Файл: "Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время мотивация в управление и взаимоотношениях среди сотрудниками, среди подчиненными особо актуально. Собрав высококвалифицированных специалистов в организацию это хорошо, но их необходимо еще удержать в этой организации. А для этого их нужно чем то мотивировать.

Основной целью процесса мотивации является получение максимальной отдачи от использования имеющихся человеческих ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Актуальность данной темы определяется сложностью создания рациональной мотивации труда персонала на практике, поскольку попытки приспособить классические теории мотивации к реальным условиям деятельности работников организаций во многом не систематизированы, что затрудняет использование технологий и методов мотивации.

Сложность практической организации мотивации персонала также определяется слабой изученностью мотивационных аспектов работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Целью курсовой рассмотреть информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом.

В соответствии с поставленной целью в работе были определены следующие задачи: 1. Провести исследование теоретических основ и современных тенденций мотивации труда. 2. Провести анализ действующей мотивации труда персонала на примере. 4. Разработать мероприятия для совершенствования.

Базой исследования выступило учреждения образования «УО «Гродненский государственный колледж искусств».

Предметом исследования является информационные и мотивационные процессы в особенностях индивидуального поведения. В работе использовались методы системного подхода, сравнительно-сопоставительные методы - анализ, синтез, аналогия, классификация, социологический опрос, тестирование а также статистические методы количественных показателей. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области управления персоналом. Информационной базой исследования являются фактические и статистические данные, имеющиеся в научной литературе и периодической печати.

Теоретическая значимость работы заключается в определении теоретико-методических основ мотивации труда в организации. Практическая значимость работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Предмет исследования – психологические факторы привлекательности труда и учёбы.

Методы исследования выбраны исходя из его методологии, предмета, гипотезы и задач.

Объём выборки составил 50 человек женского и мужского пола разных возрастных категорий.

Использованы диагностические методики:

1. Опросник для изучения привлекательности труда (ПТР-1).

2.Методика, изучения факторов привлекательности профессии В.Я. Ядова(модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).

3. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана).

В процессе написания курсовой работы мной были использованы методы

анализа информации, синтез, эксперимент, сравнение, обобщение, и интерпретация.

Также мне помогли такие методы сбора информации, как анкетирование и тестирование.

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ И МОТИВАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ОСОБЕННОСТЯХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Учет и изучение особенности формирования информационных и мотивационных структур в практике работы с персоналом

Наиболее малоизученной проблемой в изучении поведенческих свойств личности является проблема связи поведения человека с его мотивационной сферой.

- Мотивационные схемы (аттитюды, поведенческие паттерны), т.е. знания о том, какими путями и средствами можно удовлетворить данную потребность, как вести себя в той или иной ситуации. Такие мотивационные схемы формируются и «отшлифовываются» в процессе жизнедеятельности человека – как бы свёрнутый, укороченный процесс мотивации, хранящийся в подсознании человека. В этом случае, действия выполняются автоматически, и индивидуум не всегда задумывается над процессом выполнения. Репертуар мотивационных схем тем богаче, чем больше опыт человека, данные схемы являются одной из составляющих мотивационной сферы личности[1].


-Мотивационное образование, в зависимости от того, на какой стадии остановился мотивационный процесс, какова степень осознанности (понимаемости) причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности (достижение цели, запланированного результата), мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия. К ним относятся: 1. Мотивационные состояния, 2. Мотивационная установка, 3. Влечения, желания, хотения, 4. Склонность. Привычки. Интересы, 5. Направленность личности, 6. Мотивационные свойства личности.

Представленные мотивационные образования – являются основными составляющими мотивационной сферы личности. Рассмотрим, как же происходит формирование этих составляющих и мотивационной сферы в целом. основой МСЛ являются личностные образования МСЛ – это то что дано человеку от рождения, наш костяк, который растёт по мере роста субъекта и подвластен лишь внутренней «деформации». И этот костяк как правило скрыт, т.к. нежелание человека раскрываться перед другими или признаться самому себе в истинных причинах поступка приводит к появлению «защитных механизмов»[2]. Например, А. Маслоу считал, что базовые потребности по своей природе (в определённом смысле и в определённой степени) конституциональны или наследственны. Составляющие личностного образования МСЛ – это:

Мотивом самоутверждения называют стремление утвердить себя в социуме. Мотив связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается показать окружающим, что он чего-то стоит, стремится приобрести определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

Мотив идентификации с другим человеком. Этот мотив заключается в стремлении быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя) и является особенно актуальным для детей и молодежи, которые стремятся наследовать других людей в своих действиях.

Мотив власти – это стремление субъекта влиять на людей, стремление занять «руководящую позицию» в группе (коллективе), стремление руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Действия многих людей (напр., руководителей разных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление властвовать над другими людьми и руководить ими – это мотив, который побуждает их преодолевать значительные трудности в деятельности, прилагать большие усилия в работе[3]


Процессуально-содержательные мотивы - это побуждение к активности содержанием и процессом деятельности, а не внешними факторами. Человека привлекает деятельность сама по себе, нравится ее выполнять, выявлять интеллектуальную или физическую активность, интересует содержание того, что она делает. Конкретным проявлением процессуально-содержательной мотивации могут быть познавательная, игровая, эстетическая мотивации. Смысл деятельности по процессуально-содержательной ее мотивировкой заключается в самой деятельности.

Мотив саморазвития. Что поощряет человека к развитию? Как считает А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей, уверенность в себе, способность чувствовать свою компетентность. Человек как бы разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности. С одной стороны, она стремится к чему-то новому, а с другой – страх перед опасностью и чем-то неизвестным сдерживают ее движение вперед[4].

Стремление к достижению успеха или мотив достижения – это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного ее содержания. При этом выделяют два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи — как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу. Успехи в какой-либо деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, а и от стремления достичь высоких результатов в деятельности. Формирование «мотива достижения» во многом зависит от воспитания ребенка в семье, начиная с раннего детства (соблюдение режима, ориентация ребенка на овладевающее поведение и самостоятельность). С «мотивом достижения» связаны и такие свойства личности, как настойчивость и упорство[5].

Просоциальные (общественно значимые) мотивы. К этой группе относятся мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственности перед группой или бществом в целом. В случае действия общественно значимых мотивов имеет место идентификация (отождествление) индивида с группой.

Мотивационные состояния – это состояния, связанные с перебором вариантов удовлетворения потребности и принятием решения. Состояние когнитивного диссонанса возникает в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя противоречивыми мотивами, которые не могут быть согласованы в блоке принятия решений. Подобное состояние либо возвращает субъекта в потребностный блок для коррекции своих потребностей, либо обесценивает значение предстоящего поступка, либо мотивирует на поиск согласующихся друг с другом знаний. Состояния сомнения – это состояния нерешительности тревоги, либо решимости. Надежда является одним из мотивационных состояний, связанных с переживанием, возникающим у человека при ожидании желаемого события.


Мотив аффилиации и мотив отвергания. Аффилиация (от лат. аffiliation – присоединение) – это стремление к установлению или поддержанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними.

Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов.

Следующий уровень – формируемые образования МСЛ образования составляющие данный уровень характеризуется ценностно-целевой ролью в формировании МСЛ, приобретаются субъектом в процессе жизнедеятельности, трансформируются под воздействием внешних факторов, по сути являются более динамичными по отношению к первому уровню. Хотя А. Маслоу говорит, что в современной науке принято рассматривать установки интересы, предпочтения и любого рода ценности исключительно как результат культурного ассоциативного научения и утверждает, что следует учитывать факторы внутренней необходимости[6].

Исходя из этого в личности есть некая точка опоры, позволяющая ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям. Эту точку опоры образуют личностные ценности, а также направленность личности. Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Превращение социальной ценности в личную возможно только тогда, когда человек вместе с группой включился в практическую реализацию этой общей ценности, ощущая ее как свою. Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность - идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов. Формальное отношение к социальным ценностям не приводит к превращению их в личностные.

Последний уровень МСЛ – Поведенческие образования – т.е. конечный

результат всего процесса мотивации. Определённое действие, совершаемое субъектом, выбор предмета удовлетворения потребности. Такой выбор – действовать или нет в данной ситуации, а также выбор конкретного предмета и способа удовлетворения потребности связан с принятием решения, которое порой может быть мучительным для человека, затрагивая его нравственные и мировоззренческие установки. В ряде ситуаций принимаемое решение носит вероятностный характер, когда оно связано с предвидением результатов, последствий поступка или с поиском реального объекта удовлетворения потребности. Возможность человеком запасных вариантов удовлетворения потребности при ведущей и первоочередной роли одного из них.