Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (бщая характеристика прямых налогов, взимаемых в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Перспективы развития начисления и уплаты прямых налогов.

К нaстоящему времени в Российской Федерaции в целом закончено формирование основ современной нaлоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные пaрaметрыGустройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма. [13,6]

Однако проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические процессы.

В тоже время проведение в среднесрочной перспективе активной социальной политики, повышение роли государства в стимулировании инвестиционного процесса и реализация национальных проектов потребуют в среднесрочной перспективе поддержания расходов федерального бюджета на достаточно высоком уровне.

Важнейшее значение имеют уже принятые и реализуемые меры в области налоговой политики, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2010 - 2020 годах.

В целом оправдал себя и не требует серьезных изменений налог на доходы физических лиц. Принятое решение о взимании данного налога по ставке в размере 13% в целом до сих пор соответствует современным экономическим условиям. Целесообразно в долгосрочной перспективе не изменять существенно действующий порядок налогообложения доходов физических лиц, сохранив единую ставку налога.

В среднесрочной перспективе предполагается введение налога на недвижимость. Налог на недвижимость заменит два налога - налог на имущество и налог на землю. При этом предлагается перейти к налогообложению на основе стоимости, приближенной к рыночной, резко уменьшив налоговые ставки.

Сейчас налог на имущество составляет не более 2,2 процента от среднегодовой стоимости имущества. Налог на землю зависит от стоимости участков. Конкретные ставки земельного и имущественного налогов устанавливаются муниципальными властями. [9,22]


На перспективу предполагается введение ряда новых мер, способствующих снижению налогового бремени, в том числе по причине падения цен на нефть и замедления темпов роста ее добычи и экспорта.

Одной из главных задач и важнейшим условием проводимой в настоящее время налоговой реформы, является обеспечение ускоренного роста экономического потенциала страны.

В этой связи, налоговая политика государства должна быть направлена, в первую очередь, на обеспечение стабильности налоговой системы, повышение ее прозрачности и справедливости.

В Проекте документа «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», разработанном Минфином России, содержится ряд предполагаемых изменений в налоговом законодательстве, которые не нашли отражения в Федеральном законе № 401-ФЗ от 30 ноября 2016 года и в настоящий момент находятся в стадии разработки. Одним из ключевых моментов является обеспечение перехода с 2018 года к автоматическому обмену налоговой информацией. 6 сентября 2016 года был опубликован доработанный проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую НК РФ (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)», разработанный в целях обеспечения выполнения РФ условий Многостороннего соглашения компетентных органов по обмену страновыми отчетами и Многостороннего соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией (CRS) в налоговых целях и направленный на повышение эффективности применения положений НК РФ в части налогового контроля за ценами в трансграничных сделках. Во-первых, законопроект направлен на создание в российском законодательстве правового поля, предоставляющего российским финансовым институтам возможность выполнения CRS и регулирующего особенности применения Стандарта в России:

  • определяет перечень финансовых институтов, подпадающих под его требования;
  • определяет понятие «финансовой» информации, которая будет подлежать направлению в ФНС;
  • определяет роль и функции ФНС в процессе обмена информацией;
  • определяет перечень лиц, в отношении которых будет осуществляться обмен информацией;
  • устанавливает ответственность за несоблюдение требований;
  • устанавливает права и обязанности финансовых институтов и их клиентов.

Во-вторых, законопроект содержит положения о предоставлении отчетности по международным группам компаний, описывает основные требования в отношении состава документации, которую налогоплательщик — участник международной группы компаний обязан представлять в федеральный орган исполнительной власти.


Заявленные основные направления бюджетной и налоговой политики предполагают меры по внесению изменений в законодательство по налогам и сборам, способствующие дальнейшему снижению налоговой нагрузки, что должно стимулировать инвестиционную активность и обеспечить необходимые темпы экономического роста. Практически все внесенные в Налоговый кодекс РФ поправки улучшают положение налогоплательщиков, а, следовательно, являются факторами, влияющими на снижение налоговой базы. [11]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Нaлoги являютcя ocнoвным дoхoдным иcтoчникoм гocyдapcтвa, oбecпeчивaя финaнcиpoвaниe eгo дeятeльнocти. При этом оcoбый интepec пpeдcтaвляeт гpyппa пpямых нaлoгoв. Пpямыe нaлoги в нacтoящee вpeмя имeют бoльшoe знaчeниe для фopмиpoвaния дoхoднoй чacти бюджeтoв вceх ypoвнeй.

Доминирование прямых или косвенных налогов отражает и общую политическую ориентацию государства. Считается что, чем выше уровень демократичности государства, тем значительнее роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Уменьшение же объема прямого налогообложения происходит вследствие снижения общего уровня благосостояния населения.

До недавнего времени в Poccии преобладало иcпoльзoвaние кocвeннoгo нaлoгooблoжeния. Oднaкo, в настоящее время наблюдается тенденция роста величины прямых налогов в бюджете, что определяет актуальность исследования вoпpocoв пpямoгo нaлoгooблoжeния c тoчки зpeния тeopии и пpaктики, вoздeйcтвия нa эффeктивнocть paбoты экoнoмичecких cyбъeктoв и aккyмyляции cpeдcтв в гocyдapcтвeнный бюджeт.

Налоговые поступления играют решающую роль в формировании доходной базы, как консолидированного бюджета Российской Федерации, так и бюджетов всех уровней. Так в 2016 году более чем на 9% выросли налоговые поступления в консолидированные бюджеты субъектов и составили почти 7,6 трлн рублей.

В структуре консолидированного бюджета Российской Федерации доля поступлений в региональные бюджеты составила 52%. Основными налогами, формирующими доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, являются НДФЛ, налог на прибыль, акцизы и имущественные налоги.

Так, в 2016 году:

  • НДФЛ поступило более 3 трлн рублей с ростом на 7,5%;
  • налога на прибыль организаций – 2,3 трлн рублей (+8,1%);
  • имущественных налогов – 1,1 трлн рублей (+4,5%);
  • акцизов - 661,7 млрд рублей (+36%).

Самым важным для региональных бюджетов является налог на доходы физических лиц. В 2016 году его доля составила 40%. Рост поступлений налога на 7,5% соответствует росту номинальной заработной платы (+7,7% за 2016 год). Это свидетельствует о качественном администрировании платежей с фонда оплаты труда. Другой важный налог, формирующий бюджет субъекта Российской Федерации, - это налог на прибыль, доля которого в рассматриваемом периоде составила 30%. В ряде регионов, особенно там, где экономика имеет сырьевую направленность, доля налога на прибыль значительно выше. Рост поступлений обусловлен не только положительной динамикой финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, но и повышением эффективности налогового администрирования.


Список использованной литературы:

  1. Налоговый кодекс РФ: Части первая и вторая. - Н.: Издательство «Норматика», 20107. - 912 с.
  2. 3-е изд., перераб. и доп. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации Часть 1/ под ред. А.В. Касьянова, Л. В. Чистяковой. – М. : ИД «ГроссМедиа» : РОСБУХ, 2014. – 2422 с.
  3. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность) – М.: БЕК, 1996. – 480 с.
  4. Барулин С.В. Теория и история налогообложения: Учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2006. – 420 с.
  5. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 541 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
  6. Налоги и налогообложение / Под ред. Б.Х.Алиева. – М.: Финансы и статистика, – 2005. – 364 с.
  7. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие/ Под ред. Б. А Романова, М.: «Дашков и К°», 2016. – 560 с.
  8. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х. Алиева. - М.: Финансы и статистика, 2008.- 416 с.
  9. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Б.Х. Алиева. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008.- 448 с.
  10. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Д.Г. Черника.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014.- 430 с.
  11. Орлова Е. В. Новшества законодательства в 2017 году // Налоговый вестник. - 2017.- №1- С. 22
  12. Пансков В.Г. «Налоговая система РФ»: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009.- 464 с.
  13. Смирнов Е.Е. Налоги в России: проблемы, которые требуют решения // Аудитор.-2010.-№10.- С. 3-9.
  14. Теория налогов: Учебник / Н.Е. Заяц. М.: БГЭУ, 2002.- 220 с.
  15. Тишина Е. Налоговое администрирование: итоги и перспективы // Российский налоговый курьер.-2008.-№7.- С. 8-9.
  16. Три века. Россия от смуты до нашего времени: Исторический сборник / Под ред. В.В. Каллаша. – М.: Изд-во И.Д. Сытина, – 2013. – 410 с.
  17. Электронная Интернет энциклопедия. Режим доступа: ru.wikipedia.org
  18. Сайт ФНС РФ. Режим доступа: www.nalog.ru
  19. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: www.gks.ru

Приложение 1

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет за январь – июль 2016 – 2017 гг.

Приложение 2

Налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 год.

Вид налога

Поступления за 2016 год, млрд.руб.

Доля от общего количества налоговых поступлений, %

Доходы всего:

2 818,5

-

налог на прибыль организаций

2 770,3

9,8

налог на доходы физических лиц

3018,5

10,7

налог на добавленную стоимость

2 657,7

9,4

акцизы

1 293,9

4,6

налог на совокупный доход

388,5

1,4

налог на имущество

1 117,1

4,0

налог за пользование природными ресурсами

2 606,0

9,2

налоги, сборы и регулярные платежи

2 951,8

10,5