Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (бщая характеристика прямых налогов, взимаемых в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

организациями, имеющими обособленные подразделения

резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области.

Отчётность по налогу.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации.

По итогам отчетного периода не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода представляются налоговые декларации упрощенной формы. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28-го числа следующего месяца. Налоговые декларации по итогам года представляются не позднее 28 марта следующего года.

Налог на наследование или дарение.

Налогоплательщики.

Налогоплательщиками налога на наследования и дарения (далее в настоящей главе — налога) признаются физические лица, получающие от других физических лиц в собственность в порядке наследования или дарения имущество, предусмотренное частью первой статьи 587 настоящего Кодекса.

Физическое лицо признается налогоплательщиком по каждому факту получения имущества в собственность в порядке наследования или дарения.

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения признается каждое получение физическим лицом в порядке наследования (по закону или по завещанию) либо по договору дарения от другого физического лица, если иное не установлено настоящей статьей, имущества

Налоговая база.

Налоговая база определяется как стоимость имущества, полученного в порядке наследования или дарения.

Налоговые вычеты.

Налоговая база при получении имущества в собственность в порядке наследования уменьшается на сумму в размере 100 тыс. рублей. Налоговая база при получении имущества в собственность в порядке дарения уменьшается на сумму в размере 10 тыс. рублей.

Налоговые ставки.

Налоговые ставки (в процентах) устанавливаются в решении о налоге, принимаемом представительным органом местного самоуправления.

Налоговые ставки устанавливаются дифференцировано в зависимости от степени родства между налогоплательщиком и наследодателем или дарителем.

Не допускается устанавливать налоговые ставки при наследовании выше:

10 процентов — для детей, супругов, родителей;

20 процентов — для дедушек, бабушек, братьев, сестер и внуков, а также других наследников по завещанию;


30 процентов — для других наследников.

4.Не допускается устанавливать налоговые ставки при дарении выше:

1) 10 процентов — для детей или родителей дарителя;

2) 30 процентов — для других налогоплательщиков.

5. Допускается установление прогрессивных налоговых ставок.

Порядок уплаты, исчисления и сроки уплаты.

Сумма налога исчисляется исходя из соответствующей налоговой базы, налоговых вычетов и налоговых ставок.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании соответствующих документов, получаемых от уполномоченных совершать нотариальные действия учреждений или должностных лиц. При этом документ, на основании которого производятся налоговые вычеты представляется налогоплательщиком в налоговые органы самостоятельно.

Уплата налога при получении налогоплательщиком имущества в порядке наследования производится не позднее одного месяца со дня выдачи уполномоченным совершать нотариальные действия учреждением или должностным лицом свидетельства о праве на наследство, а при получении имущества в порядке дарения — не позднее одного месяца со дня оформления нотариусом, уполномоченным совершать нотариальные действия учреждением или должностным лицом договора дарения наличными денежными средствами в учреждениях банка (их филиала), а также путем перечисления сумм налога со счета плательщика через банки (их филиалы). Уплата налога физическими лицами, не имеющими постоянного места жительства в Российской Федерации производится до получения ими договора дарения или свидетельств о праве на наследство, выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается;

Уполномоченные совершать нотариальные действия учреждение или должностное лицо, а также нотариус, осуществляющий частную практику, обязаны представить не позднее трех дней со дня выдачи налогоплательщику свидетельства о праве на наследство или оформления договора дарения в местный налоговый орган по месту налогообложения на территории местного самоуправления информацию о налогоплательщике, налоговой базе, определяемых при оформлении свидетельства о праве на наследство или договора дарения.

Информация о налогоплательщике представляется в соответствии с типовой формой, утверждаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации.


ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ

3.1. Совершенствование и контроль своевременной уплаты прямых налогов.

В настоящее время проблема налогообложения в России переросла в крупнейшую не только экономическую, но и социально - политическую проблему. Необходимость ее разрешения представляет собой один из главных стимулов перехода к устойчивому и качественному экономическому росту. [8,36]

Для мобилизации налоговых поступлений необходимо, прежде всего, повышение заинтересованности граждан России в полной и своевременной уплате налогов. Одно из направлений - доведение налоговыми и финансовыми органами в доступной форме до налогоплательщиков информации о суммах поступлений и израсходованных налогов и направлениях их использования, анализ проблем, возникающих при финансировании социальной и иных бюджетных сфер, имеющихся резервов увеличения поступлений. Весьма важным представляется также введение в образовательные программы не только в высших учебных заведениях, но и в школах, предметов, раскрывающих вопросы формирования и расходования средств бюджетной системы и разъяснительной обязанности каждого члена общества по уплате налогов.

Для создания регулируемого налогового механизма недостаточно рассмотрения общих перспектив реформирования системы налогообложения в России, следует уделить внимание отдельным налогам или их группам, имеющим большое значение для российской действительности.

Наибольшие трудности, в части пополнения бюджетов, связаны с уплатой налога на имущество физических лиц и земельного налога, уплачиваемого физическими лицами. Невысокий уровень собираемости земельного налога, уплачиваемого физическими лицами, и налога на имущество физических лиц складывается ввиду некоторых проблем.

Обязанность по исчислению суммы налога на имущество физических лиц и земельного налога, уплачиваемого физическими лицами, возложена на налоговый орган. Нормами статьи 52 НК РФ закреплено, что налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, которое может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. [8,69]


Kроме того, налоговые органы сталкиваются с финансовыми проблемами при отправке налоговых уведомлений по почте заказным письмом, а также с их возвратом вследствие отсутствия адресата в связи с недостоверными данными о налогоплательщике, имеющимися у налоговых органов.

Информация в базе данных инспекции может быть устаревшей и не полной, не всегда поступать своевременно, из-за чего налоговые органы часто не имеют возможность определить налоговую базу соответствующего налога, подлежащего уплате физическим лицом, и самого налогоплательщика.

В результате налоговые органы нередко направляют налоговые уведомления и требования об уплате налога налогоплательщикам - физическим лицам по иному адресу, с неправильно указанной фамилией, именем, отчеством и иными неверными сведениями о налогоплательщике, либо с указанием ошибочной суммы налога. В некоторых случаях, из-за отсутствия сведений, необходимых для исчисления налогов, налоговые органы не имеют возможности исчислить налог на имущество физических лиц или земельный налог, уплачиваемый физическими лицами.[14,25]

Наряду с этим, на практике налоговые органы сталкиваются еще с одной проблемой. Так, часть налогоплательщиков - физических лиц, даже получая в срок налоговые уведомления, не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по уплате соответствующих налогов.

В таких случаях, в соответствии со статьей 45 НК РФ налоговым органом направляются налогоплательщику требования об уплате налога.

Но при отправке требований об уплате налога налоговые органы снова сталкиваются с рядом вышеперечисленных проблем (большой объем отправляемых требований об уплате налога и их возврат при отсутствии адресата, большие финансовые затраты).

Тем не менее, в целях повышения налоговой дисциплины, обеспечения своевременной наполняемости и повышения доходов бюджетов, налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, необходимо регулярно информировать о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Должна проводиться политика полного и разностороннего информирования налогоплательщиков обо всех технических достижениях, способных поднять на новый уровень взаимоотношения налогоплательщика и налогового инспектора. В настоящее время через Интернет представляют отчетность примерно 13% налогоплательщиков. И число тех, кто подключается к этой системе сдачи отчетности, постоянно растет. [11,22]


В свою очередь уровень налоговой культуры населения диктует уровень взаимоотношений с государством. В европейских странах предусмотрено обучение, основам налогообложения, начиная с детского сада. Для взрослых налогоплательщиков рассылаются бесплатные инструкции, методические пособия с разъяснениями по заполнению деклараций по уплате налогов. В налоговых службах действуют информационные отделы по работе с налогоплательщиками и телефоны-автоматы, которые дают ответы налогоплательщикам на интересующие их вопросы или предупреждают об истечении срока уплаты или о недоплате сумм налога.

Управление ФНС России всячески способствует повышению налоговой культуры налогоплательщиков. С 2009 г. управление ведет пропагандистскую кампанию, направленную на поощрение налоговых платежей и повышение социальной ответственности бизнес-сообщества в целом и отдельных граждан в частности. [15,9]

Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах должны быть официально опубликованы в средствах массовой информации.

Кроме того, органы местного самоуправления городских и сельских поселений должны регулярно доводить до налогоплательщиков нормативные правовые акты о местных налогах, а также разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения налогового законодательства в пределах своей компетенции (в том числе путем дачи объявлений, проведения собрания и других мер).

Также в целях повышения собираемости налогов необходимо создание единой информационной системы, включающей в себя систему учета налогоплательщиков и объединяющей информацию о налоговых платежах, об открытии банковских счетов налогоплательщиками, сведения о банковских операциях, необходимых для контроля за полнотой и правильностью уплаты налогов, а также сведения по операциям о снятии денежных средств со счетов.

Считаю, что решать проблему наполняемости бюджетов необходимо путем оперативного сотрудничества налоговых органов и органов местного самоуправления, при их обоюдном взаимодействии с органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с органами технической инвентаризации.