Файл: "Социально-психологический климат коллектива".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Индекс групповой сплоченности = ΣN = 524 = 10,48

N 50

10,5 – Средняя групповая сплоченность.

На рис. 3 представлены данные по уровням групповой сплоченности в коллективе школы.

Рисунок 3 - Определение уровня групповой сплоченности по К.Э. Сишору в коллективе школы

Уровень групповой сплочённости составляет 10,5 баллов, что соответствует среднему уровню групповой сплочённости. При этом имеет место психологическое единство членов группы по некоторым аспектам жизни. Сотрудники имеют разные отношения между собой, готовность поддерживать друг друга находится на нейтральном уровне. В целом нужно отметить, что над сплочённостью данной группы можно работать, чтобы достичь более высокого уровня для достижения благоприятного климата в коллективе.

Оценка удовлетворенности работой (по В.А. Ядову) представлена в табл. 2.

Таблица 2

Результаты оценки удовлетворенности работой в коллективе педагогов

Баллы

Критерии

Баллы

Критерии

1

45

Крайне не удовлетворен

26

30

Удовлетворен

2

33

Не вполне удовлетворен

27

26

Удовлетворен

3

30

Удовлетворен

28

39

Не вполне удовлетворен

4

34

Не вполне удовлетворен

29

34

Не вполне удовлетворен

5

25

Удовлетворен

30

45

Крайне не удовлетворен

6

41

Не вполне удовлетворен

31

41

Не вполне удовлетворен

7

26

Удовлетворен

32

35

Не вполне удовлетворен

8

48

Крайне не удовлетворен

33

33

Не вполне удовлетворен

9

34

Удовлетворен

34

36

Не вполне удовлетворен

10

42

Не вполне удовлетворен

35

48

Крайне не удовлетворен

11

35

Не вполне удовлетворен

36

43

Не вполне удовлетворен

12

27

Удовлетворен

37

36

Не вполне удовлетворен


продолжение табл. 2

13

51

Крайне не удовлетворен

38

26

Удовлетворен

14

35

Не вполне удовлетворен

39

37

Не вполне удовлетворен

15

43

Не вполне удовлетворен

40

34

Удовлетворен

16

36

Не вполне удовлетворен

41

25

Удовлетворен

17

26

Удовлетворен

42

42

Не вполне удовлетворен

18

37

Не вполне удовлетворен

43

20

Вполне удовлетворен

19

28

Удовлетворен

44

27

Удовлетворен

20

37

Не вполне удовлетворен

45

36

Не вполне удовлетворен

21

18

Вполне удовлетворен

46

18

Вполне удовлетворен

22

20

Вполне удовлетворен

47

35

Не вполне удовлетворен

23

40

Не вполне удовлетворен

48

51

Крайне не удовлетворен

24

28

Удовлетворен

49

28

Удовлетворен

25

39

Не вполне удовлетворен

50

40

Не вполне удовлетворен

Наглядно данные представлены на рис. 4

Рисунок 4 - Показатели удовлетворенности работой в коллективе школы

По результатам оценки удовлетворенности работой в коллективе школы мы выявили, что большинство педагогов не вполне удовлетворены работой (50%), 12% педагогов крайне не удовлетворены, оставшиеся 38% удовлетворены и вполне удовлетворены работой.


По полученным данным мы видим, что среднестатистическое значение показателей оценки удовлетворенности работой - 34. Это говорит о не совсем позитивных микроклиматических условиях труда в педагогическом коллективе школы, несколько неудовлетворительных взаимоотношениях с руководителями и коллегами, не совсем подходящих условий для профессионального роста, но требующих положительных изменений.

По полученным данным средних показателей удовлетворенности работой получены следующие результаты:

- удовлетворенность зарплатой в смысле соответствия трудозатратам из 50 диагностируемых всего 10 чел;

- удовлетворенность зарплатой в сравнении с тем, сколько за такую же работу платят на других предприятиях из 50 диагностируемых всего 4 чел. Оба утверждения затрагивают общегосударственный аспект, связанный с оплатой труда в бюджетных образовательных учреждениях.

Результаты диагностики по методике определения стиля руководства трудовым коллективом (В. П. Захарова и A. JI. Журавлева) представлены в таблице 3.

Таблица 3

Определение стиля руководства в коллективе школы

Автори-тарный (дирек-тивный) стиль

Либе-ральный стиль

Демок-ратический (коллеги-альный) стиль

Автори-тарный (дирек-тивный) стиль

Либе-ральный стиль

Демок-ратический (коллеги-альный) стиль

1

8

2

6

26

7

2

7

2

9

1

6

27

9

6

1

3

6

4

6

28

8

5

3

4

7

2

7

29

9

1

6

5

8

2

6

30

6

4

6

6

6

6

4

31

6

5

5

7

7

2

7

32

7

2

7

8

5

4

7

33

3

5

8

9

4

5

7

34

9

7

0

10

9

6

1

35

8

2

6

11

10

4

2

36

10

1

5

12

8

5

3

37

8

2

6

13

7

4

5

38

10

4

2

14

6

4

6

39

11

3

3

15

9

7

0

40

6

4

6

16

9

5

2

41

5

5

6

17

8

2

6

42

5

8

3

18

10

1

5

43

7

4

5

19

11

3

3

44

5

4

7

20

5

5

6

45

4

5

7

21

3

5

8

46

6

6

4

22

4

4

8

47

9

5

2


продолжение табл. 3

23

5

8

3

48

4

6

6

24

4

6

6

49

4

4

8

25

6

5

5

50

8

2

6

Итого:

342

204

254

По мнению сотрудников исследуемого коллектива, стиль руководства в их коллективе – авторитарный (директивный) – характеризующийся низким уровнем эффективности в управлении коллективом.

Таким образом, проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу о том, что в исследуемой организации выявлены признаки неблагоприятности психологического климата, обусловленные недостаточной мотивированностью педагогов, расхождением между оценкой мотивов значимости в коллективе и ориентацией мотивации администрации. Так же отметим, что большинство педагогов не удовлетворены работой, в частности того, что касается оплаты труда специалиста школы.

Немаловажным в оценке благоприятности психологического климата в коллективе является и стиль управления руководства. По оценке педагогов, преобладает авторитарный стиль, характеризующий низким уровнем эффективности, вызывающий конфликтность, недовольство работой, трудностями в межличностном взаимодействии руководителя и коллектива.

Уровень групповой сплочённости соответствует среднему уровню. При этом имеет место психологическое единство членов группы по некоторым аспектам жизни. Сотрудники имеют разные отношения между собой, готовность поддерживать друг друга находится на нейтральном уровне. В целом нужно отметить, что над сплоченностью данной группы необходимо работать, чтобы достичь более высокого уровня для достижения благоприятного климата в коллективе.

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА


На современные образовательные учреждения в настоящее время возлагаются особо ответственные задачи. Их методическая работа базируется на нескольких разных принципах. Одним из важнейших из них стал принцип так называемой психологической комфортности. При этом предполагается ликвидация стрессообразующих факторов, формирование доброжелательной атмосферы в учреждении, которая должна быть ориентирована на успешное воплощение в жизнь идей и основ гуманитарной педагогики.

Успех работы педагогического коллектива во многом зависит от умения руководителя организовать свой собственный труд, от трудовой мотивации коллектива и качественной оценки деятельности педагогов.

В ходе методической работы по улучшению психологического климата в коллективе наметили решение следующих задач:

- систематически отслеживать психолого-педагогический статус педагога;

- снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;

- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;

- помощь воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста.

Поставленные задачи планируем реализовать с помощью модели деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе, которая показана на рисунке 5.

Рисунок 5 - Модель деятельности руководителя школы по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе

Одним из компонентов реализации модели деятельности руководителя школы по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе является планирование работы по поддержанию благоприятного психологического климата. Нами была разработана и апробирована на практике программа деятельности руководителя школы по созданию социально-психологического климата в педагогическом коллективе, которая показана в таблице 4.

Таблица 4

Программа деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения по оптимизации социально-психологического климата в педагогическом коллективе

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1 этап – поисково теоретический – март 2018 год

1

Изучение уровня психологического климата в коллективе

март 2018 г.

Директор, психолог

2

Подбор диагностического инструментария (анкеты, тесты, опросники и пр.) для выявления мотивации педагогов в профессионалной деятельности школы

март 2018 г.

Директор, психолог

2 этап – констатирующией– март-апрель 2018 год

3

Диагностические исследования педагогического состава школы для выявления уровня сплоченности коллектива, удовлетворенности работой, диагностика стиля руководства

март 2018 г.

Директор, психолог

4

Анализ результатов диагностических данных

март – апрель 2018 г.

Директор, психолог

3 этап – контрольно-формирующий– апрель-май 2018 г.

1

Обработка методов, приёмов, управленческих подходов в реализации программы управления психологическим климатом

март-апрель 2018 г.

Администрация школы

2

Освоение новых управленческих технологий в реализации инновационного потенциала педагогического коллектива

апрель 2018 г.

Администрация школы

3

Выявление профессиональных интересов педагогов, затруднений при адаптации введения ФГОС

апрель 2018 г.

Администрация школы, психолог

4

Внедрение психологических мер по коррекции взаимоотношений между сотрудниками (тренинг, консультации)

апрель 2018 г.

Психолог

5

Разработка нормативно-правовой документации (Положение о творческой группе, положение об инновационной деятельности, положение о смотре предметно-развивающей среды)

май 2018 г.

Администрация школы, председатель профкома

6

Проведение семинара: Повышение квалификации и переподготовка кадров

май 2018 г.

Администрация школы

7

Проведение внутреннего конкурса «Учитель года»

апрель-май 2018 г.

Администрация школы

8

Обобщение передового педагогического опыта

май 2018 г.

Администрация школы