Файл: Основные функции в системе менеджмента (Типичные функции промышленных предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4). Функция социальной защиты.

Коллектив обеспечивает каждому члену определенную социальную защищенность. Для осуществления социальной защиты в коллективе создаются соответствующие организационные структуры и социальные механизмы.

5).Функция социализации.

В коллективе осуществляется вторичная социализация человека, приобщение его к правилам и нормам совместной трудовой деятельности и общежития. Коллектив способствует формированию коллективистской морали, умения согласовывать свои интересы с интересами других людей, сдерживать свои эгоистические устремления. Индивид включается в систему отношений в рамках организации, то есть в систему зависимостей, подчиненную достижению целей, которые задаются обществом. В рамках предприятия индивид приспосабливается к данной среде, впитывает в себя ее ценности, традиции и, тем самым, изменяет себя, свою сущность.

Для выполнения предприятием перечисленных социальных функций особую значимость приобретают социальные факторы производства, которые формируют у каждого работника возможность (трудо- и работоспособность), умение (образование и квалификация) и желание (отношение к труду) эффективно работать. Социальные факторы и социальные функции предприятия тесно взаимосвязаны между собой и находят свое отражение в социальном управлении.

Научно обоснованное управление является механизмом эффективной реализации функций предприятия. Проблемы, сложившиеся в рамках социального функционирования, нельзя решить без совершенствования социального управления предприятием. Социальные функции Предприятия на сегодняшний день реализуются через такие механизмы социального управления, как социальное программирование, разработка и реализация коллектиьного договора, кадровой политики и находят свое отражение в концепции социальной ответственности предприятия.

Социальное управление на предприятии должно обеспечивать единство, согласованность, взаимосвязь деятельности людей в интересах предприятия, личности человека, сохранения их целостности и гармоничного развития. Социальное управление - это не просто выстроенная система управления Предприятием, не просто управление, которое поддерживает баланс интересов работников, это система, которая отражает все главные и самые болезненные вопросы функционирования предприятия. Практика показывает, что проблемы, сложившиеся в рамках социального функционирования нельзя решить без совершенствования социального управления предприятием.


На сегодняшний день реализация предприятием социальных функций через социальное управление отражается в концепции социальной ответственности предприятия. Необходимость социальной ответственности крупных корпораций зафиксирована в социальном законодательстве. В России ситуация с социальной ответственностью предприятий имеет определенную специфику. Так, для некоторых предприятий тема социальной ответственности изначально присутствует в повестке, а не возникает по инициативе общества или государства. Это, в первую очередь, предприятия, которые сформировались на базе градообразующего комплекса и которым необходимо содержать социальную инфраструктуру целых населенных пунктов. С другой стороны, нередко встречаются предприятия, которые пытаются прикрыть свои неэтические действия через демонстрацию своих достижений, например, в благотворительности. Одновременно растет число компаний, для которых соблюдение определенных принципов «жизни в обществе» является нормой.

Наиболее распространенным механизмом реализации социальных функций предприятия в социальном управлении является социальное программирование. Среди основных социальных программ предприятий выделяются: негосударственные пенсионные, социального и медицинского страхования, подготовки и переобучения работников, включая финансирование подготовки специалистов высших и средних профессиональных учебных заведений на контрактной основе, а также программ поощрительного туризма с использованием средств фонда социального развития предприятий, программ по улучшению условий труда и охраны здоровья, развитие местного сообщества.

Социальные программы находят свое отражение в социальном отчете компаний, где предаются гласности результаты реализуемых компанией социальных программ.

Заключение

Обобщая все вышесказанное можно сделать следующие выводы.

Функции управленческой деятельности:

1. Обеспечение целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения:

  • целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений;
  • целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;
  • целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции - важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

2. Административная функция. Отражает деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.

3. Информационно-аналитическая функция. Обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п. Без этого невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

4. Социальная. Заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

5. Прогнозирование. Она заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации. Учитываются также возможные внутренние изменения в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

6. Планирование. Представляет собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

7. Мотивационно-стимулирующая функция. Предполагает создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т.п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов. В первую очередь, учитывается необходимость оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.

8. Корректирующая деятельность управляемой системы. Направлена на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

9. Удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.


10. Обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.

11. Осуществление контроля всех подразделений данной организации. Обеспечивает упорядоченное и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.

12. Создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации способствует достижению высоких результатов в деятельности данной организации.

13. Обеспечение целостности системы (организации). Сохранение упрочение ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.

14. Повышение качества и эффективности служебной деятельности. Включает в себя разработку прогнозных оценок внешней среды и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Задачи управления

совокупность организационно связанных операций переработки информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом выполнения которых является управленческое решение

2

Контроль

призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы

3

Линейно-функциональная структура

основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределение функций управления между ними.

4

Мотивиционния функция

заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить максимальную заинтересованность работников в процессе достижения целей, стоящих перед организацией

5

Организационная структура управления

упорядоченная совокупность звеньев управления (должностей, подразделений, служб), находящихся в определенной взаимной связи и соподчинении.

6

Процесс управления

часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.

7

Система управления (СУ)

совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.

8

Содержание процесса управления

определяется характером решаемых проблем и представляет собой совокупность операций, сгруппированных по его этапам.

9

Специалисты

работники, выполняющие определенные функции управления.

10

Структура

это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами.

11

Структура управления

совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах.

12

Функции управления

вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда, представляющий часть процесса управления, выделенные по определенному признаку

13

Функциональная структура

основана на разделении функций между структурными подразделениями с одновременным подчинением всех нижестоящих подразделений.

14

Функция регулирования

деятельности организации непосредственно сочетается с функциями контроля и координации

15

Функция планирования

деятельности организации занимает центральное место среди всех функций, так как призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ней целей, задач


Список использованных источников

1

Беляцкий, М.П. Управление персоналом [Текст] / М.П. Беляцкий. - М: Интерпрессервис, 2012. – 538 с. –ISBN 985-434-061-9.

2

Бовыкин, В.И. Новый менеджмент: (управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления) [Текст] / В.И. Бовыкин. – М.: Экономика, 1997. – 356 с. -ISBN 978-988-333-212-3

3

Винокуров, В.А. Организация стратегического управления на предприятии [Текст] / В.А.Винокуров. – М.: Центр экономики, 1996. – 258 с. -ISBN 978-567-313-212-2

4

Волкогонова, О. Д. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник / О. Д. Волкогонова. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2009 -512с. - ISBN: 978-5-16-007451-1

5

Герчикова, И. Н. Менеджмент [Текст] / И. Н. Герчикова. – М.: Банки и биржи, 20013. – 452 с. -ISBN 874-961-374-212-2

6

Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Шестопал Н. Ю. Менеджмент. [Текст]: Учебное пособие / Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Шестопал Н. Ю. - М.: ИНФРА-М,-2008. - ISBN: 978-5-16-003281-8

7

Ефимов, А. Н. Менеджмент. Практикум. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А. Н. Ефимов, Е. Н. Барикаев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 119 с. - ISBN 978-5-238-01606-1.

8

Зубкова, А.Ф. Организация нормирования труда на предприятиях [Текст] / А.Ф. Зубкова. – М.: Экономика, 2010. -388 с. -ISBN 978-957-375-211-3

9

Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента [Текст] / Н.И. Кабушкин. – М.: ЗАО «Экономпресс», 2010. – 304 с. -ISBN 278-936-324-212-0

10

Клишевич, Н.Б. Финансы организаций. Менеджмент и анализ [Текст] /Н. Б. Клишевич. –М.: КноРус, 2009. -487с. -ISBN 978-5-390-00113-4

11

Менеджмент организации [Текст] / Л. И. Лукичева [и др.]; под ред. Е. В. Егорычева. –М.: Омега-Л, 2012. -451с. - ISBN 978-5-370-02179-4

13

Мескон, М. Основы менеджмента [Текст]/ М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2010. – 701 с. –ISBN 987-634-261-8.

14

Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент. [Текст]: Учебное пособие / Мухамедьяров А. М. - М.: ИНФРА-М,-2008. - ISBN: 978-5-16-003094-4

15

Переверзев М. П., Шайденко Н. А., Басовский Л. Е. Менеджмент. [Текст]: Учебник - 2-е изд.,доп. и перераб. / Переверзев М. П., Шайденко Н. А., Басовский Л. Е. - М.: ИНФРА-М,-2008. - ISBN: 978-5-16-003239-9

16

Подсолонко, Е.А. Менеджмент: теория и практика [Текст] / Е.А. Подсолонко. - Минск: Высшая школа, 2013. – 265 с. -ISBN 778-5-7611-4206-8

17

Резник С. Д., Соколов С. Н., Бондаренко В. В. Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации. [Текст]: Учеб. пособие / Резник С. Д., Соколов С. Н., Бондаренко В. В. - М.: ИНФРА-М,-2008. - ISBN: 978-5-16-003163-7

18

Резник С. Д., Соколов С. Н., Удалов Ф. Е., Бондаренко В. В. Персональный менеджмент. [Текст]: Учебник - 3-е изд.,перераб. и доп. - / Резник С. Д., Соколов С. Н., Удалов Ф. Е., Бондаренко В. В. - М.: ИНФРА-М,-2008. -451с. - ISBN: 978-5-16-003208-5

19

Саймон, Г.В. Менеджмент в организациях [Текст] / Г.В. Саймон, Д.У. Слитбург, В.А. Томпсон. – М.: РАГС, 2013. – 287 с. -ISBN 778-3-7666-4216-6

20

Самойлович, В.Г. Организация производства и менеджмент [Текст] / В. Г. Самойлович. –М.: Академия, 2008. -512с. -ISBN 978-5-7695-4206-0

21

Слиньков, В.Н. Сбалансированная система показателей в менеджменте организации. Теория и практика [Текст] / В. Н. Слиньков. –М.: КНТ, 2007. -457с. -ISBN 978-966-373-212-1

22

Спивак, В. А. Организационное поведение и управление персоналом [Текст] / В. А. Спивак. – СПб.: Питер, 2013. – 569 с. -ISBN 978-5-7641-3506-4

23

Управление персоналом [Текст] / Б.Л. Еремина [и др.]; под ред. Т.Ю. Базарова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 423 с. -ISBN 278-936-544-341-4