Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Теоретические аспекты государственного регулирования в предпринимательском праве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структурная политика предполагает обеспечение сбалансированного развития страны и ее регионов, решение задач повышения эффективности производства и удовлетворения потребностей общества. При этом главным ориентиром всегда являлась экономическая пропорция между накоплением и потреблением.

В реальное время структурная политика тесно взаимодействует с инвестиционной и инновационной политиками и направлена на государственную поддержку тех или иных отраслей народного хозяйства, отсталым регионам, где расположены крупные предприятия, успешно функционирующие ранее, теперь обанкротившиеся, монополиям, приносящий основной доход государству, такие как газо- и нефтедобывающие и перерабатывающие, атомные предприятия.

Из вышесказанного следует, что государственное регулирование решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Далее в курсовой работе рассмотрим более детально особенности государственного регулирования, на примере банковской сферы, как одной из важнейших сфер российской экономико-правовой системы.

2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности на примере банковской сферы

2.1. Правовой статуc и регулирование деятельности кредитных организаций

Банковская деятельность представляет собой социально значимый вид предпринимательской деятельности. С одной стороны, банковская деятельность представляет собой вид предпринимательской деятельности, т.е. направленную на извлечение прибыли, с другой — предпринимательская деятельность банков должна быть направлена на создание эффективно действующей банковской системы, которая является важнейшей составляющей развития предпринимательской деятельности в целом, формирования конкурентных отношений и благоприятного инвестиционного климата.


В Федеральном законе от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»[17] (далее — Закон о банках) при отсутствии определения понятия «банковская деятельность» указывается исключительно на источники ее регулирования и акцентируется внимание на закреплении определений банковских операций. В то же время банковская деятельность шире, чем деятельность по осуществлению банковских операций. Кредитные организации, осуществляя предпринимательскую деятельность, не ограничиваются деятельностью, указанной в Законе о банках. Ряд авторов предложил определения понятия «банковская деятельность»[18].

Следует согласиться с определением банковской деятельности как предпринимательской деятельности кредитной организации по оказанию банковских и иных, не запрещенных законом финансовых услуг, связанных с привлечением и (или) размещением денежных средств, а также денежными расчетами[19].

Предпринимательская деятельность, реализуемая субъектами банковской деятельности, затрагивает интересы как государства, так и граждан, поэтому установленные законом требования и ограничения на ее осуществление являются необходимыми для устойчивого функционирования банковской системы.

Учитывая особое социальное значение банковской деятельности, государством осуществляется повышенный контроль за данной сферой.

Банковская деятельность в современном мире не может развиваться без активного участия и поддержки государства. От уровня экономического, социального развития государства зависят формы и методы государственного воздействия на банковскую деятельность. Государственное регулирование проявляется в нормотворчестве, контроле, непосредственном участии в этой деятельности в качестве равноправных субъектов и направлено прежде всего на обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных и иных условий для реализации и развития банковской деятельности.

Важнейшей ролью государства в регулировании этой сферы является обеспечение допуска субъектов банковской деятельности посредством лицензирования к осуществлению их функций.

В числе субъектов банковской деятельности можно выделить: кредитные организации, небанковские кредитные организации и в качестве отдельного субъекта следует указать Банк России. Среди субъектов банковской деятельности ученые выделяют также квазибанковские организации, к которым относят:


1) квазибанки — юридические лица, которые имеют право привлекать денежные средства и осуществлять операции с ними (например, государственная корпорация «Внешэкономбанк»);

2) квазибанковские кредитные организации, например, микрофинансовые организации;

3) квазибанковские платежные организации, например, банковские платежные агенты, организации федеральной почтовой связи и проч.

Рассмотрим подробнее особенности правового статуса кредитных организаций как основного субъекта банковской деятельности.

Рисунок 1. Учредители кредитной организации

Согласно Закону о банках кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[20], причем решение о государственной регистрации принимает Банк России. Данная процедура регламентирована Инструкцией Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»[21], в частности, документ предусматривает некоторые особенности правового статуса учредителей кредитной организации.

Повышенные требования установлены к учредителям — кредитным организациям. Данные требования касаются прежде всего оценки финансового положения такой кредитной организации. Оценка финансового положения осуществляется в соответствии с Указанием Банка России от 30.04.2008 № 2005-У «Об оценке экономического положения банков»[22].

Рисунок 2. Оценка экономического положения банков осуществляется по результатам оценок

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации. Порядок вы дачи лицензии также установлен Инструкцией «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». При осуществлении государственной регистрации Банк России принимает решение о регистрации кредитных организаций; осуществляет взаимодействие по вопросам государственной регистрации кредитных организаций с Федеральной налоговой службой (ее территориальными органами); выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций; ведет реестр выданных лицензий на осуществление банковских операций и Книгу государственной регистрации кредитных организаций в целях осуществления контрольных и надзорных функций.


Рисунок 3. Виды лицензий для банков[23]

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Отдельно следует отметить особенности государственной регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями. Установление дополнительных требований к таким кредитным организациям направлено на предотвращение дестабилизации банковской системы России, а также на поддержание добросовестной конкуренции между российскими банками. Такая кредитная организация при государственной регистрации, кроме общей документации, обязана предоставить:

1) решение об участии в создании кредитной организации на территории РФ;

2) документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением по ней за три предыдущих года;

3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории РФ в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания[24].

Размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, рассчитывается как соотношение иностранных инвестиций нерезидентов в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, и совокупного уставного капитала указанных кредитных организаций.

Ежегодно Банком России рассчитывается размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций.


С 01.01.2016 размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций рассчитывается Банком России (Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) на основе имеющихся в Банке России сведений об оплаченных акциях (долях) кредитных организаций и их акционерах (участниках), в том числе данных о номинальной стоимости принадлежащих нерезидентам акций (долей) кредитных организаций, отраженных в списках акционеров (участников) кредитных организаций. Размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций рассчитывается как соотношение иностранных инвестиций нерезидентов в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, и совокупного уставного капитала кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций[25].

Статьей 11 Закона о банках предусмотрены требования к размеру уставного капитала субъектов, осуществляющих банковскую деятельность. Так, для вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций установлен минимальный размер уставного капитала в сумме 300 млн руб., для небанковских кредитных организаций 18 млн руб. Вкладом в уставный капитал кредитной организации могут быть денежные средства в валюте РФ; денежные средства в иностранной валюте; принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности здание (помещение), завершенное строительством (в том числе включающее встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация; принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

2.2. Регулирование обеспечения финансовой надежности кредитной организации

В целях обеспечения финансовой надежности кредитной организацией должны быть соблюдены обязательные резервные требования. Обязанность кредитной организации по выполнению резервных требований возникает со дня получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций и прекращается с отзывом (аннулированием) у кредитной организации лицензии Банка России на осуществление банковских операций.