Файл: Основные функции в системе менеджмента (Типичные функции промышленных предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К основным функциям относят закупки, финансирование, сбыт, производство и управление в целом, включающие в себя операции, которые связанны с наймом персонала. Функции, без которых организация может обойтись при отсутствии особой регламентации, которая обязывает четкого исполнения данных функций называются дополнительными. К дополнительным функциям относят учет, обеспечение безопасности, исследования и разработка, управление персоналом (за исключением найма и увольнения) и деятельность секретариата.

Подразделения в функциональной оргструктуре укомплектовываются исходя из близости профессий. Руководителями этих подразделений назначаются специалисты, наиболее квалифицированные в соответствующей области специализации (рис.2.1).

В функциональных структурах создаются функциональные подразделения, наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей деятельности. Линейные звенья отличаются от функциональных интеграцией функций управления объектом, набором полномочий и ответственности.

Рисунок 2.1 - Традиционный принцип построения функциональной организационной структуры

В качестве достаточно показательных примеров можно привести должности из структур советских и постсоветских производственных предприятий: главный инженер, главный механик, главный энергетик, главный экономист, главный бухгалтер, главный диспетчер.

Если исходить из традиционного смысла функциональной структуры, ее нельзя признать соответствующей потребностям современных организаций. Даже при сохранении привычных наименований должностей, характер работы занимающих их специалистов весьма далек от предписаний стандартного квалификационного справочника должностей.

Но если взять за основу понимание функции не как области традиционной профессиональной специализации, а как зоны ответственности, определяемой исходя из конкретных условий деятельности предприятия, может быть использована принципиально другая логика формирования подразделений. Организационная структура в этом случае строится сверху вниз и имеет на верхнем уровне должностные позиции, отвечающие за ключевые, стратегически значимые функции. Основой дальнейшей детализации оргструктры становится иерархическая структура функций (рис. 2.2).

Рисунок 2.1 - Построение функциональной организационной структуры на основе иерархии функций


Указанное подчинение целесообразно в тех случаях, когда качество исполнения второстепенной функции в значительной степени влияет на качество исполнения ключевой функции. При этом прямое подчинение возникает только в тех случаях, когда ключевая и второстепенная функции относятся к одной сфере компетенций. Так, например, функция учета по МСФО попадает в прямое подчинение функции управления бухгалтерским учетом. Соответственно, специалист по МСФО оказывается в структуре главного бухгалтера. В то же время функция ИТ-сопровождения бухгалтерского программного обеспечения, как правило, попадает только в "функциональное" подчинение функции управления бухгалтерским учетом.

Основные преимущества функциональной структуры:

— высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

— освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством;

— использование в работе консультаций опытных специалистов, уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;

— снижение риска ошибочных решений;

— исключение дублирования в выполнении управленческих функций.

К недостаткам функциональной структуры можно отнести:

— трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;

— длительная процедура принятия решений;

— отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами; снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;

— чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач своих подразделений;

— снижение персональной ответственности за конечный результат;

— сложность контроля за ходом процесса в целом и по отдельным проектам;

— относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

Опыт показывает, что функциональную структуру целесообразно использовать на тех предприятиях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач. Примерами такого рода могут служить предприятия, действующие в металлургической, резинотехнической промышленности, в отраслях, производящих сырьевые материалы.

Функциональная структура не подходит для предприятий с широкой или с часто меняющейся номенклатурой продукции, а также для предприятий, осуществляющих свою деятельность в широких международных масштабах, одновременно на нескольких рынках в странах с различными социально-экономическими системами и законодательством.


На практике обычно используется линейно-функциональная, или штабная, структура, предусматривающая создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений (Приложение Г). Основная роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями.

Наряду с линейными руководителями (директорами, начальниками филиалов и цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями.

Эта система имеет две разновидности: цеховую структуру управления, характеризующуюся созданием при начальнике цеха функциональных подразделений по важнейшим функциям производства, и безцеховую структуру управления, применяющуюся на небольших предприятиях и характеризующуюся делением не на цехи, а на участки.

Основным достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управления в целом.

2.2 Типичные функции промышленных предприятий

Социальные функции современного предприятия имеют новое качество. Происходит постепенное разрушение сложившегося стереотипа, согласно которому социальные функции считались навязанными, затрудняющими выполнение основной - производственной функции предприятия. Что же касается социальной функции, то она в обыденном сознании сводилась к честной выплате налогов, к пополнению бюджетов федерального и регионального уровней для решения насущных социально-экономических проблем и обеспечения жизнедеятельности, регионов, страны в целом. Логика современных рыночных отношений вынуждает радикально пересмотреть позиции в сфере социальной ответственности бизнеса, поскольку именно социальный прогресс повышает конкурентоспособность предприятия на рынке труда и, как следствие, на рынке товаров и услуг.

Новые условия социального функционирования современных крупных предприятий привели к тому, что в настоящее время нужны новые направления совершенствования социального управления предприятием. Большое внимание должно уделяться эффективному социальному управлению на предприятиях, которое является предпосылкой, неотъемлемым свойством и результатом социального развития как самого предприятия, так и общества в целом.


Во втором параграфе «Обоснование социальных функций предприятия» автор предпринимает попытку обоснования системы социальных функций предприятия.

Социальные функции предприятия - это социальная роль, которую оно выполняет относительно воспроизводства человека, материальных и духовных условий его существования, а также системы общественных отношений - социальных условий его жизнедеятельности.

Диапазон социальных функций зависит от организационно-правовой формы собственности и от рыночных ситуаций, в которых происходит деятельность предприятия. Чем более ему задан жесткий экономический алгоритм, чем больше его деятельность подчинена мотиву прибыли, тем уже социально-функциональный диапазон социальной деятельности.

На сегодняшний день нет единого взгляда на систему социальных функций предприятия. В работах современных авторов нет определенных критериев, отделяющих такие понятия, как социальные функции предприятий, социальные функции трудового коллектива, социальные функции предпринимательства, социальные функции бизнеса. Автор рассматривает все эти понятия как взаимопересекающиеся. Социальные функции предприятия в диссертации представляют собой широкое понятие, включающее помимо социальных функций трудового коллектива еще и функции участия в общественной жизни.

Опираясь на анализ подходов к определению социальных функций предприятия и авторскую трактовку предприятия в качестве социальной системы, диссертант выделяет следующие социальные функции предприятия: общие (функция интеграции, функция адаптации, функция развития) и специфические (внешние: общественно-производительная и функция участия в общественной жизни и внутренние: функция воспроизводства работника как члена общности, функция социальной защиты, функция социализации).

Функция интеграции означает, что предприятие как социальная система дифференцировано на относительно самостоятельные единицы или подсистемы. Функциональная задача интеграции касается взаимного приспособления этих единиц, или подсистем, с точки зрения их содействия эффективному социальному функционированию данной системы как целого. Таким образом, данная функция позволяет предприятию поддерживать себя как некое целое, сохраняя свои границы в окружении других систем, и, как следствие, способствует его нормальному функционированию.

Функция адаптации предполагает реагирование системы на изменяющиеся условия функционирования в целях сохранения своей целостности. На предприятии данная функция реализуется через реагирование на изменяющуюся конъюнктуру рынка труда, товаров и услуг; на изменения в потребительском поведении; на все нововведения; на изменения в законодательстве и т. д. Предприятие как социальная система выполняет адаптивно-преобразующую функцию. То есть, помимо того, что предприятие реагирует на внешнюю среду, оно также имеет преобразовательный характер относительно этой среды.


Функция развития предполагает переход предприятия из одного качественного состояния в другое, в то время как функционирование представляет собой поддержание определенного состояния явления, проявление свойств и функций этого явления. Развитие есть сложный, противоречивый, поступательный процесс, предполагающий смену состояний явления, имеющий необратимый характер. Рассматривая предприятие как социальное явление, мы имеем дело с социальным развитием, которое предполагает развертывание внутренних свойств и отношений общественного производства, упрочение социальных связей, преодоление отчуждения человека и общества от природы, от предметного мира, человека от человека, человека от общества.

Общие социальные функции предприятия способствуют поддержанию целостности предприятия как социальной системы и обеспечивают его развитие. Общие функции реализуются через специфические функции. .

В диссертации рассматриваются следующие внешние специфические социальные функции предприятия:

1. Общественно-производительная (целевая) функция.

Ради этой функции и создается собственно предприятие и трудовой коллектив. Предприятие является источником производства и заполнения рынка необходимыми товарами и услугами. Оно функционирует для того, чтобы удовлетворять многообразные потребности общества.

2. Функция участия в общественной жизни.

Социально-ответственное предприятие проявляет заботу не только о своих работниках, но и о социальном окружении. Организованность коллектива предприятия, наличие в нем развитых общественных структур, а также ресурсов (трудовых, финансовых, материальных) определяет его роль

в развитии региона. Она особенно значительна в монопоселениях, городах и поселках, формирующихся под монопольным влиянием одного предприятия (например, автогорода, города-добывающие комбинаты и др.).

К внутренним специфическим социальным функциям предприятия относятся:

3). Функция воспроизводства работника как члена общности.

Именно на предприятии, став членом трудового коллектива, работник

получает возможность всестороннего развития. Через предприятие как специфическую социальную общность работник получает средства для существования (себе и своей семье) и воспроизводства своих трудовых потенций. Эти средства выражаются в виде заработной платы и премий, предоставления жилья и мест в детских учреждениях, обеспечения разнообразными услугами: торговыми, бытовыми, медицинскими и др. Кроме того, коллектив дает возможность человеку реализовать и разнообразные личностные потребности: в получении образования, профессии, квалификации, в общении, в содержательном использовании свободного времени и т. д.