Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Сущность и значение конкуренции).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
За соблюдением запретов и предупреждением, ограничением, пресечением недобросовестной конкуренции в Российской Федерации следит Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС)[14].
1.2 Классификация конкуренции
Из параграфа 1 следует, что в экономической теории нет общепринятого понятия «конкуренции», не смотря на то, что приверженцы различных экономических школ с ярым интересом исследуют такую категорию, как конкуренция.
Данный факт связан с тем, что в период развития экономической системы развитием экономической системы эволюционируют как формы, так и методы конкурентных отношений, они динамичны и по мере изменения конкурентной среды и других факторов, оказывающих на них влияние, подвержены развитию[15].
В конкретный исторический период конкуренция приобретает определенные специфические черты, что обуславливает исследователей по-разному толковать данное явление. Кроме того, множественность определений конкуренции, в том числе, вызвана применением авторами трех подходов для идентификации данной экономической категории[16]:
1. поведенческий подход
2. функциональный подход
3. структурный подход.
С точки зрения поведенческого подхода, конкуренция – это соперническое взаимодействие субъектов рынка за получение желаемых (необходимых или наилучших) условий для воспроизводственной деятельности[17]. Опираясь на поведенческий подход, конкуренцию классифицируют по признакам:
1) по субъектам
2) по масштабам
3) по методам
4) по законности конкуренции
5) по типу рынка (см. рис.1).
Рисунок 1. Классификации конкуренции
По субъектам конкуренцию различают[18]:
1. самостоятельная (индивидуальная) конкуренция ведется между отдельными самостоятельными (независимыми) хозяйствующими субъектами;
2. групповую конкуренцию между различными формами объединений предприятий (кластер, транснациональные компании, компании модели «со-конкуренция» и т.д.)[19].
По масштабу действий конкуренция бывает:
1. внутриотраслевая конкуренция предполагает соперничество предприятий за получение наилучших условий для воспроизводственной деятельности (получение прибыли, завоевание (доли) рынка, обеспечение необходимыми ресурсами). Например: Coca-Cola и Pepsi;
2. межотраслевая конкуренция представляют собой борьбу между предприятиями, находящимися в разных отраслях[20]. Например: борьба за перевозки среди речного, воздушного и железнодорожного транспорта;
3. региональная конкуренция предполагает ведение соперничества с предприятиями других регионов, а также борьбу за получение льготных режимов. Например: конкуренция среди производителей молочных продуктов в г. Кемерово: «Деревенское молочко» (Томск) и «Анжерское молоко» (Кемеровская область);
4. национальная конкуренция представляет собой соперничество отечественных предприятий внутри данной страны. Например: Газпром и Роснефть;
5. глобальная конкуренция – конкуренция среди предприятий на мировом рынке. Например: автомобильный рынок : BMW и Toyota (Lexus).
По типу рынка конкуренция разделяется на:
1. совершенная (заключается в том, что покупатели и продавцы не в состоянии влиять на цену, но формируют ее путем своего вклада в спрос (покупатели) и в предложение (продавцы);
2. монополистическая (предприятия, обладающие рыночной властью дифференцированного продукта, конкурируют за объем продаж.) Например, рынок сотовой связи в России.
3. олигополия (характеризуется доминированием малых количеств фирм, обычно в количестве 2ух). Например, металлургическая отрасль: Северсталь, Норильский никель;
4. монополия (на рынке присутствует только одно предприятие). Например, РЖД.
Под критерием законности понимается соблюдение фирмами антимонопольного законодательства. Существуют два типа[21]:
1. добросовестная конкуренция (заключается в получение дефицитного ресурса, за счет создания лучших товаров, оказания более качественных услуг, снижения издержек и следования общепризнанным на рынке нормам и правилам поведения);
2. недобросовестная конкуренция (характеризуется действиями фирмы по дискредитации фирмы-соперника (см. табл. 1).
Таблица 1
Действия фирмы по дискредитации фирмы-соперника в условиях недобросовестной конкуренции[22]
Действие |
Пример |
Распространение неточной, искаженной, либо ложной информации, способной причинить убытки сопернику и/или нанести ущерб его деловой репутации. |
Распространение «черной рекламы» через ресурсы Интернет, в СМИ, на выставках, презентациях, рекламных акций и т.п. |
Введение изготовителем в заблуждение потребителей по поводу характера изготовления, потребительски свойств, количеств и качества товара |
Данная форма характерна для китайских производителей, которые выдают свои товары за оригинальные товары мировых брендов. Например, китайские айфоны, спортивная обувь Nike, Adidas и т.д. |
Некорректное сравнение от производителя его товара с другими товарами |
При сравнении не даётся полный объем информации о товаре, а используются лишь несколько показателей, при которых товары от производителя превосходят другие |
Введение в оборот товара с незаконным использованием продуктов интеллектуальной деятельности (торговые марки, торговые знаки, лицензии, патенты и т.д.) другого субъекта хозяйствования |
Продукты интеллектуальной деятельности запрещено использовать без согласия правообладателя. Зачастую, фирмы идя по пути «меньшего сопротивления», могут воспользоваться уже положительно зарекомендованной себя на рынке торговой маркой/знаком и выпускать товары с ее обозначением. Например, выпуск более дешевых сумок Louis Vuitton. |
Использование и разглашение коммерческой тайны |
Разглашение информации о покупателях, поставщиках, сотрудниках и т.д |
По методам конкуренция бывает двух типов[23]:
1. ценовая (основана на стремлении предприятия завоевать как можно большую часть рынка и достичь лучших экономических условий путем снижения цен, за счет сокращения издержек);
2. неценовая (при данном типе конкуренции используются все методы, кроме снижения цен, например, повышения качества продукции, приспособления продукции к запросам потребителя (шитье одежды более больших размеров и т.п.)[24].
Подводя итог, согласно поведенческому подходу конкуренция может быть самостоятельной и групповой; внутриотраслевой, межотраслевой, региональной, национальной и глобальной; совершенной и несовершенной (монополистическая, олигополия и монополия); добросовестной и недобросовестной; ценовой и неценовой.
Функциональный подход рассматривает конкуренцию в составе рыночной системы. В функциональном подходе сущность конкуренции проявляется через реализуемые ею функции. Конкуренция исследуется как механизм, обеспечивающий баланс цен через взаимодействие спроса и предложения; как катализатор научно-технического прогресса; как инструмент регулирования пропорций общественного производства, который способствует переливу капиталов из отрасли в отрасль. С точки зрения функционального подхода, предметом исследования конкуренции являются эффекты, полученные экономикой или конкретным рынком от конкуренции хозяйствующих субъектов. При этом эффекты могут быть как положительные (конкуренция минимизирует производство ненужных и/или слишком дорогих товаров для потребителей), так и отрицательные (может способствовать появлению финансового кризиса).
С точки зрения структурного подхода, главным (определяющим) фактором для выявления формы конкуренции берется модель совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция - идеализированное состояние рынка, характеризующиеся наличием множества равноценных продавцов и покупателей, не способных существенно повлиять на изменение цены товара, отсутствием барьеров для входа или выхода с рынка, равным и полным доступом всех субъектов рынка к информации[25]. В данном подходе совершенная конкуренция принимается, как единица для сравнения с остальными формами конкуренции (монополистическая, олигополия, монополия) (см. Табл. 2).
Таблица 2
Типы рынков в зависимости от степени конкуренции[26]
Признаки Виды конкуренции |
Количество участников рынка |
Характеристика продукта |
Влияние рыночного субъекта на цену |
Возможность вступления в данный рынок или отрасль |
Отрасль экономики |
Совершенная (чистая) конкуренция |
Большое количество участников |
Однородная (стандартизированная) продукция |
Соглашается с ценой |
Свободное вступление в отрасль |
с/х, фондовая биржа, валютный рынок |
Монополистическая конкуренция |
Относительно большое число фирм-участников (20-70) |
Дифференцированный продукт |
Ограниченный контроль за ценой |
Относительно свободное вступление в отрасль |
Розничная торговля, производство одежды, обуви, кино, книгоиздание и т.д. |
Олигополия |
Несколько участников рынка (от 2 до 20) |
Стандартизированный и дифференцированный продукт |
Контроль над ценой возможен в различных формах (ценовой лидер, тайный сговор др.) |
Вступление в отрасль затруднено вследствие наличия входных барьеров |
Производство алюминия, стали, промышленного оборудования, бытовых электроприборов, автомобилей и т.д. |
Монополия |
Один участник |
Уникальный продукт |
Диктует цену |
Наличие входных барьеров |
Предприятия общественного пользования |
Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы, что классифицирование конкуренции происходит с точки зрения трех подходов: поведенческого, функционального и структурного. В поведенческом подходе конкуренция – это процесс соперничества субъектов рынка за обладание желаемыми условиями существования внутри рынка. В функциональном же подходе, конкуренция исследуется как неотъемлемый элемент рыночной системы, сущность которой раскрывается в ее функциях. Структурный подход характеризует конкуренцию как модель рынка, на котором взаимодействует множество продавцов и покупателей, не способных повлиять на цену. В зависимости от степени монополизации рынков выделяют совершенную (чистую) конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию[27].
1.3 Влияние конкуренции на экономику
Конкуренция хозяйствующих субъектов (фирм, предприятий, ТНК и т.д.) оказывает влияние не только на сами субъекты и на рынок, внутри которого они функционируют, но и на экономику в целом. Влияние, которое оказывает конкуренция, происходит непосредственно через ее функции. В целом, влияние конкуренции на экономику подразделяется на положительное и отрицательное[28]. Для начала рассмотрим положительное влияние.
Положительное влияние на экономику характеризуется следующими функциями конкуренции:
- исходя из практики мирового опыта, охват конкуренции приходится на большую часть экономических сфер таких как: обмен, распределение, производство и потребление. В результате данного факта, благодаря конкуренции, происходит эффективное размещение факторов производства в тех сферах, где наиболее полезно их применение.
- конкуренция влияет на рыночную цену, путем формирования спроса и предложения, таким образом, что обеспечивая баланс между производством и потреблением (происходит минимизация риска производства ненужных либо слишком дорогих товаров).
- В погоне за наиболее низкими ценами на товар (повышают его конкурентоспособность), производители вынуждены минимизировать издержки, что приводит к экономии ресурсов (сырья, рабочего времени и т.д.).
- Для того чтобы повысить конкурентоспособность производимого товара, фирме в ряде случаев бывает недостаточно понизить цену на товар. Цена не всегда является определяющим фактором в повышение спроса на товар, таким фактором еще может быть качество товара. Для повышения качества товара фирмам-производителям необходимо совершенствовать производство, путем внедрения инноваций. Исходя из этого, конкуренция выступает в качестве двигателя научно-технического процесса и разработок инновационных технологий.
- Конкуренция не дает экономики «застояться», она всегда направлена на экономический рост.
Выполняя выше перечисленные функции такая категория, как конкуренция влияет на эффективное распределение ресурсов и их экономию, развивает технический прогресс, обеспечивает повышение качества и номенклатуры продукции, что приводит к экономическому росту.
Рассмотрим отрицательные последствия конкуренции[29]: