Файл: Правовая характеристика юридического лица как субъекта предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В соответствии со ст.34 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности[1].

Экономическое развитие России в последние годы значительно продвинулось вперёд по пути формирования полисубъективной структуры отношений собственности. В результате осуществления в последние годы широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в России произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности.

Рыночная экономика сформировалась на основе индивидуальной собственности и немыслима без неё. Однако со временем эта форма собственности претерпела существенные изменения.

Нынешнюю ситуацию характеризуют:

-преодоление монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства;

-многообразие форм собственности;

-утверждение новых форм организации экономической деятельности (акционерные общества, товарищества, благотворительные и иные общественные фонды и т.д.);

Сложившаяся на экономическом рынке ситуация потребовала радикальных изменений в правовой основе экономической деятельности. Гражданский кодекс Российской Федерации – важнейший этап проходящей в России правовой реформы. Он определил принципиальные основы экономических, юридических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни, возникшие в последние годы. В новом Кодексе, в частности жестко регламентированы организационно - правовые формы. Данное обстоятельство очень важно, ибо позволяет вести коммерческую деятельность более гибко и динамично.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет юридическое лицо как организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо обладает рядом признаков: имеет или может иметь имущество, обособленное от имущества его участников; обладает самостоятельной волей; вправе совершать от своего имени сделки, т.е. участвовать в имущественном обороте; несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам; может быть истцом и ответчиком в суде и др.


Категория «субъекты предпринимательской деятельности» появилась в научном обороте сравнительно недавно. Своим рождением она во многом обязана Закону РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в преамбуле которого было записано: «Положения настоящего Закона действуют на всей территории РСФСР по отношению ко всем субъектам предпринимательской деятельности и предприятиям, независимо от формы собственности и сферы деятельности».

Понятие предпринимательской деятельности закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации, согласно которому «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»[2]. Опираясь на указанную статью ГК РФ, можно назвать ряд признаков, позволяющих выделить предпринимательство из хозяйственной деятельности в целом. Этими признаками являются: самостоятельная деятельность; получение прибыли как цель деятельности; систематический характер получения прибыли; хозяйственный риск; необходимость государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Данная работа посвящена изучению понятия и признаков юридического лица, соотношению понятий юридического лица и субъектов предпринимательского права, классификации субъектов предпринимательского права, особенностям статуса государства, муниципальных образований.

Цель работы – исследование юридических лиц как субъектов предпринимательского права.

Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие юридического лица;

- исследовать понятие юридического лица, как субъекта предпринимательского права;

- определить действия органов юридического лица по приобретению и осуществлению его прав;

- исследовать сущность юридических лиц;

- провести анализ судебной практики по спорным вопросам, возникающим в деятельности юридических лиц.


Глава I. Правовая характеристика юридического лица как субъекта предпринимательского права

1.1. Понятие юридического лица

В Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. ст. 8 и 34 Конституции РФ[3]). Более того, право на занятие экономической деятельностью не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (п. 3 ст. 56 Конституции РФ).

Представляется, что гражданским и иным законодательством прежде всего регулируется экономическая деятельность граждан и юридических лиц, а не отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, а также имущественные и личные неимущественные отношения. Такой подход в теории гражданского права исходит из того, что правоотношение является исходным началом правового регулирования экономической деятельности, а не конституционные и отраслевые права и обязанности ее участников. Несмотря на то, что глава 2 ГК РФ[4] называется «Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав», во всех учебниках гражданского права имеется глава о гражданских правоотношениях, где права и обязанности участников экономической деятельности рассматриваются как элемент правоотношения. При таком подходе теряется деятельностный характер прав и обязанностей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Статьями 8 - 14 ГК РФ регулируется движение гражданских прав и обязанностей субъектов экономической деятельности, которые происходят не только в рамках обязательственных правоотношений, но и в рамках принадлежащего лицу субъективного права, например права собственности. Нельзя последнее рассматривать только в рамках правоотношения, собственник нередко совершает действия с вещью, не вступая в отношения с другими лицами, т.е. не обязательно праву лица должна соответствовать обязанность другого. Односторонняя сделка не является правоотношением, к ней соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки. По этим соображениям сделка не может рассматриваться как общее понятие по отношению к договору. Положением п. 1 ст. 307.1 ГК РФ сделан серьезный шаг к разграничению обязательства и договора и тем самым повышению свободы договора как основного начала гражданского законодательства, когда предусмотрено, что к договорным обязательствам применяются прежде всего правила об отдельных договорах.


Деятельностный подход в правовом регулировании отчетливо проявляется в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»[5]. В нем юридические лица и индивидуальные предприниматели называются субъектами деятельности в сфере промышленности на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а отрасль промышленности как совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности в рамках одного или нескольких видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Следует отметить, что правовое регулирование промышленной политики основывается на Конституции РФ, федеральных конституционных законах и осуществляется в соответствии с упомянутым Законом, другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ним, федеральными законами, регулирующими отношения в сфере промышленной политики в отдельных отраслях экономики, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

В анализируемом Законе, кроме отрасли промышленности, сформированы такие организационно-правовые структуры в экономике, как промышленная инфраструктура, инфраструктура поддержки деятельности в сфере промышленности, государственная информационная система промышленности, индустриальный (промышленный) парк, промышленный кластер, инжиниринговый центр, интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса. Отмечу, что последняя характеризуется как объединение ведущих совместную деятельность юридических лиц, которое не является юридическим лицом. В этой структуре одно юридическое лицо, головная организация, имеет возможность определять решения, принимаемые остальными юридическими лицами. Данная интегрированная структура не может быть охарактеризована как хозяйственная система, поскольку она построена не на административном подчинении центру хозяйственной системы - промышленному объединению, а на необходимости обеспечить министерству повышенную эффективность управления деятельностью организаций оборонно-промышленного комплекса, в частности за счет установления субсидиарной ответственности головной организации за невыполнение или ненадлежащие выполнение государственного оборонного заказа организациями, входящими в состав интегрированной системы.[6] Перечень указанных выше организационно-правовых структур в сфере промышленности, а также выделение в качестве самостоятельной организационно-правовой формы общественных движений Федеральным законом от 23 мая 2015 г. № 133-ФЗ[7] показал ошибочность установления закрытого перечня некоммерческих организаций, а также отсутствие четкого различия между организационно-правовой формой юридического лица, его типом и видом.


Следует также отметить, что государственные фонды развития промышленности могут создаваться в организационно-правовой форме фонда или автономного учреждения. При этом полномочия высшего органа управления, наблюдательного совета, определяется путем расширения его компетенции дополнением ст. 11 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»[8]. Эти же полномочия имеет и государственный фонд развития промышленности в организационно-правовой форме фонда.

Существенные изменения, внесенные в главу 4 ГК РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ[9], основываются на расширении предмета гражданско-правового регулирования. Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ[10] в отношения, регулируемые гражданским законодательством, были включены отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения). Этим же Законом предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из решений собраний в случаях, предусмотренных законом (пп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ). Включение в отношения, регулируемые гражданским законодательством, наряду с определением правового положения участников гражданского оборота, регулированием договорных и иных обязательств, корпоративных отношений, коренным образом меняет характеристику юридического лица, по крайней мере, в отношении корпоративных организаций (корпораций). Окончательное определение корпоративных отношений как самостоятельного вида отношений в рамках гражданского законодательства содержится в пп. 1 п. 3 ст. 307.1 ГК РФ. Поскольку иное не установлено ГК РФ, иными законами или не вытекает из существа корпоративных отношений, общие положения об обязательствах применяются к требованиям, вытекающим из корпоративных отношений (гл. 4 ГК РФ). Общие положения об обязательствах можно применять к корпоративному договору (ст. 67.2 ГК РФ), но они не применимы к управлению в корпорации (ст. 65.3 ГК РФ). Позиция В.Ф. Попондопуло, который критически оценивает выделение в ст. 2 ГК РФ корпоративных отношений, считая, что «в результате такого новшества потеряна целостность научного осмысления конструкции юридического лица как таковой, поскольку в число юридических лиц входят не только корпоративные, но и унитарные организации»[11], не основывается на действующем законодательстве.