Файл: "Психология профессиональной карьеры: (отбор, адаптация, развитие персонала в организации, развитие персонала и ситуационное лидерство)".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Слово «карьера» (франц. сатеге) означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности, род занятий, профессию. В широком понимании карьера — профессиональное продвижение, рост как этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних его уровней к другим.

Результат карьеры — высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса. В более узком понимании карьера — это должностное продвижение. То есть это не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности.

Процесс перехода на новую должность или новую работу достаточно сложный переход в жизни любого человека. Поступая на работу, человек активно включается в систему отношений организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым, подчиняет свое поведение служебным предписаниям данного предприятия.

Однако, поступая на работу, человек имеет свои представления о том, что и как должно происходить в организации, свои цели, в соответствии с которыми формирует требования: условия и содержание труда, оплата, возможности роста. Таким образом, кандидат строит свои отношения с предприятием, исходя из собственной системы ценностей и мотиваций, особенностей характера, темперамента, а также его философии жизни.

Отношение работника к организации зависит от степени реализации его целей и удостоверения его потребностей. С другой стороны, рассматривая данную ситуацию, организация представляет собой общность со своими целями и задачами, системой ценностей и способами отношений. Кроме того предъявляются свои требования к работнику, к его трудовому поведению (образование, производительность, дисциплина, квалификация, коммуникабельность и мн. др.). В результате взаимодействия работника и организации осуществляется процесс трудовой адаптации.

Цель данного исследования – проанализировать практические аспекты использования результатов профессионального психологического обследования для разработки программ трудовой и социально-психологической адаптации вновь принятых сотрудников.

Задачи исследования:

-Рассмотреть психологию профессиональной карьеры

-Рассмотреть содержание и структуру трудовой адаптации.


-Выявить критерии и факторы, определяющие трудовую адаптацию.

-Изучить уровень адаптивности новых работников в период трудовой адаптации (работающих на предприятии не более года).

-Выявить факторы успешной / затрудненной трудовой адаптации у новых работников (работающих на предприятии не более года).

-Разработать программу трудовой и социально-психологической адаптации вновь принятых сотрудников на основе полученных в исследовании результатов.

Объект исследования – процесс адаптации личности к специфике работы трудовой организации. Предмет исследования - практические аспекты использования результатов профессионального психологического обследования для разработки программ трудовой и социально-психологической адаптации вновь принятых сотрудников.

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 37 работников ООО «Элис», из них 18 мужчин и 19 женщин, пришедшие работать на данное предприятие в течение последнего года.

Гипотеза исследования: результаты профессионального психологического обследования персонала организации могут послужить основой для разработки программ трудовой и социально-психологической адаптации вновь принятых сотрудников.

Этапы исследования:

На первом этапе проводился теоретический анализ проблемы, определялись методологические и теоретические основы исследования; формулировались цель, задачи и рабочая гипотеза; отбирались методики; формировалась выборка в соответствии с целью экспериментального изучения.

Второй этап – этап организации и проведения исследования, количественный и качественный анализ результатов.

Заключительный этап посвящён анализу и обобщению результатов исследования, формулированию выводов и определению дальнейшего изучения проблемы.

Теоретическая база исследования: проблемы средовой адаптации исследовались многими учеными на всем протяжении существования психологической науки. Вопросов социальной адаптации касались З. Фрейд, А. Адлер, Р. Райх, А. Маслоу, Э. Фромм. Э. Берн.

Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье и др. Также проблемы адаптации личности исследовались в работах Б.Н. Ананьева, Н.Б. Блинова, М. Вебера, В.А. Ядова, Т.Ю. Базарова, М. Джонсона, А.П. Егоршина, Б.Л. Еремина, А.Я. Кибанова, С.К. Мордовина и т.д.

Методологическая база исследования. Методологическую основу исследования составляют следующие принципы: принцип историзма, принцип системности, принцип развития.


Принцип историзма позволяет рассмотреть основные этапы профессионального становления, ознакомиться с теориями зарубежных (Э. Гинцберг, Э Шпрангер, У. Мозер, Э. Роу и др.) и отечественных (Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, Е.А. Климов, И.М. Кондаков, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, А.М. Эткинд и др.) психологов. Кроме того, с точки зрения развития профессионального становления, данный принцип позволил выяснить каковы современные взгляды на природу адаптации личности в трудовом коллективе.

Принцип системности рассматривает возникновение и развитие профессионального становления как систему, позволяет анализировать влияние внутренних и внешних факторов на профессиональное развитие и становление личности, а также на формирование адаптивных способностей личности. Системность изучения заключается не только в оценке профессиональной адаптации как одну из форм развития личности, но и в исследовании различного рода зависимостей.

Принцип развития позволил выявить и проследить динамику трудовой адаптации личности в коллективе

Методы исследования:

Эмпирические методы:

- Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина (Приложение А)

- Специализированные анкеты, предназначенные для выявления особенностей деятельности работника в период адаптации (Е.Кудрявцева) (Приложения Б и В).

2. Методы обработки данных (Приложение Г):

- сравнительный анализ по критерию Манна – Уитни

- корреляционный анализ по критерию Спирмена.

Практическая значимость результатов, полученных в ходе исследования, заключается в возможности использования результатов исследования в психологической практике для повышения эффективности социально-психологической адаптации персонала в организации.

1 Теоретические основы исследования причин затрудненной трудовой адаптации молодых сотрудников в организации


1.1 Сущность и содержание процесса социально – психологической адаптации

Изучение психологической литературы показывает, что в общественные науки понятие «адаптация» вошло из биологии, где она рассматривается как механизм биологического приспособления различных видов животного и растительного мира к изменчивым условиям среды обитания.

Возникновению термина «адаптация» (от латинского adapto - приспособляю) относится ко второй половине XVIII века. Введение его в оборот связано с именем немецкого физиолога Г. Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха, выражающего в повышении или понижении чувствительности в ответ на действие адекватного раздражителя [8, С.68].

Именно этот научный импульс стал началом серьезного изучения проблемы адаптации, которая в дальнейшем вышла за рамки эволюционной теории и общей биологии, стала проникать в медицину, социологию, социальную психологию, другие науки.

Термин «адаптация» в социально-педагогическом контексте означает приспособление человека к условиям социальной среды, к разнообразным социальным ситуациям, сообществам, в которые он входит [18, С.16]. Социальная адаптация предполагает со стороны человека вживание в условия данной среды, соответствие её этическим, поведенческим, психологическим требованиям. Социальная адаптация – процесс и результат социальной типизации, стандартизации индивида [2, С.167].

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности [5, С.98]. Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации [5, С.99]. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства [17, С.255].

Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность - сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации («эффект Маугли») [2, С.156].

В зависимости от того, в каких условиях и на основании каких механизмов осуществляется приспособление к среде, выделяют различные виды адаптации [5, С.144]:


Физиологическую (взаимодействие различных систем организма), биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);

Психологическую (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний, например повышение чувствительности глаз в темноте);

Социально-психологическую (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе).

Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно. Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для правильной ориентировки. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, приводить в равновесие внутреннее состояние с требованиями среды, вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни.

Рассматривая этапы вхождения личности в коллектив, обычно выделяют первичную и вторичную адаптацию [8, С.58]. Первичная адаптация охватывает период первоначального включения личности (впервые в жизни) в деятельность коллектива, а вторичная - все последующие изменения в службе (переход на новую должность, переезд в другой город и т.д.). Адаптированность личности может иметь, в основном, два уровня, зависящих от отношения личности к ценностям коллектива и отношения к новому члену [13, С.245].

1) Уровень поверхностной адаптированности - внешнее принятие личностью норм коллектива, условное следование им в целях сохранения принадлежности к группе под давлением необходимости выполнения воинского долга. Изменения не затрагивают глубоких структур личности. При отсутствии контроля личность может легко вернуться к привычным способам поведения. Устанавливаемые контакты непрочны, мотивированы, как правило, только симпатией или антипатией. Эмоциональная удовлетворенность низкая;

2) Уровень глубокой адаптированности - внутреннее принятие личностью норм и правил коллектива в силу их тождественности личным нормам или в результате происшедшей под воздействием требований коллектива перестройки иногда ломки внутренних норм. Устанавливаются прочные и относительно многочисленные служебные и личные связи, опосредованные содержанием совместно решаемых задач. Достаточно высокая удовлетворенность личности этими отношениями и своим положением в коллективе.