Файл: Проблема развития социальной группы (Сущность понятия малых и больших групп и их развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самое главное с точки зрения социологического подхода, - отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много.

Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного.

Из второй и главы можно сделать вывод что, чаще всего малые группы в своей по­стоянной деятельности не ориентируются на конечную групповую цель, в этой группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение. В этой группы представляют интерес как элементар­ные частицы социальной структуры, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимо­отношений.

Когда человек выполняя различные социальные функции, он является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Для личности это имеет два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой - сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та "равнодействующая" этих групповых влияний, которая и определит содержание сознания личности.

Больших групп характерны по таким общим признакам как  традиции, обычаи, нравы, язык. В характеристику большой группы как образ жизни, включат особую систему потребностей, интересов, ценностей, социальных стереотипов, а также специфических форм общения, быта. Большие групп рационализирована в такой степени, что потеря цели чаще всего приводит к их распаду.

В социально-психологическом анализе группы проявляется и рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют каждому ее члену идентифицировать себя с группой.

Каждая группа значима для личности, прежде всего в том, что группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений.


Третья часть курсовой заключалась в эмпирической проверке выдвинутых гипотез.

  1. Существует взаимосвязь между высоким уровнем развития группы и решением сложных задач;
  2. Группы со средним уровнем ролевой дифференциации эффективнее решают простые задачи;

Полученные результаты способствуют решению важной задачи по повышению групповой эффективности малых групп в различных организациях.

Список использованных источников

  1. Гавреева Г.С. Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности малой группы. М.: ГУУ, 2008.
  2. Галасюк И. Н. Психологические аспекты создания команды в организации. Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. №4. 2009.
  3. Галкина Т.П. Социология управления: от группе к команде. М.: Финансы и статистика. 2003.
  4. Гарифулин Р.Р. Психология креативности и исскусства. М. 2004.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология мышления. М.: АСТ. 2008.
  6. Грановская P.M., Крижанская К.С. Творчество и преодоле­ние стереотипов.— СПб., 1994.
  7. Гриценко В.В. Социально-психологический практикум. Балашов: Николаев. 2004.
  8. Десев Л. Психология малых групп. М.: Прогресс. 1997.
  9. Донцов А.И. Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл. 1997.
  10. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность. Психологический журнал, 1994, №4.
  11. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический проект. 2003.
  12. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований. Психологический журнал. Том 32. №1. 2011.
  13. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер. 2009.
  14. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. М: ЮНИТИ-ДАНА. 2003 г.
  15. Клецина И.С. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер. 2008.
  16. Козлов В.В. Психология творчества. М.: Гала. – 2009 г.
  17. Козырева А.Ю. Психология и педагогика творчества. М.: Просвещение. 1993
  18. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой. М.: Аспект Пресс. 2001
  19. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Издательство политической литературы. 1976.
  20. Марковская И.М. Социальная психология. Челябинск: ЮУрГУ. 2000.
  21. Матейко А. Условия творческого труда. М.: Мир. 1970.
  22. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. №6. 1985.
  23. Мошенко А.В. Социальная психология. М.: РАН. 1998.
  24. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер. 2005.
  25. Немов Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. М.: Знание. 1982.
  26. Обуховский К.А. Психология влечений человека. М.: Прогресс. 1991.
  27. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер. 2001.
  28. Пелевина И.М. Детерминанты эффективного командного взаимодействия в организации. Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. №4. 2009.
  29. Петровский А. В. Коллектив / Общая психология. – М.: Академия, 1986.
  30. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.:Прогресс. 1986.
  31. Пономарев В.Я. Исследование проблем психологии творчества М.: Наука, 1983.
  32. Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надежности малых групп в различных условиях. Автореф. дис. … докт. психол. наук. Курск. 2008.
  33. Сидоренков А.В. Малые группы и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория. Ростов н/Д: ЮФУ. 2010.
  34. Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности. М.: РГБ. 2002.
  35. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. Ростов н/Д: Феникс. 2006.
  36. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука. 1975.
  37. Фоломеева Т.В. Социальная психология. Практикум. М.: Аспект пресс. 2006.
  38. Фролов Б.А. Коллектив и мотивация творчества. М.: Наука. 1997.
  39. Хасина П.Л. Ролевой состав команды и динамика ее эффективности. Автореф. дисс. … канд. пс.н. Москва. 2011.
  40. Цхай И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва. 2000.
  41. Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества. М.: Наука. 1971.