Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (бщая характеристика прямых налогов, взимаемых в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве главного прямого налога выступал продуктовый налог с крестьян и посадских людей. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Особое значение для становления молодого Московского государства стали иметь целевые налоговые сборы. Но ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины, главными из которых были таможенные и винные.

В царствование Ивана заложены первые основы налоговой отчетности. Так, к этому времени относится введение первой налоговой декларации — сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

Ивану Грозному удалось увеличить государственные доходы посредством сбора налогов. Был введен дифференцированный подход: налог зависел от изобилия или недостатка в угодьях. Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком. Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Главными косвенными налогами оставались пошлины: торговые, питейные, судебные, банные и др.

В период царствования Алексея Михайловича (1629—1676 гг.) финансовая система России была несколько упорядочена путем создания в 1655 г. счетной палаты. Прямые налоги составляли 44% всех доходов, косвенные — 53,3%, чрезвычайные сборы давали 2,7%. Были повышены прямые налоги, введен налог на имущество.

В эпоху Петра I (1672—1725 гг.) были проведены крупномасштабные преобразования. Петр пытался укрепить финансовое положение России, и к уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые: подушный налог на все мужское население, составлявший 50% доходов бюджета; гербовый сбор; подушный сбор с извозчиков; налоги с постоялых дворов; печей; налог на бороду; военные налоги; налоги со сплавных, судов; с продажи съестного; с найма домов и др.

Период правления Екатерины I (1725—1730 гг.) отмечен ослаблением налогового бремени: были снижены подушные подати, введена система рассрочек по уплате штрафов. Правление Анны Иоанновны (1730—1740 гг.) характеризуется серьезными налоговыми реформами: армии была передана обязанность по сбору подушной подати, рекрутская повинность была заменена денежной повинностью, изменилась система сбора горной подати.

Налоговая система стала вновь совершенствоваться и развиваться лишь в период правления Екатерины II (1762—1796 гг.): были отменены многие откупа и монополии. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор.


В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати в 1763 г. собиралось 5667 тыс. руб., или 34,3% всех доходов, а в 1796 г. уже — 24 721 тыс. руб., или 36% доходов. Косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43% — в 1796 г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги. [16, 308]

В начале XIX века, во время войны с Наполеоном, государственный бюджет сводился с огромным дефицитом: расходы в 2 раза превышали доходы, поэтому возросли акцизы, подушная подать. Доход помещиков с их земель обложили подоходным прогрессивным налогом. Увеличились питейные сборы. Были повышены гильдейские налоги с купцов. Возрос гербовый сбор.

Александр II (1855—1881 гг.) отменил в 1861 г. крепостное право, что повлекло за собой изменение налоговой системы. Основным налогом ранее выступала подушная подать, которая с 1863 г. стала заменяться налогом с городских строений. Однако полная отмена подушной подати началась с 1883 г., уже в период правления Александра III (1881—1892 гг.). При нем вторым по значению налогом выступал оброк — плата казенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых с большой скоростью, и т.д. В этот же период начала развиваться система регионального и местного налогообложения в виде земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений. Именно во второй половине XIX века большое значение приобрели прямые налоги.

Становление прямого налогообложения России продолжалось вплоть до революционных событий 1917 г. В конце XIX века, в 1898 г., Николай II ввел промысловый налог, который стал играть большую роль в экономике государства. Большое значение стал иметь также налог с недвижимого имущества, после увеличения ставки до 10%.

После деятельности министра финансов С.Ю. Витте, акцизы стали обеспечивать более 60% всех государственных доходов, а прямые около 40%. Однако самые радикальные налоговые преобразования в 1903—1913 гг. заключались в установлении налога с оборота, введении прогрессивности в подоходном налоге и освобождения малоимущих от налогового бремени данного налога, увеличении налоговой базы по имущественным налогам за счет переоценки недвижимого имущества, повышении акцизов на спиртные напитки и др.

Сразу после революции в ноябре 1917 г. декретом Совета народных комиссаров (СНК) о взимании прямых налогов был введен налог на прирост прибылей торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов. Чуть позже декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, взимаемый с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Также был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог на городскую буржуазию и кулачество.


Главной спецификой времен НЭПа было возвращение к превалированию натуральных налогов, таких, как продовольственный налог, единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства и др. Среди прямых налогов выделялись сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, носивший прогрессивный характер (по мере увеличения капитала и имущества ставка налога увеличивалась). К 1925—1926 гг. прямые налоги обеспечивали 82% всех налоговых поступлений в бюджет. К началу 1930-х гг. в СССР сложилась сложная и громоздкая налоговая система — действовало 86 видов платежей налогового характера.

В 1930—1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой система акцизов была полностью упразднена, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были упразднены и заменены двумя платежами — налогом с оборота и отчислениями от прибыли. Значительное число налогов с населения было также отменено. Следует заметить, что налоги с населения уже не имели большого значения для бюджета, так как вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. С началом войны был введен военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, однако основным налоговым платежом остается налог с оборота — акциз на товары народного потребления. В 1954 г. поступления от него составили 41% доходной части бюджета. В, мае 1960г. отменяется налог с заработной платы рабочих и служащих. К середине 1980-х гг. более 90% госбюджета СССР формировалось за счет поступлений от предприятий народного хозяйства. Налоги с населения составляли всего 7—8% всех поступлений бюджета.

На данном этапе система налогообложения была заменена административными (неналоговыми) методами изъятия прибыли предприятий и централизованным перераспределением финансовых ресурсов, таким образом, подрывались экономические стимулы развития производства, а стимулирующая функция налогов постепенно атрофировалась вообще.

Перестройка, начавшаяся в середине 1980-х гг., объективно привела к возрождению отечественного налогообложения. Уже в конце 1980-х гг. были предприняты попытки повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 г. принимается Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Согласно этому закону устанавливаются общесоюзные налоги, такие, как: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт; налог на фонд оплаты труда колхозников; налог на прирост средств, направляемых на потребление; налог на доходы и др.


После развала союзного государства и оформления России как самостоятельного государства в августе 1991 г. была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В декабре 1991 были подготовлены и приняты: основополагающий налоговый Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и целый пакет законодательных актов — по налогу на добавленную стоимость, подоходном налоге, налогу на прибыль, акцизах и т.д.

Середину 1990-х гг. В.Г. Пансков характеризует как период неустойчивого налогообложения, когда «правила игры» в налоговой сфере менялись практически ежегодно, а то и несколько раз в течение года. [12, 296]

Требуется масштабное, подчиненное единой логике реформирование налоговой системы, что и было осуществлено с принятием Налогового кодекса (НК). В целом, несмотря на постоянно вносимые поправки в НК, можно утверждать, что основной этап реформирования налоговой системы России в настоящее время близок к завершению, в результате которого сформирована принципиально новая законодательная база, регламентированы все налоги и сборы, сформирована система налогового администрирования. Основная цель дальнейшего совершенствования налоговой системы, а именно прямого налогообложения, России должна заключаться в повышении эффективности ее функционирования.

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМЫХ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РФ

2.1. Прямые реальные налоги.

Земельный налог.

Налогоплательщиками налога являются организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками: организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: земельные участки, изъятые из оборота; земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.


Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату его постановки на кадастровый учет. Для отдельных категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного пользования. (в ред. от 28.11.2009). Физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. (в ред. от 28.11.2009). Налоговая база для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (в ред. от 28.11.2009).

Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды:1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (органы власти городов федерального значения) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка устанавливается законами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не может превышать:

  • 0,3% в отношении земельных участков:

отнесенных к землям с/x назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для с/x производства (в ред. от 28.11.2009);

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;