Файл: Основные функции в системе менеджмента (Типичные функции промышленных предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На пути преобразований российской экономики промышленные предприятия столкнулись с реальными проблемами, продиктованными зарождающимся механизмом рынка. Поскольку объективная необходимость развития хозяйствующих систем связана с тем, что изменения внешней среды закономерно требуют адекватных действий по реагированию на колебания в части организации и управления производственными и хозяйственными процессами на предприятии, в противном случае оно терпит значительные убытки и обречено на банкротство. Поэтому важно использовать механизм, который обеспечит адекватное управление предприятием и позволит функционально осуществлять раннюю диагностику для оперативного решения проблем.

Новые условия ведения бизнеса потребовали изменения взглядов на сущность и содержание основных функций, выполняемых специалистами для обеспечения ритмичной и прибыльной работы предприятия. Кроме того, чтобы предприятие достигло цели, нужно разработать механизм взаимосвязи между управленцами, чтобы предприятие работало как отлаженная система без дублирования функций, излишних действий и без запаздывания реагирования на изменения.

Этим объясняется необходимость использования функционального подхода для адаптации структуры управления предприятием к современным условиям хозяйствования. Он позволяет наилучшим образом обосновать интеграцию процессов: планово-учетных, аналитических, контрольно-регулирующих, на основе формирования и использования информационных потоков, способствующих выработке: своевременных, обоснованных управленческих решений и обеспечивающих поступательное развитие предприятия.

Предпосылки становления функционального подхода прослеживаются в экономических трудах К. Маркса, А. Файоля, Л.Урвика, П.Ф. Друкера, Т.Парсонса, Г. Гантта, Д. Муни, П. Слоуна.

Существенный вклад в исследование понятия функций управления и их анализ внесли ученые: А.Р. Бриль, И.Б. Бухман, B.C. Васеленок, Р. Г. Влчек, Е.А. Грамп, М.Г. Карпунин, А.Я. Кибанов, О.В. Козлова, В.А. Лебеденко, Б.И. Майданчик, Н.К. Моисеева, А.И. Фредкин и др.

Актуальность проблемы функционального подхода при формировании адаптивной структуры управления промышленным предприятием, недостаточная степень ее разработанности обусловили выбор темы исследования, определили цель и задачи, а также основные направления исследования.

Цель исследования рассмотреть функции и функциональная структура менеджмента.

В соответствии с поставленной целью исследование направлено на решение следующих задач:


  1. определить содержание процесса управления;
  2. описать функции управления;
  3. проанализировать функциональную структуру управления.

Объектом исследования являются структура управления.

Предметом исследования являются теоретические, методические и практические аспекты функционального подхода к структуре управления предприятием.

Теоретической и методологической базой исследования является зарубежная и отечественная теория и практика, методологические и инструктивные материалы по разработке функций и их реализации в реальном секторе экономики, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых.

При разработке и решении поставленных задач применялись следующие методы: группировка и сводка, детализация, сравнение, обобщение, метод научной абстракции, метод сравнений и аналогий. При решении конкретных задач использовались общенаучные методы исследования, методы логического, функционального и системного анализа.

1 Содержание процесса управления

1.1 Характер и эффективность процесса управления

Характер содержания процесса управления определяется характером решаемых задач. В зависимости от этого различают следующие аспекты содержания управления (приложение А).

Методологическое содержание управления предполагает представление процесса управления в виде последовательности четырех его этапов: определения цели, оценки ситуации, определения проблемы и отыскания решения управленческого решения:

Цель — это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая им система, т. е. это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния. Процесс управления начинается с уяснения, определения и постановки цели воздействия. Категория «цель» означает планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.

Ситуация — это состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели. Ситуация характеризуется совокупностью учитываемых факторов, измеряемых показателей (переменных) и их оценкой. Состояние системы никогда не может быть тождественно цели. Следовательно, всегда существуют ситуации, которые нужно оценивать.


Проблема — это противоречие между желаемым (целью) и действительностью (ситуацией). Для его разрешения, для приближения системы к цели необходим акт воздействия. Противоречие, на разрешение которого должно быть направлено воздействие, и есть проблема. Без определения проблемы невозможно никакое управленческое решение.

Управленческое решение как заключительный этап процесса управления представляет собой нахождение путей разрешения проблемы и организационную работу по практическому ее разрешению в управляемой системе. Решение является заключительным этапом процесса управления, его соединением с процессом производства, импульсом воздействия управляющей системы на управляемую.

Понятие «эффективность» происходит от слова «эффективный», что в переводе с латинского означает «достигающий определенного результата».

Здесь собственно речь идет о двух аспектах эффективности: о достижении целей и о соотношении входов и выходов.

В экономической науке проблеме эффективности и ее измерению уделялось и уделяется очень большое внимание. Необходимость исследования связана с тем, что она выступает ведущим критерием для оценки и выбора решения.

Применительно к процессу управления понятие эффективности усложняется, учитывая многозначность и многоаспективность этого процесса и, в то же время, зависимость его понимания от эффективности управления вообще и эффективности систем управления и эффективности производства.

Эффективность управления является результатом взаимодействия эффективностей системы и процесса управления.

Эффективность системы управления - как частный случай эффективности производства характеризуется действенностью системы управления, ее автономностью, степенью организованности и самоуправления, гибкостью, адаптивностью, сплоченностью коллектива организации и т.п.

Однако, учитывая, что сердцевину процесса управления составляет процесс выработки и принятия управленческого решения, при определении его эффективности следует учитывать дополнительные затраты собственно на его организацию. Сложность заключается в том, что трудно подобрать величины, которые могли содержать такие элементы сравнения, которые могли бы выступить в роли критериев.

Например, в экономике, полноценными критериями эффективности могут служить лишь такие немногие показатели, как производительность труда, прибыль, все модификации рентабельности и некоторые другие.

Следует согласиться с В. В. Тригубенко, утверждавшего, что в своей экстремальной значимости (минимум-максимум) критерий эффективности приобретает смысл критерия оптимальности, т.е. величины, удостоверяющей какой вариант управляющего решения из всего множества возможных и допустимых является наилучшим (оптимальным).


Интересна также точка зрения В. В. Тригубенко, связанная с комплексностью критериев оценки эффективности процесса управления и его организации. Он предлагает рассчитывать кроме экономической информационную эффективность.

Учитывая специфический характер всей целенаправленной деятельности системы управления - повышение степени упорядоченности (организованности) строения и развития объекта управления для достижения запроектированной цели наиболее эффективным путем.

Информация в кибернетическом понимании - это мера определенности (упорядочения) строения и развития системы. Степень упорядоченности информации определяет меру соответствия субъекта и объекта управления. Противоположная ей величина - мера «беспорядка» носит название энтропии. Между этими величинами существует зависимость и изменяются в интервале [0, 1], в сумме они не должны превышать единицы и связаны простым соотношением.

I(t) = 1-H(t), (1.1)

где I(t) - информация; H(t) - энтропия.

При недостатке информации управленческие решения - стержень процесса управления - принимаются в условиях неопределенности. Поэтому важнейшей проблемой повышения эффективности управления в целом и процесса управления, в том числе, является организация и интеграция информационных потоков для принятия управленческих решений. Принятие решений требует не только техники генерирования, сбора и обработки данных, но и создания информационной инфраструктуры.

В настоящее время информационный ресурс стал «важнейшей экономической категорией и источником дополнительных прибылей. Владение релевантной системно организованной информацией трансформируется в экономические преимущества».

Организация информационных ресурсов на предприятии осуществляется через функции информационного обеспечения систем управления.

Суть информационной эффективности проявляется в том, что по мере того, как в процессе управления возрастает составляющая, связанная с созданием, хранением и перемещением информации, в них возникают предпосылки интенсивного развития. Кроме того, что информационный ресурс выступает как средство оптимизации взаимодействия между всеми производственными компонентами и экономии всех задействованных ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т.д.), он позволяет поднять на качественно новый уровень организацию обратных связей, по которым поступает информация об эффекте, достигаемом в результате управленческого воздействия. Появляется возможность направлять процесс управления по наиболее точным траекториям.


Кроме того, следует учитывать так называемый диффузный мультипликативный эффект, заключающийся в том, что повышение качества (своевременность и безошибочность) управления в одном контуре иерархии порождает лавинообразный рост качества управления в других контурах.

Таким образом, к составляющим информационной эффективности процесса управления следует отнести:

  • упорядочение структурно-организационного построения предприятия;
  • оптимизацию взаимодействия между компонентами производства и управления;
  • развитие человеческого потенциала (приращение знаний. Знания следует рассматривать как результат накопления и преобразования информационных потоков);
  • повышение качества и оперативности процессов управления;
  • интеграцию функций по горизонтали и вертикали;
  • диалектическую логизацию процесса управления.

Диалектическая логизация означает приведение структуры и содержания процедур процесса управления в соответствие с законами логики, наполнения содержания знаниями развивающего характера.

В этой связи возникает необходимость выделения еще одного компонента эффективности процесса управления, а именно, эффективности логической.

Логическая эффективность является результатом конструктивной алгоритмизации и технологизации процесса управления, математического и программного обеспечения, с помощью которых происходит собственно превращение сырых данных в ценные сведения, управленческие решения, несущие порядок. Иными словами, логическая эффективность характеризует степень формализации процесса управления.

Между показателями экономической, информационной и логической эффективности существует очевидная связь: чем выше степень организованности системы и ее логическая определенность, тем выше ее экономичность.

Обобщенная эффективность и потенциальная полезность являются результатом взаимодействия всех указанных компонентов (Приложение Б).

Вместе с тем, несмотря на глобальную информатизацию общества, несмотря на увеличение значимости информации в интеллектуальной деятельности людей, получающих возможность принятия достаточно обоснованных сложных решений со снижением рисков различного характера, глубокого проникновения идеи виртуализации управления в российской промышленности не произошло. Даже в ОАО «Газпром» автоматизированная система управления «Галактика» функционирует уже с 1997 года, но до сих пор не реализован контур управления.