Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Противодействие недобросовестной конкуренции).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты понятия конкуренции
1.1 Место конкуренции в рыночном механизме
Глава 2. Виды конкуренции: добросовестная и недобросовестная конкуренция
2.1 Добросовестная конкуренция
2.2 Недобросовестная конкуренция
Глава 3. Противодействие недобросовестной конкуренции
3.1 Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией, осуществляемые предприятиями
4. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, проводит анализ состояния товарных рынков;
5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;
6. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;
7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
8. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;
9. организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
10. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
11. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
12. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации [3].
Федеральная антимонопольная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
2. заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
6. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
7. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
8. издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции Службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных законодательством о конкуренции на товарных рынках, о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях и о рекламе;
9. учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.
Федеральная антимонопольная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации [3].
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.
При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Служба не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
3.3 Значение конкуренции в национальной экономике
Для заключения проведенного анализа следует подробнее остановиться на значении конкуренции в национальной экономике.
Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Такая ситуация создается посредством свободы выбора, а именно когда покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из определенного количества продавцов необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора можно определить, как возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую[15].
Во-вторых, посредством конкуренции создается главное ее предназначение - выполнение ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является ключевым элементом жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок, в качестве саморегулирующейся системы действенен только при наличии конкуренции [18].
В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Абсолютно не все предприятия проходят эту проверку, а значит посредством конкуренции происходит постепенное отсеивание неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.
В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда [15].
Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки [11].
Таким образом, можно сказать, что прекращение недобросовестной конкуренции входит в круг задач обеспечения безопасности предприятия в целом. Для её решения применяетсяспециальный комплекс мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера. Главным документом в Российской Федерации, который предназначен для защиты от недобросовестной конкуренции является федеральный закон №135-ФЗ от 26 июля 2006 года “О защите конкуренции” статьёй 14 “Запрет на недобросовестную конкуренцию”.Исполнительным органомгосударственной власти, занимающейся вопросами недобросовестнойконкуренции, является Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) учреждённая указом президента России №314 от 9 марта 2004г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкуренция – это борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Также ее можно определить, как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Конкуренции присущи следующие четыре функции: регулирования, мотивации, распределения, контроля.
Выделяют такие виды конкуренции в рыночной экономике, как добросовестная и недобросовестная конкуренция. Главным и основным отличием этих двух видов конкуренции являются методы, посредством которых субъекты хозяйствования действуют на рынке. К методам добросовестной конкуренции относят: повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д. Совсем противоположными являются методы недобросовестной конкуренции, к которым относят: демпинг, установление дискриминационных цен или контроля за деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности, экономический шпионаж, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, подделка продукции конкурентов, ложная информация и реклама, махинации с деловой отчетностью, нарушение качества, стандартов и условий поставки продукции, коррупция и др.
Прекращение недобросовестной конкуренции входит в круг задач обеспечения безопасности предприятия в целом. Для её решения применяетсяспециальный комплекс мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера. Главным документом в Российской Федерации, который предназначен для защиты от недобросовестной конкуренции является федеральный закон №135-ФЗ от 26 июля 2006 года “О защите конкуренции” статьёй 14 “Запрет на недобросовестную конкуренцию”.Исполнительным органомгосударственной власти, занимающейся вопросами недобросовестнойконкуренции, является Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) учреждённая указом президента России №314 от 9 марта 2004г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Афанасьев М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики// Вопросы экономики, – 2010 – №14 – с. 75-86
2. Бабанова К. Ориентиры конкурентоспособности ТНК// Экономист, – 2013 – №7 – с. 63-66
3. Бадмаев, Б. Г. Правовое содержание недобросовестной конкуренции / Б. Г. Бадмаев [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Россия. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. РФ. Москва, 2017.
4. Брюховецкий, Н. Н. Недобросовестная конкуренция: к сведению предпринимателя / Н. Н. Брюховецкий [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Россия. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. РФ. Москва, 2017.
5. Ваартс Э. Конкуренция как инструмент стимулирования рынка// Экономические стратегии, – 2016 – №9 – с. 108-113
6. Варламова, А. Н. Конкурентное право России / А. Н. Варламова. М.: Зерцало-М, 2011
7. Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист, – 2011 – №9 – с. 3-16
8. Гордеев В. Влияние интеграции на конкуренцию// Экономист, – 2009 – №4 – с. 54-57
9. Козырин, А. Н. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование / А. Н. Козырин, Р. А. Шепенко. М.: Спарк, 2011.
10. Кормнов Ю. О повышении конкурентоспособности экономики// Экономист, – 2014 – №9 – с. 13-20
11. Коршунова Г.В. Критерии анализа конкурентоспособности трансформируемой экономики// Финансы и кредит, – 2013 – №9 – с.58-67
12. Лукьянов С. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции/ С. Лукьянов, Н. Кисляк // Вопросы экономики, – 2011 – №8 – с. 101-110
13. Малиновский, А. А. Злоупотребление правом / А. А. Малиновский. М.: МЗ-Пресс, 2012.