Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Сущность и значение конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С точки зрения потребителя, демпинг является крайне выгодным процессом, т.к. дает возможность приобрести товар по наименьшей стоимости на рынке. Но с точки зрения предприятия демпинг не всегда выгоден. Во-первых, предприятие получает меньшую прибыль, при этом затраты остаются на том же уровне, что и раньше. Во-вторых, клиентская база, которая была привлечена во время «демпинговых цен» - временное явление, как только на рынке появится другой продавец с наименьшей ценой за товар, потребители станут покупать более дешевый.

Еще одной формой открытой ценовой конкуренции является «ценовые войны». «Ценовая война» - это процесс снижения цен одним предприятием, в качестве ответа на снижения цен другого. Длительность «ценовых войн» между предприятиями может продолжаться до тех пор, пока понижение цен нельзя будет воспроизвести за счет снижения себестоимости или розничной цены товара[45].

Применение формы ценовой конкуренции, как «ценовые войны», оптимально в том случае, если происходит понижение сбыта по отдельным ассортиментам товаров. Здесь «ценовые войны» являются руководством к действию по исправлению ситуации. Снижение цен в данном случае должно происходить поэтапно в соответствие с текущей ситуацией на рынке относительно конкретным ассортиментным группам.

Этапы «ценовой войны»[46]:

1. Оценивается возможный диапазон понижения цен и увеличение прибыли в результате повышения объема продаж Для того анализируют эластичность спроса, проводят рыночные эксперименты по определению ожидаемого объема продаж в условиях строгой конфиденциальности. Вследствие чего, качественно спланированная «игра на понижение», приводит к росту объемов продаж, к сохранению маржи(удельной прибыли), так как в конечном счете уменьшение цены ведет к сокращению себестоимости продукции.

2. Далее проводится разовое незначительное снижения цен, с целью исследования реакции потребителя. Если реакция положительная, т.е. объем спроса увеличивается, то переходят к более радикальным мерам.

3. Этап ступенчатого понижения цен. Может преследовать две цели:

a) полное вытеснение конкурентов с рынка (продолжается до тех пора, пока сбыт продукции конкурента по установившимся ценам станет либо убыточным, либо недостаточно рентабельным);

b) «перехват» части потребителей конкурентов (продолжается до тех пор, пока не достигается такого объема продаж, при котором увеличение сбыта продукции приводит к понижению себестоимости товара).


4. Возвращение цены в первоначальное состояние. После достижения целей компании (захват большой рыночной доли, полное вытеснение конкурентов) цену товара ступенчато повышают. Предприятия повышают цены в завуалированной форме, т.е. путем повышения качества, добавления дополнительных функций (модернизация) и т.д. Исходя из выше сказанного, метод открытой ценовой конкуренции, прежде всего, характеризуется понижением цены в процессе соперничества за потребителя и завоевание рынка.

Форма скрытой ценовой конкуренции проявляется в тех случаях, когда компании выпускают значительно улучшенный товар (повышение производительности телефонов, улучшения качества ткани в одежде и т.д.), а цену увеличивают несущественно, можно сказать, что «для галочки». Также, использование данного метода проявляется при снижении цены за какие-либо услуги (spa-процедуры в салоне красоты), путем предоставления скидок постоянным клиентам. Таким образом, фирмы повышают лояльность постоянных клиентов, что приводит к увеличению объема продаж. Помимо скидок за дополнительные услуги фирмы еще могут использовать снижение цен, как способ маневрирования ценами, например: при розничной продаже цены – одного уровня, при оптовой применяются тайные скидки и уступки, хотя количество издержек на изготовление продукции - равное. Но, данные методы могут также повлечь за собой дополнительные затраты, например, обслуживание дисконтных карт[47].

Прямая ценовая конкуренция представляет собой оповещение о снижение цен, как можно более широкому кругу потребителей, за счет формирования рекламы (например: о распродажах) в СМИ, телевидение и т.д. с целью привлечения как можно большего числа потребителей.

Косвенная ценовая конкуренция нацелена на персональный подход к потребителю через sms-рассылку, рассылку по электронной почте, раздачу листовок, звонков и информирование через социальные сети.

Ценовая конкуренция применима только в определенных отраслях и не на всех товарных рынках. Цена, как фактор конкурентной борьбы, имеет особо важно значение, поскольку потребитель весьма чутко реагирует на её изменения. Данный вид конкуренции характерен для рынков с однообразной продукцией (аграрная отрасль, нефтехимическое производство, черная и цветная металлургия).

Также, применение форм ценового соперничества ограничено по времени. Как только фирмы-конкуренты находят новые способы организации производства, снижения издержек и понижения себестоимости, цены на товары выравниваются[48].


2.3 Опыт зарубежных стран в ценовой конкуренции

Роль ценовой конкуренции в последние десятилетия на поприще как национальных товарных рынков, так и на мировых товарных рынка значительно выросла. Крупные компании имеют возможность использовать различные варианты ценовой политики с учетом характера продукта и рынка, а также действий других ведущих производителей.

Ценовая конкуренция применяется в основном в соперничестве между фирмами-монополиями и аутсайдерами.

Примерами применения открытой ценовой конкуренции могут послужить, как опыт развитых, так и развивающихся стран[49]:

  • в США крупные фирмы в ответ на действия конкурентов-аутсайдеров на рынке запоминающих устройств снизили цены: «Дэйта дженерал» на 68%, «Перкин Элмер» на 61%, «Хьюлетт Паккард» на 37%;
  • также методы открытого снижения цен при выходе на новые рынки широко используются фирмами Японии, Южной Кореи, Тайваня, в частности, при экспорте судов, телевизоров, автомобилей в США и страны Западной Европы.

Но, несмотря на то, что примеры ценовой конкуренции в экономике развитых стран существуют, развитые государства стремятся снизить ценовую конкуренцию, путем закрепления общих правил ценообразования, регламентации порядка и методологии формирования цен в законодательных актах. Органы государственной власти вводят цены на конкретные товары и услуги, разрабатывают методы и нормы установления цен, а также осуществляют контроль над ценами. Далее, рассмотрим опыт государственного регулирования цен на примере зарубежного опыта (Табл. 3).

Таблица 3

Государственное регулирование цен в зарубежных странах[50]

Страна

Государственное регулирование цен

Австрия

Основные законы: закон о ценах (1976 г. в редакции 1988 г.),

Закон о картелях (в редакции 1988 г.) и Антидемпинговый Закон (1985 г.).

10% цен регулирует государство, а именно цены на лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергия, га теплоснабжение.

Цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы устанавливает Парламент. Цены на спиртные напитки устанавливает Министерство финансов.

Министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев. На срок до 6 месяцев оно может устанавливать цены в случае необоснованного завышения одним или несколькими предприятиями, либо когда предприниматели не уменьшают цены на готовую продукцию при снижении цен на используемые для ее производства сырье и материалы

Греция

Основным законом государственного регулирования цен является Кодекс рыночного регулирования (Указ президента, 1989 г.). 20% цен регулируется государственными органами. Цены на пшеницу, табак, изюм, тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, каботажное плавание и др. регулирует Межминистерский комитет по ценам и доходам.

Цены на все остальные товары и услуги регулирует Министерство торговли.

Испания

Государственное регулирование и контроль за ценами осуществляет Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, утвержденный Королевским декретом в 1977 г. Юридической основой регулирования цен является Закон о защите конкуренции от 17 июля 1989 г. 10% цен регулирует государство

Норвегия

США

Основные правовые источники, контролирующие цены: Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции (1953г.),а также ряд королевских резолюций издаваемых на основании этого Закона. Контроль за соблюдением законодательства осуществляют: Совет по ценам, Директорат по ценам, Государственная инспекция по ценам.

Государство устанавливает предельные уровни цен на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства. Законодательной базой, регулирующей цены, являются антитрестовские законы. Органы, контролирующие ценовую конкуренцию (установление цен, сговор по ценам и действия по ценовой дискриминации) являются Антитрестовское управление Министерства юстиции США и Федеральная торговая комиссия.

Государство регулирует 5-10% цен в таких отраслях, как энергетика и система связи. В некоторых штатах их администрации предоставлено право введения тарифов на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки. Также, Правительство США контролирует процентные ставки за кредит.

Франция

20% цен в таких отраслях, как газ, электроэнергетика, транспорт, с/х регулирует государство, при этом из 90% из которых приходится на регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию.

Государственная структура, занимающиеся регулированием цен это Департамент по конкуренции Министерства планирования и финансов, где образован специальный отдел по регулированию цен и ценовой конкуренции

Швеция

Главным правовым источником по регулированию цен является

Закон о регулировании цен (1956 г.). В данном законе трактуются условия вмешательства государства в процесс ценообразования, а также определяются случаи по замораживанию цен (в случае войны или угрозы ее возникновения либо в случае значительного роста цен). Государственным органом, который принимает решения по вопросам связанным с регулированием цен, конкуренции и доходов принимает Парламент - рикстаг. Также, контроль за ценами осуществляет Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству гражданской администрации.

Государство регулирует цены на винно-водочные изделия, почтовые услуги, некоторые виды телекоммуникационных услуг, на аптечную торговлю и устанавливает тариф на базисный вид услуг - стоимость отправки писем, норму прибыли на государственный энергетический концерн («Ватефаль»), в зависимости от которой этот концерн устанавливает тариф на поставку электроэнергии

Япония

Государственное вмешательство сведено к минимуму. В законодательную базу по ценовому контролю входят: Антимонопольный закон (1947 г.), Закон о регулировании рынка продовольственных товаров, Закон о стабилизации цен на продукты животноводства. Комиссия по справедливым сделкам следит за тем, чтобы законы не были нарушены. Также, существует Бюро цен при Управлении экономического планирования, которое контролирует соблюдение антимонополистического законодательства, изучение тенденций спроса, предложения и ценообразования, поддержание спроса и цен на необходимом уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой политики. Государство регулирует 20% цен, в эти 20% входят цены на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания.


Выводы по главе 2

Таким образом, в различных странах ценовая конкуренция, так или иначе, находится под контролем государства. Контролем цен, в основном, занимаются министерства и подведомственные органы на основе принятых законов.

Подводя общий итог по главе, можно сказать, что ценовая конкуренция имеет много форм и методов, пользуясь которыми можно создать конкурентоспособный товар, опираясь лишь на правильное назначение цены. Но, как замечено выше, ценовая конкуренция не будет эффективным методом во всех отраслях. Например, в отрасли легкой промышленности, по большей части, задействованы неценовые методы (повышение качества, использование рекламы и т.д.). В следующей главе рассказывается о том, что методы ценовой конкуренции реально применить, и они применяются, в отрасли, казалось бы, которая не предусмотрена для этого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания выпускной квалификационной работы были рассмотрены: содержание конкуренции и его развитие, классификация конкуренции, влияние конкуренции на экономику; исследованы методы и формы ценовой конкуренции, проанализирован опыт зарубежных стран в применении ценовой конкуренции; отражены роль и место легкой промышленности в экономике, конкурентоспособность легкой промышленности РФ на мировом, а также отражены и выявлены наиболее эффективные метод ценовой конкуренции для повышения конкурентоспособности легкой промышленности РФ на мировом рынке.

Конкуренция – это соперничество между отдельными лицами, предприятиями, фирмами и иными хозяйственными единицами на каком-либо поприще, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Классифицирование конкуренции происходит с точки зрения трех подходов: поведенческого, функционального и структурного. В поведенческом подходе конкуренция – это процесс соперничества субъектов рынка за обладание желаемыми условиями существования внутри рынка. В функциональном же подходе, конкуренция исследуется как неотъемлемый элемент рыночной системы, сущность которой раскрывается в ее функциях. Структурный подход характеризует конкуренцию как модель рынка, на котором взаимодействует множество продавцов и покупателей, не способных повлиять на цену. В зависимости от степени монополизации рынков выделяют совершенную (чистую) конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.

Конкуренция может оказывать как положительное влияние на экономику, так и отрицательное, но и может оказывать нейтральное влияние. Положительное влияние характеризуется: эффективным размещением факторов производства, сохранением баланса между производством и потреблением, экономией ресурсов, стимулированием разработки инноваций и развитием научно-технического прогресса, обеспечением экономического роста. Отрицательное влияние характеризуются: безработицей и имущественным расслоением общества, дифференциацией доходов, возникновением экономических кризисов, загрязнением окружающей среды и монополизацией рынка.


Все виды конкуренции, в основном, связаны с уровнем и назначением цен. Из этого следует вывод, что ценовая конкуренция лежит в основе любого типа конкуренции, независимо от способа классификации и является важной составляющей в исследование явления конкуренции.

Существуют 4 метода ценовой конкуренции: снижение цен, сохранение цен, повышение цен и следование за ценами фирмы-лидера. Каждый метод применим при возникновении определенных условий. Метод снижения цен применим при появлении большого числа товаров-аналогов на рынке, метод сохранения цен применяется в массовых продажах, метод повышения цены может быть применен в случае повышения спроса, метод следования за ценами фирмы-лидера применяется при отсутствии возможностей разработки ценовой политики.

Также, выделяют 4 основных формы ценовой конкуренции:

1. открытое ценовое соперничество (демпинг и «ценовые войны»);

2. скрытое ценовое соперничество (снижение цены потребления услуги и улучшение потребительских свойств при незначительном увеличении цены);

3. прямая ценовая конкуренция (широкое извещение о изменение цены)

4. косвенная ценовая конкуренция (оповещения по телефону и слухи).

В различных странах ценовая конкуренция, находится под контролем государства. Контролем цен, в основном, занимаются министерства и подведомственные органы на основе принятых законов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12.12.1993 г.
  2. О защите конкуренции [Электронный ресурс] :Федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ / КонсультантПлюс : справ. правовая система.
  3. Приказ Минпромторга Российской Федерации от 24.09.2009 № 853 «Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система.
  4. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. – М.: Типография «Новости», 2013. – 255 с.
  5. Бакальская Е.В. Сравнительный анализ ценовых методов // Путь науки. – 2016. - № 9. – С. 59-61.
  6. Борисова М.А. Конкуренция и ее значение в условиях рыночной экономики / М. А. Борисова, Е.Р. Дерун // Наукапарк. – 2016. - № 5. –С. 25-28.
  7. Волощенко Е.В. Ценовая политика компании // Молодой ученый. 2014. - № 8-1. – С. 77-80.
  8. Гришина Ю.В. Конкурентные преимущества как фактор устойчивого развития современных организаций // Проблемы развития современной экономики в условиях глобальных вызовов и трансформации экономического пространства. Персиановский, 11-12 марта 2015 г.
  9. Гуляев Г.Ю. Виды современной конкуренции // Теория и практика современной науки. – 2015. - № 2. - С. 15-27
  10. Гуляев Г.Ю. Конкуренция с нулевым эффектом // Современные тенденции в экономике и управление: новый взгляд. – 2015. - № 35. - С. 7-17.
  11. Давыдова А.А. Конкуренция: теоретические основы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. - № 5-1. – С. 144-146.
  12. Егорова А.О. Анализ состояния конкуренции промышленных предприятий / А.О. Егорова, Н.К. Зокирова // Вестник Мининского университета. – 2014. - № 4. – С. 7.
  13. Есипова В.Е. Цены и ценообразование / В.Е. Есипова. - СПб.: Питер, 2011. – 464 с.
  14. Ибрагимова З.З. Совершенная конкуренция / З.З. Ибрагимова, А.И. Ковалев // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. Омск, 14 апреля 2015 г. – Омск, 2015. – С. 280-284.
  15. Игнатьев В.М. Классификации конкуренции / В.М. Игнатьев, Е.В. Бочкова // Экономика и социум. – 2014. - № 4-3. – С. 89-99.
  16. Лисиенкова Л.Н. Рынок легкой промышленности и индустрии моды сегодня: аспекты развития в условиях импортозамещения / Л.Н. Лисиенкова, А.И. Дерябина // Наука ЮУрГУ: материалы 67-й научной конференции Секции технических наук. Челябинск, 14-17 апреля 2015 г. – Челябинск, 2015. - С. 1368-1373.
  17. Кара А.Н. Анализ подходов к сущности понятия «конкурентоспособность» // А.Н. Кара, А.П. Минина // Карельский научный журнал. – 2016. – Т. 5, вып. 1. – С. 45-47.
  18. Каукин А. Конкурентоспособность и перспективы развития легкой промышленности России // Экономическое развитие России. – 2015. –Т. 22, вып. 3. – С. 39-45.
  19. Ключевые проблемы развития легкой промышленности в России и способы их преодоления : аналит. отчет / отв. ред. сер. В. В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; Лаб. экон.-социол. исслед. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 343 с.
  20. Маховикова Г.А. Ценообразование: учеб. пособие / Г.А. Маховикова. – М.: Юрайт, 2014. – 463 с.
  21. Молчан А.С. О конкурентоспособности: эволюция взглядов / А.С. Молчан, И.В. Зимакова // Современная экономика России: опора на внутренние резервы и поворот на Восток. Краснодар, 1 апреля 2015 г. – Краснодар, 2015. – С. 51-60.
  22. Орлова Е.В. Методы ценообразования и их использование на высоко конкурентном рынке / Е.В. Орлова, И.С. Ульмасова // Молодой ученый. – 2014. - № 3. – С. 495-497.
  23. Орлова Е.В. Моделирование ценообразования на продукцию промышленного предприятия / Е.В. Орлова, Исмагилова Л.А. // Системное моделирование соц.-эконом. процессов. – Воронеж, 2014. –С. 162-165.
  24. Орлова Е.В. Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация / Е.В. Орлова, И.С. Ульмасова // Молодой ученый. – 2015. - № 14. – С. 269-272.
  25. Петров Д.В. Система барьеров, ограничивающих конкуренцию в российской экономике / Д. В. Петров, Е.А. Григорьева, М.И. Ленкова // Экономик аи предпринимательство. – 2016. - № 10-3. - С. 76-80.
  26. Петров Ю. А. Терминологический словарь-справочник: экономика, маркетинг, менеджмент. А – М [Текст] / Ю. А. Петров, Г. И. Петрова. – М.: Издательские решения, 2015. - 540 с.
  27. Портер М. Конкуренция / М. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.– 592 с.
  28. Проничева А. Ю. Влияние конкуренции на структуру экономики // Экономика и социум. – 2014. - № 13. – С. 505-508.
  29. Рогожин Р.В. Современное состояние и перспективы развития конкурентных отношений в экономике России // Гос. и муницип. управление. Ученые записки СКАГС. – 2015. - № 1. – С. 210-215.
  30. Рубин Ю.Б. Система конкурентных действий участников рынка // Современная конкуренция. – 2014. - № 3. – С. 113-141.
  31. Савельева Н. К. Методология управления формами и методами ценовой и неценовой конкуренции // Финансы и кредит. – 2014. - № 10. – С. 36-41.
  32. Хамурзов З.Г. Сущность и понятие конкурентоспособности // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты. Вологда, 23 дек. 2015 г. – Вологда, 2015. – С. 122-123.
  33. Цены и ценообразование [Электронный ресурс] // Bibliotekarar: электрон. библиотека – Электрон. дан. [Б.м.], 2017. – URL: http://www.bibliotekar.ru/cena-cenoobrazovanie-3/149.htm (дата обращения: 26.06.2017).
  34. Щепакин М.Б. Классификация методологических подходов к представлению сущности понятия «конкуренция» / М. Б. Щепакин, Ю. В. Баженов // Экономика и предпринимательство. – 2016. - № 5. – С. 941-945.