Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Теоретические аспекты государственного регулирования в предпринимательском праве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К обязательствам, по которым кредитная организация создает резерв, относят:

1) обязательства кредитной организации перед юридическими лицами — нерезидентами (включая обязательства перед банками нерезидентами), а также обязательства перед индивидуальными предпринимателями — нерезидентами в валюте РФ и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского (корреспондентского) счета, договорами на привлечение денежных средств;

2) обязательства кредитной организации перед физическими лицами в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского вклада (в том числе удостоверенные сберегательными сертификатами), банковского счета.

Порядок расчета обязательного резерва кредитной организации установлен Положением Центрального Банка РФ от 01.12.2015 № 507-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», вступившим в силу с 01.01.20161. Положением, в частности, установлено, что резервы, которые депонируются в Банке России, рассчитываются путем применения нормативов обязательных резервов к средней хронологической величине резервируемых обязательств за отчетный период и исключения величины наличных денежных средств в кассе кредитной организации. Для расчета применяется коэффициент усреднения к нормативной величине.

Особое значение в обеспечении стабильности банковской системы имеет система финансовой надежности кредитных организаций.

В целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России2. Кроме того в 2015 г. Банком России было издано Указание «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы»3. В данном документе установлена обязанность кредитной организации на создание системы управления рисками и капиталом путем реализации внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК).

ВПОДК кредитной организации должны включать:

1) методы и процедуры управления значимыми рисками;

2) методы и процедуры управления капиталом, включая определение планового (целевого) уровня капитала, текущей потребности в капитале, оценку достаточности и распределения капитала по видам значимых рисков и направлениям деятельности кредитной организации;

3) систему контроля за значимыми рисками, достаточностью капитала и соблюдением лимитов по рискам;


4) отчетность кредитной организации, формируемую в рамках ВПОДК (требования к которой установлены также в указанном документе);

5) систему контроля за выполнением ВПОДК и их эффективностью;

6) документы, разрабатываемые кредитной организацией.

Во исполнение данных требований в кредитных организациях в отношении каждого из обозначенных рисков кредитная организация устанавливает:

1) определение риска, принятое в кредитной организации (банковской группе);

2) виды операций (сделок), которым присущ данный риск;

3) полномочия руководителей структурных подразделений кредитной организации (банковской группы) по вопросам осуществления операций (сделок), связанных с принятием риска, установления лимитов по риску и методов его снижения;

4) порядок осуществления контроля (в том числе периодичность) со стороны совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) за соблюдением установленных процедур по управлению риском, объемами принятого риска и соблюдением установленных лимитов в кредитной организации (банковской группе, дочерней организации);

5) методы выявления риска;

6) методы оценки риска, включая определение потребности в капитале;

7) методы ограничения риска (система лимитов), методы снижения риска;

8) методы оценки эффективности методологии оценки риска, в том числе моделей количественной оценки рисков и процедур, используемых в рейтинговых системах, а также значений компонентов риска, рассчитанных с использованием данных систем (валидация) для кредитной организации, применяющей такие модели;

9) порядок и периодичность (но не реже одного раза в год) проведения оценки эффективности методов оценки риска, включая актуализацию документов, в которых установлены методы оценки рисков, и осуществление валидации моделей количественной оценки риска, службой внутреннего аудита (иным подразделением кредитной организации, независимым от подразделений, осуществляющих функции, связанные с принятием риска, разработкой методов оценки риска, в том числе моделей количественной оценки риска) или внешним аудитором;

10) процедуры и периодичность проведения стресс-тестирования (не реже одного раза в год);

11) процедуры контроля за риском;

12) отчеты по рискам;

13) порядок действий должностных лиц при достижении сигнальных значений и превышении установленных лимитов в кредитной организации (на уровне банковской группы, в дочерних организациях);


14) порядок информирования службой внутреннего аудита совета директоров (наблюдательного совета), исполнительных органов кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) о выявленных недостатках в функционировании внутренних систем оценки рисков в кредитной организации (банковской группе, дочерней организации) и действиях, предпринятых для их устранения;

15) требования к автоматизированной системе (автоматизированным системам), обеспечивающей (обеспечивающим) управление рисками.

2.3. Страхование вкладов в системе регулирования банковской деятельности

Важным аспектом в государственном регулировании банковской деятельности в Российской Федерации является функционирование системы страхования вкладов. С 2004 года в Российской Федерации действует система страхования вкладов, которая предусмотрена Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»[26] (далее — Закон о страховании вкладов). Система страхования вкладов (далее — ССВ) представляет собой механизм защиты частных вкладов, предусматривающий страхование депозитов физических лиц государством. Основной идеей системы страхования вкладов является осуществление быстрой выплаты денежных средств вкладчикам из определенного фонда при прекращении деятельности кредитной организации (отзыва у нее лицензии). В ССВ России принимают участие вкладчики (как выгодоприобретатели), банки (как страхователи, внесенные в специальный реестр), Агентство по страхованию вкладов (далее — АСВ) (как страховщик) и Банк России.

Участие банков в ССВ обязательно. На данный момент в России в ССВ принимает участие 740 банков; количество страховых случаев за время функционирования ССВ — 279; размер страховой ответственности АСВ по банкам, в отношении которых наступил страховой случай, составляет 679,8 млрд руб.; количество вкладчиков, имеющих право на страховое возмещение в банках, в которых наступил страховой случай, — 4,6 млн человек, с момента создания АСВ 1,8 млн вкладчиков получили страховое возмещение в размере 627 млрд руб. (данные на 5 ноября 2015 г.).[27]

Ст. 8 Закона о страховании вкладов подразумевает под страховым случаем отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций и введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредитора банка. После наступления подобных последствий вкладчики получают право на получение страхового возмещения по своим вкладам.


Размер страхового возмещения по вкладам неоднократно менялся со времени принятия Закона о страховании вкладов (со 100 000 руб. увеличился в 14 раз) и на сегодняшний день он составляет 1 400 000 руб. Если у вкладчика имелось несколько вкладов в одном банке, то денежные средства возмещаются пропорционально их размерам, но не выше указанной суммы в совокупности. Если же у вкладчика наступил страховой случай в нескольких банках, то страховое возмещение выплачивается по каждому банку отдельно.

Закон о страховании вкладов в ст. 44 предусматривает требования к участию в системе страхования вкладов банков.

Перечень обязательных нормативов установлен Инструкцией Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков»[28], которая устанавливает числовые значения и методику расчета обязательных нормативов банков.

Рисунок 5. Обязательные нормативы банков

Важным критерием для выдачи разрешения на участие в системе страхования вкладов является раскрытие неограниченному кругу лиц информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк. Данный вопрос регулируется Положением Банка России «О порядке раскрытия банками информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки — участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[29]. Данное положение обязало кредитные организации представлять необходимую информацию, которая размещается на сайте Банка России в Интернете. При этом обязательно делается сноска, что сведения опубликованы на основе данных, полученных от банка, и Банк России не отвечает за их достоверность. Это необходимо для обеспечения доступа неограниченного круга лиц к информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк.

Банковская деятельность, как уже отмечалось, является социально значимым видом предпринимательской деятельности. Эффективность развития банковского сектора экономики влияет на формирование инвестиционной привлекательности экономики страны.

Данная проблема была поднята на уровне Правительства РФ в 2008 г., в результате чего в совместном заявлении Банка России и Правительства РФ была принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г., которая предусматривала существенное привлечение инвестиций в передовые банковские технологии и рынок банковских услуг. Однако политические события 2014—2015 гг. и по следующие экономические проблемы привели к тому, что основным инвестором банковского сектора остается государство.


Данное обстоятельство существенно тормозит развитие конкурентной среды на рынке банковских услуг. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отмечено, что одним из условий устойчивого социально-экономического развития является обеспечение глобальной конкурентоспособности банковского сектора, финансовых рынков, а также создание полноценной финансовой системы, интеграция банковской и финансовой систем в мировое хозяйство. Современное состояние рынка банковских услуг не создает необходимых условий для формирования полноценных конкурентных правоотношений, так как существующая система правового регулирования банковской системы ориентирована в основном на контроль за соблюдением действующего законодательства. Характерной чертой конкурентных правоотношений на российском рынке банковских услуг является существующее неравноправие участников рассматриваемых правоотношений. Например, по данным Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее — ФАС России), доля ОАО «Сбербанк России» является наибольшей практически во всех секторах рынка банковских услуг. Данная проблема была проанализирована в докладе ФАС России за 2014 г. «О состоянии конкуренции в Российской Федерации»[30].

В частности, была поднята проблема наличия в не которых нормативных правовых актах РФ норм, напрямую ограничивающих конкуренцию на рынке банковских услуг, например, в докладе указано, что основным акционером и учредителем Сбербанка России является Центральный банк РФ, который владеет 50% уставного капитала, что является важнейшим фактором сложившегося положения Сбербанка России. По общему правилу, установленному ст. 8 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России)[31], Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами, однако действие указанной нормы не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного банка Российской Федерации. По нашему мнению, данное обстоятельство противоречит принципам добросовестной конкуренции и соответственно принципам рыночной экономики. В связи с этим представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в Закон о Банке России, устанавливающих запрет на участие Банка России в капиталах всех кредитных организаций.