Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Противодействие недобросовестной конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.

Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности. Именно в этом и заключается актуальность выбранной темы.

Целью работы является получение теоретических знаний о понятии конкуренции и ее месте в рыночной экономике, а также четкое представление различий добросовестной и недобросовестной конкуренции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить место конкуренции в рыночной экономике и проанализировать ее функции;

- выявить основные особенности добросовестной и недобросовестной конкуренции;

-рассмотреть методы борьбы с недобросовестной конкуренцией;

- ознакомиться с государственными законами и органами государственной власти, которые осуществляют борьбу с недобросовестной конкуренцией.

Предметом исследования в курсовой работе является понятий конкуренции, а объектом исследования является различие добросовестной и недобросовестной конкуренции.

В основе исследования лежит диалектический метод изучения кредитования физических лиц, взаимосвязи и взаимозависимости с другими видами банковской деятельности, экономической ситуацией в стране. В качестве инструментария применялись методы анализа научной и информационной базы, синтеза полученных данных в теоретические выводы и практические рекомендации.

Научной и методической основой курсовой работы послужили законодательные акты, а также работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам конкуренции в рыночной экономике.


Глава 1. Теоретические аспекты понятия конкуренции

1.1  Место конкуренции в рыночном механизме

Конкуренция – (от лат. – сталкиваться) – независимых экономических субъектов за экономические ресурсы. Это процесс взаимодействия, взаимосвязи и между выступающими на предприятиями в целях лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворяя разнообразные покупателей [1].

Сﺍуществуют и дﺍругие конкуﺍренции. Ф.Пеﺍрру опﺍределяет как “действие постоянной подﺍрыва господства и его пеﺍресмотра в таких пﺍравил игﺍры, обеспечивают твоﺍрчество и Человек всегда стﺍремится подоﺍроже, а кﺍупить сделать себе выгодﺍу. Но личность не одинока. и пﺍриходится нам сталкиваться с конкуﺍренцией. значение понятия «конкуﺍренция», заключается в том, что один состязается с дﺍругим, при пﺍродаже или чего-либо». А. Маﺍршалл, эти стﺍроки, под как пﺍредставляется, понимал рынка.

Можно выделить три к пﺍроблеме, котоﺍрая в тﺍрудах ученых на долгого времени.

Пеﺍрвый опﺍределяет конкуﺍренцию как на рынке. Такой хаﺍрактерен для отечественной

Втоﺍрой подход рассматривает как элемент рыночного котоﺍрый позволяет уﺍравновесить и пﺍредложение. Этот хаﺍрактерен для классической теории.

Тﺍретий подход опﺍределяет как кﺍритерий, по опﺍределяется тип отﺍраслевого Этот подход основывается на теоﺍрии моﺍрфологии рынка [5].

Суть первого подхода заключается в повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов. Конкуренция в этом подходе определяется как соперничество экономических субъектов. Приведем наиболее подходящие определения:

  1. состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
  2. состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
  3. состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
  4. это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
  5. соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
  6. соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей [11];

В литературе советского периода можно проследить отрицательное отношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. В условиях капиталистического способа производства происходит наибольший расцвет конкуренции. Цель, которую преследует конкуренция–это борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».

В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей».

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. Адам Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников [9].

Конкуренция выступает в качестве «невидимой руки», которая обеспечивает взаимодействие спроса и предложения, посредством чего происходит уравновешивание рыночных цен. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. «Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования».

Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.


Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией [5].

Проанализировав понятие конкуренции и ее сущность, определим ее место в рыночной экономике.

1) Посредством конкуренции происходитустановление равновесной цены, уравнение спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов”( “Экономикс” ).

2) Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки.Следовательно, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно [10].

3) Конкуренция стимулирует НТП и повышение эффективности производства. Так как конкуренция уравнивает цены, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Таким образом, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства [12].


4) При противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

1.2 Функции конкуренции

Функция регулирования. Для того устоять в предприниматель должен изделия, которые потребитель (суверенитет

Отсюда и производства под цены направляются в те где в них наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для конкуренция означает шанс и риск

1) предприятия, которые лучшую по продукцию или ее с производственными затратами, вознаграждение в виде (позитивные санкции). Это технический прогресс;

2) предприятия, которые не на пожелания или нарушения конкуренции своими на рынке, наказание в виде или вытесняются с (негативные санкции) [3].

Функция распределения. не только стимулы к высокой продуктивности, но и распределять доход предприятий и хозяйств в с их вкладом. Это господствующему в борьбе принципу по результатам.

Функция контроля. ограничивает и экономическую силу предприятия. Политика в конкуренции призвана о том, конкуренция могла свои функции.

В каждой экономике существует того, что конкурентной борьбы уклониться от норм и связанных со конкуренцией, прибегая, к сговору о или имитации знаков [21].

Поэтому государство издавать нормативные которые регламентируют конкурентной борьбы и

1) качество конкуренции;

2) существование конкуренции;

3) цены и изделий должны быть в внимания конкуренции;

4) предлагаемая услуга быть соразмерной по цене и договорным условиям;

Проблема ограничения или даже конкуренции вызывает во многих Главная роль в ее отводится государству, сам как показывает и современный недостаточно дееспособный в конкуренции [13].

Таким образом, конкуренция – это борьба независимых субъектов за экономические ресурсы. Также ее определить, как экономический процесс взаимосвязи и между выступающими на предприятиями в обеспечения лучших сбыта своей удовлетворяя разнообразные покупателей.