Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Теоретические аспекты государственного регулирования в предпринимательском праве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема построения эффективного предпринимательства является актуальной в связи с нарастанием мирового экономического кризиса, с интенсификацией глобализации. Обеспечение эффективного развития предпринимательства является основой экономической безопасности страны.

Механизмы государственного регулирования бизнеса должны стимулировать предпринимательскую активность на всех этапах развития бизнеса. Успешное развитие предпринимательства является одним из ключевых условий экономической безопасности и стабильного развития национальной экономики любого государства.

Государственное регулирование представляет собой комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, призванных обеспечить развитие и стабилизацию предпринимательской деятельности в России. Современное развитие предпринимательства в условиях кризиса и экономических санкций в значительной степени зависит от участия государства в регулировании социально-экономических процессов.

Целью написания курсовой работы является выявление особенностей и недостатков в сфере госудaрственного регулирования банковского сектора в России.

В задачи курсовой работы входит:

  1. определить понятие и место предпринимательского права в системе российского законодательства;
  2. изложить методы и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  3. провести оценку системы государственного регулирования банковской деятельности в России, выявить недочеты, предложить пути решения.

При написании курсовой работы использовались нормативно-правовые акты, статьи из периодических изданий, а также труды отечественных авторов, посвященные исследованию выбранной темы, таких как Ручкина Г.Ф., И.В. Ершова, О.В. Ефимова, Е.В. Иванова, К.В. Котлярова, Е.П. Губин, П.Г. Лахно, Н.И. Косяковой А.Н. Романов и многие другие.

Для решения поставленных в работе задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа источников по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения и анализа опыта, качественные методы сбора информации.


1. Теоретические аспекты государственного регулирования в предпринимательском праве

1.1. Предпринимательское право в системе российского законодательства

Такие понятия, как предпринимательство, предпринимательская деятельность, сформировались в странах с различными экономическими укладами достаточно давно, еще в самом начале осмысления человечеством сущности экономической деятельности. Несколько позже были осознаны и возникли определенные обычаи ведения дел в связи с осуществлением людьми производственной деятельности, торговли, посреднической деятельности и других действий, имеющих значение для экономики. Постепенно обычаи и деловые обыкновения преобразовались в определенные стандарты надлежащего поведения и были со временем выражены в нормах права. В связи с чем часть представителей юридического профессионального сообщества начали на постоянной основе работать в этой сфере в интересах своих клиентов. Сегодня уже ни у кого нет сомнений, что изучение нормативной базы и правоприменительной практики в сфере предпринимательского права является насущной необходимостью как для юриста, работающего в сфере хозяйственной деятельности, так и для частного предпринимателя, организовавшего свое дело, для наемного менеджера или руководителя коммерческой фирмы[1].

Изначально возможность осуществления предпринимательской деятельности следует из содержания ст. 34 Конституции РФ, в которой указано на возможность российских граждан широко использовать свои таланты, способности и имущество для получения дохода от различных видов предпринимательства[2].

Тем самым было подчеркнуто, что предпринимательская деятельность представляет собой составную часть более широкого понятия – экономической деятельности. Кроме того, сходная по смыслу со ст. 34 Конституции РФ формулировка содержится и в ст. 2 «Отношения, регулируемые гражданским законодательством» Гражданского кодекса РФ[3]. Данные правовые нормы имеют коренные отличия от содержания Конституции СССР (1977 года) и норм гражданского законодательства СССР и РСФСР, так как в советское время возможность предпринимательской деятельности граждан практически отсутствовала по той причине, что все средства производства находились в собственности государства, притом что на уровне теории экономических отношений, на этапе развитого социализма, гипотетически допускалось существование так называемого «социалистического предпринимательства» (что, конечно же, было не более чем благим пожеланием).


Тем не менее даже в условиях централизованной плановой экономики между социалистическими предприятиями, колхозами, совхозами и кооперативами заключались хозяйственные договоры, существовали арендные отношения, организациям и гражданам выдавались кредиты. Кроме того, в каком-то смысле можно было говорить и о конкуренции хозяйствующих субъектов (под которой подразумевалось социалистическое соревнование). Для разрешения споров между предприятиями был хозяйственный арбитраж и ряд других государственных институтов. Все эти правоотношения регулировались различными нормативными актами, ведущее место среди которых занимал Гражданский кодекс РСФСР (1964 года)[4]. Дискуссионные вопросы различного уровня активно обсуждались в экономической и правовой литературе, в том числе и в периодической. В перечне журналов правовой сферы того времени следует выделить такое издание, как журнал «Хозяйство и право», имеющий прямое отношение к правовому регулированию хозяйственной деятельности (этот журнал продолжает выходить и в настоящее время).

Большое значение для развития предпринимательских отношений в России имеют и несколько законов, принятых советскими и российскими законодателями еще до распада СССР (до 19 августа 1991 года). К ним следует отнести Закон «О государственном предприятии», принятый в конце 1989 года.

Таким образом, сегодня есть определенные основания говорить даже о некоторой преемственности в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности, нормативная база которой по-прежнему в значительной степени основывается на нормах Гражданского кодекса РФ (но не Кодекса времен СССР, а совершенно нового кодифицированного закона, принятого в 1994–2008 годах).

Как уже отмечалось выше, предпринимательство теснейшим образом связано с экономикой и является одной из ее составляющих. По своей сути экономическая деятельность представляет собой процесс производства материальных и духовных богатств, включая производство, распределение, обмен и потребление. Следует понимать, что основой существования и развития человеческого общества любого экономического уклада является материальное производство. Именно благодаря ему создаются себестоимость и новая потребительная стоимость товаров, работ и услуг. Конечной целью экономической деятельности является всестороннее удовлетворение потребностей человека в пище, жилье, одежде, других материальных и духовных благах, т.е. обеспечение полного цикла его жизнедеятельности. Содержание конституционного понимания экономической деятельности предопределяет смысл и назначение других видов деятельности, в нее входящих. Под ними подразумеваются в первую очередь хозяйственная, предпринимательская и коммерческая виды деятельности.


Предпринимательство в концептуальном плане представляет собой систему хозяйствования, при которой главным ее субъектом является предприниматель как ее главная движущая сила или посредник. Он рационально соединяет материальные и людские ресурсы, организует процесс воспроизводства материальных ценностей и управляет им, действуя в условиях предпринимательского риска, экономической ответственности за конечный предпринимательский результат – получение прибыли.

При всем этом предпринимательство – это уникальное, многоплановое и комплексное явление социально-экономической жизни, представляющее со бой величайшее достижение цивилизации, вершину эволюционного развития экономики, обеспечивающее эволюционное динамичное развитие всего человеческого общества. Ведь именно предприниматели, а не политики и не ученые, как это иногда принято считать, на всех этапах истории обеспечивают развитие цивилизации. Причем их основная заслуга состоит не столько в создании новых достижений и способов производства, сколько во внедрении в повседневную жизнь инноваций, созданных другими. Так, например, создание в течение 10–15 последних веков иcтории человечества таких новшеств, как колесо, письменность, бумага, книгопечатание, порох, компас, парус, корабельный руль, щелк, фарфор, само по себе не послужило решающим условием внедрения этих достижений в практическую деятельность. Именно деятельность предпринимателей, сумевших внедрить и определить различные сферы использования этих достижений технического прогресса, позволило активно преобразовать и изменить окружающий мир[5].

По своему содержанию наука предпринимательского права относится к категории комплексных правовых дисциплин, так как, регулируя в своей основе отношения в сфере институтов гражданского права, она содержит и административный компонент, так как предпринимательские отношения регулируются и Кодексом об административных нарушениях РФ и целым рядом Федеральных законов, предписания которых обязательны для исполнения и не предполагают диспозитивности. Юридическая наука, как один из аспектов предпринимательства, активно способствует развитию предпринимательской активности как уникального социального явления и самостоятельной цивилизационной ценности.

Предметом науки предпринимательского права являются имущественные отношения (так же как и в науке «Гражданское право»). Значение предпринимательства для российской экономики очень велико, так как более чем половина населения страны экономически активна. К примеру, две трети из почти 40 миллионов российских пенсионеров продолжают трудиться в различных сферах хозяйственной деятельности. Велико и количество различного рода организаций, большинство из которых в той или иной форме участвуют в предпринимательской деятельности. По данным регистрационных органов, в России сегодня более 4 миллионов юридических лиц и более 4,5 миллионов предприятий (хотя немалая часть этих предприятий ничего не производит). Так, например, только в Иркутской области (не самой крупной среди субъектов РФ) зарегистрировано более 60 тысяч юридических лиц различных видов. Кроме того, в России зарегистрировано более 5 миллионов частных предпринимателей (при этом большинство из предпринимателей по разным причинам также бездействуют).


Что касается проблем науки предпринимательского права, то существующие затруднения следует разделить на три их основных вида.

Во-первых, это трудности, связанные с широким кругом и перечнем объектов гражданских прав, перечень которых приведен в ст. 128 ГК РФ[6]. Какая-то часть из них находится в обороте, в отношении других существуют ограничения и особенности коммерческого оборота. Все эти факторы должны учитываться в практике предпринимательской деятельности. А по некоторым объектам гражданских прав (например, таким, как имущественные права, иное имущество, безналичные деньги, безналичные ценные бумаги) нет полной ясности с пониманием их правовой сущности. И это создает определенные трудности при их передаче в ходе гражданского оборота.

Во-вторых, немало проблем создает большое количество видов субъектов предпринимательства и хозяйственной деятельности. Имеются в виду участвующие в предпринимательстве коммерческие организации (ОАО, ЗАО, ООО, совместные предприятия, паевые инвестиционные фонды, финансово-промышленные группы, госкорпорации, холдинги, товарищества, частные предприниматели и т.п.). Кроме того, фактически равной правосубъектностью в аспектах предпринимательства обладают и некоммерческие организации (фонды, некоммерческие партнерства, ассоциации, союзы и т.п.). Следует также учитывать существующие возможности участия в предпринимательской деятельности (под которой понимается и различные формы инвестиционной деятельности) на территории России иностранных организаций и граждан, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, совместных предприятий, организаций, финансово-промышленных групп, организаций, не имеющих статуса юридического лица и других субъектов предпринимательства.

В-третьих, немалые сложности для юридического оформления взаимоотношений в области предпринимательства (и даже для их однозначной квалификации в Суде) представляют и возможности контрагентов иметь большой выбор правового инструментария при заключении разных видов сделок (продажа, поставка, мена, аренда, залог, лизинг, коммерческая концессия, доверительное управление имуществом и т.п.)[7].

Все перечисленные выше особенности статусов лиц и правовые режимы отношений в сфере предпринимательства порождают массу вопросов при взаимодействии предпринимателей с органами власти в процессе их деятельности, и создает затруднения при разрешении спорных ситуаций. Следует также учитывать и наличие пробелов и противоречий в действующей нормативной базе и не вполне сложившуюся правоприменительную практику многочисленных государственных надзоров и судов. Тем не менее, преодолевая различного рода препятствия, сфера российского предпринимательства неуклонно развивается. Объективно для этого существуют вполне приемлемые условия. Так, по мнению английского экономиста XVIII века Адама Смита, любое государство обречено на процветание, если в нем обеспечиваются три условия: 1) страна не воюет; 2) в ней установлены разумные налоги; 3) в государстве эффективно работают суды. Что касается ситуации в сфере предпринимательства, то пока что нет оснований для оптимизма: предпринимательский рейтинг России продолжает оставаться предельно низким, в районе примерно 100–120-го места среди других стран мира.