Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Теоретические аспекты государственного регулирования в предпринимательском праве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Методы и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности

Широкоизвестный факт, что государство контролирует и вносит свои коррективы во все сферы деятельности, окружающие нас повсеместно, чему исключением не является и предпринимательская деятельность.

Основной цель регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства является обеспечение условий, необходимых для бесперебойного функционирования внутренней экономики, а также достижения постоянного участия организаций в международном разделении труда с целью извлечения от этого выгод, оптимальных для ведения бизнеса.

Действующее законодательство Российской Федерации не дает понятия «государственное регулирование». Несмотря на столь немаловажный факт, лишь в нескольких отраслях государственного регулирования делаются попытки формирования данного понятия. Но несмотря на отсутствие определения «государственное регулирование» в законодательных документах, в экономической и юридической литературе существует множество вариаций.

Само понятие государственного регулирования в большинстве случаев рассматривается через категорию «деятельность».

Государственное регулирование экономики В.П. Орешин определяет как деятельность органов государственной власти для достижения общественно значимых результатов через воздействие на процесс общественного производства. При этом основной деятельностью государства и его органов в сфере государственного управления является упорядочение рыночной экономики.

К.Ю. Тотьев акцентирует свое внимание на целях государственного регулирования и предполагает, что «государственное регулирование экономики – это нормативная, индивидуально-регулятивная и организационная деятельность государства в лице уполномоченных органов, воздействующая на рыночный процесс с целью защиты публичных интересов». Немаловажно также отметить, что защита публичных интересов является важной задачей, но в то же время не следует обходить своим вниманием защиту личных интересов: сочетание личных и публичных интересов способствует достижению основных целей государственного управления.

По мнению И.Н. Герчикова, государственное регулирование экономики представляет собой систему уполномоченных мер в рамках социально-экономической системы, основной целью которых является обеспечение устойчивого экономического роста и постоянства экономики. Регулирование как определенный вид деятельности при этом не учитывается[8].


Совершенно справедливо А.П. Алехин определяет государственное регулирование как предписание государством правил поведения участников общественных отношений и их корректировку в зависимости от изменяющихся условий. Существенным недостатком этого определения является то, что автор акцентуирует свое внимание только на правовую сторону государственного регулирования, в силу чего не раскрывает его в полной мере, так как оно не ограничивается правом.

А.Б. Борисов понимает государственное регулирование как воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты, процессы и участвующих в них лиц. При этом государственное регулирование осуществляется для придания процессам организованного характера, для упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, отстаивания государственных и общественных интересов.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности, по мнению Е.Н. Катанаева, следует понимать контролируемую деятельность государства в лице уполномоченных органов, направленную на урегулирование экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты частных и публичных интересов участников предпринимательской деятельности.

Согласно теоретическим взглядам В.Н. Васина, под государственным регулированием предпринимательской деятельности понимается воздействие государства при помощи нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требования законодательства к предпринимателям и применение мер ответственности и стимулирования к нарушениям этих требований. А само государственное регулирование рассматривается как более широкое понятие, чем управленческая деятельность органов исполнительной власти, так как требования, предъявляемые к предпринимателям, содержатся, прежде всего, в законах[9].

По мнению Г.А. Семягиной, под государственным регулированием предпринимательской деятельности необходимо понимать деятельность государства в лице его органов, основной деятельностью которых является реализация государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности[10].

Государственное регулирование деятельности организаций представляет собой воздействие государства на них путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства предпринимателями и применения мер стимулирования и ответственности в случае нарушения этих требований.


Через государственное регулирование правительство и Центральный банк оказывают прямое воздействие на совокупный спрос и предложение, а через них уже на темпы экономического роста, занятость населения и на общий уровень цен. Основная задача государственного регулирования— ориентация воспроизводственного процесса на заранее предусмотренный вариант социально-экономического развития страны[11].

При осуществлении процессов в области регулирования предпринимательской деятельности государство использует систему методов и инструментов, изменяя подходы в зависимости от содержания поставленных задач, опыта решения аналогичных проблем, своих финансовых возможностей.

Существует административное, экономическое, правовое государственное регулирование. Посредством этих методов и инструментов осуществляется систематический контроль над валютным курсом, ценами, процентом и другими макроэкономическими показателями.

Административное регулирование охватывает квотирование, контингентирование, лицензирование и аккредитацию.

Правовое регулирование заключается в установлении «правил игры» для организаций, а также ответственности за нарушение этих правил. Субъектами регулирования являются орган законодательной, судебной, исполнительной властей, построенные по иерархическим принципам. Недобросовестная конкуренция на рынках, соблюдение экологической безопасности, своевременное предоставление декларации о доходах и уплату налогов в порядке и размерах, определяемых законодательством РФ, соблюдение требований стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг и многое другое, связанное с созданием и деятельностью организаций находится под контролем правового регулирования. Нарушение этих обязанностей влечет ответственность предпринимателя, которая выражается в наступлении для него неблагоприятных имущественных последствий.

Экономическое регулирование может быть двух видов: косвенное (налоговое, амортизационное, таможенное, кредитно-денежное, валютное) и прямое (государственные субсидии, государственное предпринимательство и программирование)[12].

Прямое регулирование государства заключается в использовании мер запрета, разрешения или принуждения. К прямым методам относятся такие, как государственные инвестиции, субсидии, кредиты, ценовое регулирование.

К административным регуляторам следует отнести такие неэкономические средства государственного регулирования, как правительственное убеждение (например, покупать преимущественно товары не импортного производства, тем самым поддерживая отечественного производителя и т. п.).


Важным инструментом прямого регулирования являются антимонопольная политика государства и государственное программирование. Последнее представляет собой механизм формирования и реализации комплекса мероприятий по решению крупной народно-хозяйственной проблемы размещения производства важнейшей продукции посредством контрактного финансирования госзаказов на предприятиях различных форм собственности на конкурсной (договорной) основе[13].

Под косвенными регуляторами выступают таможенные тарифы, индикативное планирование, манипулирование налоговым гнетом и др.

В мировой практике определился целый ряд концепций регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, которые и будут рассмотрены ниже.

Концепция развития производства (со стороны предложения). Главным здесь является стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки фирм, допускающее несбалансированность воспроизводственного процесса.

Концепция сбалансированного развития воспроизводства (задача правительства — поддержание равномерного роста различных отраслей при максимально возможной его сбалансированности).

Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса (ключевая задача — достижение устойчивого уровня превышения совокупного спроса над уровнем совокупным предложением для ускорения темпов прироста ВВП, обеспечения полной занятости при допущении умеренной инфляции).

Концепция импортозамещения — применяется в тех случаях, когда на рынке преобладают товары импортного производства, когда низкая конкурентоспособность национальной продукции на мировом рынке. Реализация данной концепции оправдывается необходимостью ослабления зависимости экономики страны от импорта. На деле чаще всего осуществление импортозамещения приводит к консервации отставания национальной экономики.

Концепция стимулирования роста со стороны экспортных отраслей[14].

Широкое применение данной концепции наблюдается в странах, где значительная доля продукции направляется на экспорт. Основная задача здесь — повышение эффективности производства в отраслях, ориентированных на экспорт, с целью обеспечения высокой конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке и проведения внешнеэкономической экспансии.

Для создания допустимых условий для предпринимательской деятельности, государство должно проводить соответствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, инвестиционной, научно-технической, ценовой, кредитно-денежной, амортизационной и других видов политик, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так и административные методы.


Роль фискальной политики главным образом заключается в сглаживании возникших экономических трудностей. Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета; повышение эффективности функционирования всей национальной экономики; обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика влияет на предпринимательскую деятельность посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на деятельность хозяйствующих субъектов[15].

Суть кредитно-денежной политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентную ставку, а они в свою очередь — на потребительский и инвестиционный спрос. Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк. Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования предпринимательства, центральный банк достигает стабильного развития на внутреннем рынке, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.

Валютная политика — совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия. При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением внутри страны и ее местом в системе мирового хозяйства.

Валютное регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние ее платежного баланса. Содержание инструментов и механизм их использования формируются под определенным воздействием реальной макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего в стране законодательства. Так, к инструментам валютного регулирования относятся применяемые правительством квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции и т. д.[16].