры и контракты, действующие по состоянию на соответствующий налоговый период;

– бухгалтерские регистры;

– график документооборота.

На практике приняты следующие способы организации налогового учета:

1)ведение учета в регистрах бухгалтерского учета с последующей корректировкой бухгалтерских показателей;

2) группировка данных в специальных налоговых регистрах;

3)одновременное отражение объектов и хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете.


При использовании первого способа данные налогового учета формируются на основе бухгалтерских проводок. Использовать данный способ консолидированные налогоплательщики могут при условии внесения в регистры бухгалтерского учета дополнительной корректировочной информации, влияющей на величину налоговой базы.

Второй способ предполагает создание обособленной системы налогового учета для формирования отчетных данных, отражаемых в декларации по налогу на прибыль. Такая система должна включать набор налоговых регистров, предусматривающих отражение операций тем или иным способом. При этом часть информации может быть основана на данных бухгалтерского учета (например, доходы от реализации товаров). Другая часть должна отражаться с учетом корректировки данных бухгалтерского учета (например, нормируемые расходы). Третья часть информации группируется независимо от способа отражения в бухучете (например, проценты за кредит).

Применение третьего способа в рамках построения налогового учета для группы консолидированных налогоплательщиков невозможно в связи с большим объемом информации [6, c. 18].

При формировании модели налогового учета для группы консолидированных налогоплательщиков необходимо учитывать взятый за основу тип консолидации (Приложение).

Таким образом, при решении проблемы организации налогового учета консолидированного налогоплательщика можно рекомендовать разработку следующих моделей налогового учета:

1)построение налогового учета на основе разработки единой методики учета для всех организаций, входящих в консолидированную группу, формирование единой учетной политики для целей налогообложения;

2)консолидированный налоговый учет организуется на этапе определения налогооблагаемой базы;

3)налоговый учет сводится к формированию единого регистра учета финансовых результатов.

Независимо от избранной модели построения системы консолидированного налогового учета необходимо, чтобы данная модель обеспечивала прозрачность внутригрупповых налоговых отношений для налоговых органов и как следствие способствовала снижению налоговых рисков.

В любом случае при проведении совместной политики в области налогообложения необходимо учитывать максимально возможную степень унификации налоговых систем, с одной стороны, с другой – не всегда совпадающие интересы стран–участниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.

Налоговый учет является системой учета не только по отдельным налогам, для исчисления которых он применяется в соответствии с действующим налоговым законодательством, а единой системой учета по всем налогам.

Налоговый учет в России развивается по предложенной и обоснованной модели формирования, состоящей из трех основных этапов: начального, этапа становления и заключительного этапа.

Налоговый учет ведется по каждому налогу отдельно, однако цели и правила ведения налогового учета для всех налогов одни.

Целями ведения налогового учета являются:

– формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

– обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет конкретных налогов.

Налоговый учет в идеале имеет трехуровневую структуру:

– 1 – уровень первичных учетных документов;

– 2 – уровень налоговых регистров;

– 3– уровень налоговой декларации по конкретному налогу.

Одной из тенденций современного экономического развития является интеграция международных экономических систем. Интеграция российской экономики в мировое хозяйство связана с выходом российских организаций на международные рынки, приходом иностранных компаний, а также созданием на территориях государств–партнеров подразделений действующих организаций. Также растет количество разнообразных объединений в виде холдингов, корпораций, ассоциаций и т.д., в том числе между организациями, являющимися резидентами разных государств.

Рост количества международных интегрированных корпоративных структур связан с очевидными экономическими преимуществами их функционирования, в частности, высокой конкурентоспособностью и снижением транзакционных издержек от взаимодействия между предприятиями, входящими в единую группу.

Как показывает практика, система взаимоотношений между такими объединениями и государством носит двойственный характер. С одной стороны, следствием интеграционных процессов является монополизация сфер и отраслей деятельности, что приводит к необходимости государственного воздействия путем разработки мер антимонопольного характера. С другой – вследствие системообразующего характера их деятельности возникает необходимость государственной поддержки и дальнейшего развития такого рода интеграции.