Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (Особенности лицензирования услуг связи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вызывают определенные вопросы и нормы ст. 33 Федерального закона «О связи», регламентирующие срок предоставления лицензии субъекту. В соответствии с их содержанием лицензия может быть предоставлена на срок от трех до двадцати пяти лет. При определении срока уполномоченным органом должны учитываться следующие обстоятельства: срок, указанный в заявлении на получение лицензии (пожелания субъекта); содержание и характер предполагаемых к оказанию услуг; срок, указываемый Государственной комиссией по радиочастотам при определении радиочастот для оказания услуг радиосвязи; различные технические решения и технологические условия, сопутствующие оказанию услуг связи. Вместе с тем действующим законодательством совершенно не определен порядок учета указанных обстоятельств уполномоченным органом, в связи с чем вопрос определения сроков лицензирования приобретает «непрозрачный» характер. Представляется логичным уточнить указанный вопрос и четко определить основания для принятия решения по выдаче и срокам лицензий. Пункт 3 ст. 33 названного Закона определяет возможность продления срока лицензии. При этом такое продление возможно только по заявлению соискателя лицензии. Как правило, срок действия лицензии продлевается на тот же срок, на который она была первоначально выдана, либо на иной срок, не превышающий срока, указанного в п. 1 данной статьи. В связи с этим существенное значение приобретает вопрос о том, какой срок имеет в виду законодатель. С учетом того что все условия определения срока предоставления лицензии должны были быть учтены уполномоченным органом уже на первоначальном этапе ее выдачи, считаем целесообразным четко определить возможность предоставления повторной лицензии на максимальный временной предел— 25лет.

Относительно регламентации сроков предоставления документов для продления лицензии требования действующего законодательства представляются обоснованными. Так, лицензиат обязан подать такое заявление в пределах от двух до шести месяцев до окончания срока действия лицензии. При этом лицензиат обязан представить все те документы, которые им были представлены при первоначальной подаче заявления о выдаче лицензии. Полагаем, что указанные сроки являются оптимальными для осуществления проверки уполномоченным органом наличия у соискателя лицензии правовой возможности оказывать и далее услуги связи. Нормы статей 37—39 Федерального закона «О связи» определяют основания приостановки, возобновления и аннулирования лицензий.


Определенные законодателем основания для осуществления такого рода действий, на наш взгляд, обоснованны. Вместе с тем во избежание спорных ситуаций целесообразно определить обязанность контролирующего органа по уведомлению лицензиата о необходимости устранения допущенных нарушений в четко определенные сроки.

Заключение

Рассмотрев существующую в настоящее время разрешительную процедуру в сфере оказания услуг связи, а также правовые коллизии, со держащиеся в рамках действующего законодательства, регулирующего данный вопрос, представляется возможным сделать следующие выводы. В соответствии с действующим законодательством разрешительные процедуры в сфере связи осуществляются в рамках административно-правового института лицензирования. Вместе с тем правовое регулирование этой деятельности сопровождается наличием определенных проблем, затрудняющих ее эффективность. Представляется, что они могут быть разделены на две большие группы: первая из них вызвана концептуальными аспектами несовершенства реализации института лицензирования в целом, другая — отмеченными выше проблемами правового регулирования осуществления разрешительных процедур в сфере связи.

Первая группа проблем, на наш взгляд, обусловлена излишней бюрократизацией и непрозрачностью осуществления разрешительных процедур, которые, во-первых, формируют условия для развития коррупционных тенденций, а во-вторых, объективно препятствуют развитию рынка услуг связи.

Основой для преодоления указанных негативных тенденций может стать поэтапное включение в национальную правовую систему норм европейского права, в рамках которого разрешительные процедуры в сфере предоставления услуг связи были эффективно упорядочены еще в 1997 г., когда была принята Директива 97/13/ЕС Европейского парламента и Совета о структуре выдачи общих разрешений и индивидуальных лицензий в сфере телекоммуникационных услуг 1997 г. Полагаем, на первоначальном этапе целесообразна реализация следующих положений указанной Директивы: во-первых, закрепление и практическая реализация норм ст. 3, в соответствии с которыми условия предоставления разрешений на оказание услуг связи должны быть объектив‑ но обоснованы и являться недискриминационными, соразмерными и прозрачными. В связи с этим должна быть обеспечена публикация условий, прилагаемых к общим разрешениям, в целях предоставления удобного доступа к этой информации заинтересованным сторонам; во-вторых, при осуществлении контролирующей деятельности государственные органы в соответствии с требованиями п. 3 ст. 5 Директивы обязаны предоставить лицензиату реальную возможность высказать свою точку зрения относительно соблюдения условий лицензии и исправления нарушений в течение одного месяца с момента вмешательства государственных регулирующих органов.


Так, в случае если указанное предприятие исправляет нарушения, государственные регулирующие органы в течение двух месяцев с момента их первоначального вмешательства аннулируют или смягчают соответствующим образом свое решение и формулируют его мотивы. Другими словами, целесообразно обеспечить условия для конструктивного диалога с лицензиатом, предусмотрев при этом возможность существенного смягчения норм ответственности по отношению к добросовестному субъекту, устранившему допущенные нарушения в разумные сроки; в-третьих, согласно требованиям норм ст. 8—11 указанного документа необходимо исключить возможность выдачи лицензий на оказание услуг связи на особенных условиях в качестве общего правила, предусмотрев такой вариант лишь в порядке исключения; в-четвертых, в целях упрощения реализации бюрократических процедур, связанных с получением раз‑ решения на осуществление деятельности в сфере связи, целесообразно, руководствуясь нормами ст.19 Директивы, предусмотреть возможность выдачи временного разрешения на оказание услуги в сфере связи.

Список использованной литературы

  1. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ: в ред. от 27.07.2010. Документ опубликован не был. Доступ из справоч.-прав. системы «КонсультантПлюс».
  2. О связи [Электронный ресурс]: федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ: в ред. от 07.02.2011. Документ опубликован не был. Доступ из справоч.-прав. системы «КонсультантПлюс».
  3. Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87: ред. от 24.01.2008. Документ опубликован не был. Доступ из справоч.-прав. системы «КонсультантПлюс».
  4. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 05.06.2001 № АС 01-153 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справоч.-прав. системы «КонсультантПлюс».
  5. Административное право России. Ч.2 / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.П. Коренева. М., 1997. С.313. 14 См.:
  6. Алехин А.П., Кармолицкий А.Н., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1997. С. 472. 15 См.:
  7. Ершова И. В. Предпринимательское право. М., 2012. 58 с.
  8. Жилинский С. Э. Предпринимательское право: правовая основа предпринимательской деятельности. М., 2014. 129 с.
  9. Ионова Ж.А. Правовые проблемы государственной регистрации и лицензирования предпринимательства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С.169. 9 См.:
  10. Ионова Ж.А. Правовые проблемы государственной регистрации и лицензи- рования предпринимательства. С.80. 13
  11. Кайль, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (постатейный)/А.Н. Кайль, А.А. Рощин. -СПС КонсультантПлюс. -2009.
  12. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. М., 1997. С.301. 10 См.:
  13. О.Олейник. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятель- ности // Закон. 1994. Июнь. С.15. 12
  14. Олейник О. М. Порядок создания и ликвидации коммерческой организации. М., 2001. 60 с.
  15. Севастьянова, Ю. Почтальон или агент-/Ю. Севастьянова//ЭЖ-Юрист. -СПС КонсультантПлюс. -2013. -№ 40. -16 с.
  16. Спектор, Е.И. Правовые иллюзии и реалии Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»/Е.И. Спектор//Законодательство и экономика. -СПС КонсультантПлюс. -2011. -№ 7.