Файл: Страхование и его роль на финансовом рынке в современной России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2. Структура каналов продаж в 2016 году [23]

Банки активно продают как кредитные, так и некредитные страховые продукты. Рост объемов кредитования и активность банков в отношении продаж полисов страхования жизни, имущества, финансовых рисков положительно влияет на динамику премий. На долю кредитных организаций приходится 84% премий по договорам страхования жизни, 61,5% - страхования финансовых рисков, 53% - страхования от несчастных случаев, 32,6% - имущества физических лиц.

Ставки комиссионного вознаграждения в среднем по рынку по сравнению с прошлым годом выросли. Максимальное КВ выплачивается по страхованию ответственности за причинение вреда- 44,6% (это касается в основном страхования ответственности застройщиков) и страхованию жизни заемщиков (41,4%). Размер комиссии по страхованию жизни уменьшился с 26,5% до 19,1%.

Самым дешевым из массовых каналов продаж являются продажи через другие страховые организации. Так как таким образом продаются в основном полисы страхования жизни компаний, входящих в одну группу, и ОСАГО, КВ составляет менее 10%.

Банковский канал остается самым дорогим для страховщиков: при среднерыночном % комиссии около 21% банки получают ~27%. В 2016 году кредитные организации получили от страховщиков 77,4 млрд рублей против 52 млрд рублей в прошлом году. По страхованию от несчастных случаев вознаграждение банкам составляет около 44,2% (в среднем по рынку – 40%), по страхованию имущества граждан - ~43,8% (в среднем по рынку -36,2%) [23].

Востребованность этого канала у страховщиков достаточно высокая, что объясняется доступностью целевой аудитории, хорошей квалификацией персонала, низкой убыточностью по продаваемым через банки продуктам.

Агенты - физические лица сосредоточены в основном на автостраховании (60%), теряя позиции в страховании имущества граждан и страховании от несчастных случаев.

Страховой рынок стоит на пороге технологической революции. Объем интернет-продаж за 3 года вырос более чем в 3 раза, и если прибавка в 2015 году составила всего 363 млн рублей, то в 2016 – уже 2,3 млрд рублей. Активное развитие этот канал получил после введения е-полиса ОСАГО. Поскольку с 2017 года это обязательная опция, ожидается стремительный рост продаж электронных полисов.

Таблица 3 - Структура страховых премий по каналам продаж 2015-2016гг. [23]

Показатели

2015 год

2016 год

Премии, тыс. руб.

1023046982

1180631588

Премия, собранная без посредников (исключая Интернет)

32,1

29,41

Продажи через Интернет

0,3

0,47

Через другие СК

1,0

1,19

Страховые брокеры

2,6

2,58

Через кредитные организации

17,4

24,69

Автодилеры

6,3

4,73

Туроператоры

0,3

0,21

Почта

0

0,01

Медицинские организации

0

0,02

Лизинговые компании

0

0,85

Другие юридические лица

10,4

8,77

Физические лица (включая ИП)

29,5

27,07


В структуре каналов продаж можно отметить тенденцию увеличения доли продаж страховых продуктов через кредитные организации. Так, если по итогам 2015 года этот показатель составлял 17,4%, по итогам 2016 года этот показатель составил 24,7%.

Всего за рассматриваемый период страховщики заключили почти 167,8 млн договоров страхования, что на 17% больше, чем за 2015 год. Количество действовавших договоров страхования на 31 декабря 2016 года составило почти 116 млн штук.

Страховые выплаты в 2016 году составили 505,8 млрд рублей, что на 0,7% меньше, чем в 2015 году.

В 2016 году страховщикам было заявлено 21,5 млн страховых случаев, что на 4,2% меньше, чем в 2015 году. Количество урегулированных случаев составило 21,5 млн, что на 6,7% меньше, чем в предыдущем году. Количество отказов в страховой выплате составило 255,6 тыс., снизившись на 5,8% по сравнению с данными за 2015 год.

Уровень выплат, таким образом, в целом по рынку в рассматриваемом периоде сложился в размере 42,8%, тогда как годом ранее этот показатель составлял 49,7%.

Средняя стоимость одного страхового полиса в целом по РФ в 2016 году составила 7 тыс. рублей, снизившись на 1,4% по сравнению с данными за предыдущий год. Средняя выплата составила 23,5 тыс. рублей, увеличившись на 6,5% по сравнению с данными за предыдущий год.

Таким обра­зом, основная часть страховой премии тратится не на формирование страховых резервов, а на оплату услуг посредников. Такие схемы нельзя назвать незаконными, но экономический смысл страхования изменяется. Основной целью становится не получение страховой защиты, а бы­страя капитализация прибыли параллельной структурой.

Одной из причин такого перекоса является стремление к росту объема премий, а не к росту финансового результата. Для этого страховые компании соперничают за право работать с бан­ками, а те повышают комиссии.

Существующая система надзора за деятельностью страховых организаций не способствует вы­явлению финансово неустойчивых компаний. В настоящее время страховщики контролируются ФСФР, ФАС и РСА. Тем не менее повторяется ситуация «у семи нянек дитя без глаза» - ежегодно с невыполненными обязательствами уходят с рынка довольно крупные страховщики: в 2015 году - ОАО «Ростра», в 2015 году - ООО «Русские Страховые Традиции» и ООО «СК «Адмирал».

Еще одной проблемой 2016 года стало значительное сокращение запаса маржи платежеспособ­ности. Ранее невыполнение 30%-ного превышения фактического размера маржи платежеспо­собности над нормативным было достаточно редким, но в 2016 году в связи с увеличением ми­нимальных требований к уставному капиталу и соответственным увеличением НРМП, около трети страховщиков имеют минимальный запас маржи [23].


Поскольку структура, финансирование, операционные процессы, возможности оценки рисков ФСФР не позволяют минимизировать риски невыполнения обязательств страховщиками и другими участниками финансового рынка, было принято решение о создании нового органа надзора. К 2015 году будет создан мегарегулятор, который будет контролировать все секторы финансового рынка. Результатом этого станет ужесточение регулирования страхового рынка, ускорение введения необходимых законодательных актов, повышение оперативности надзор­ных действий. С точки зрения оценки рисков российскому страховому надзору трудно угнаться за западным (до 2015 года западные страховщики перейдут на систему Solvency II, а Россия пока не готова работать и по Solvency I). Но определенные шаги в этом направлении уже дела­ются: впервые страховщики должны будут предоставить отчетность по МСФО за 2016 год. Также ФСФР разрабатывает концепцию документа, ориентированного на европейский аналог «Плате­жеспособности II».

Концентрация рынка еще не достигла своего максимума и продолжает увеличиваться.

Рисунок 3 - Изменение концентрации страхового рынка [23]

Разрыв между крупными компаниями и остальными страховщиками усиливается: темп при­роста взносов у компаний из ТОП-20 значительно превышает среднерыночный уровень (35% и 21% соответственно). Крупные страховщики выстраивают надежные системы управления ри­сками, повышают прозрачность бизнеса, развивают системы внутреннего контроля. Для них характерен высокий уровень территориальной и видовой раскладки ущерба.

В итоге финансовые показатели первой десятки страховщиков свидетельствуют о большей эф­фективности по сравнению с другими компаниями. Уровень расходов на ведение дела, комби­нированного коэффициента убыточности у лидеров ниже, чем в среднем по рынку, а показате­ли прибыли и рентабельности – выше среднерыночных.

Наибольшая степень концентрации в 2016 году наблюдается на рынке страхования жизни (на ТОП-10 страховщиков приходится 86,12% премий), обязательного личного страхования (99,07%), страхования железнодорожного транспорта (91,74%), страхования финансовых и предпринима­тельских рисков (89,19% и 85,32%).

Наименее концентрированными сегментами страхового рынка в 2016 году продолжают оста­ваться личное страхование (на ТОП-10 страховщиков приходится 56,26% премий), а также стра­хование грузов (43,92%) и ответственности (59,59%).

Заметно усилились рыночные позиции компаний, связанных с банками. В 2016 году завер­шились сделки по покупке крупными банками страховых компаний (Сбербанк, Россельхозбанк), и эти страховщики придерживаются агрессивной стратегии. Активное развитие банкострахова-ния, особенно в секторе страхования жизни и страхования от несчастных случаев, в сочетании с очень высоким размером комиссионных и низкой убыточностью, позволяет повысить при­быльность всей группы компаний. При этом центр прибыли смещается в сторону банков.


3. Проблемы и перспективы развития страхового рынка РФ

Российский страховой рынок выдерживает серьезное испытание кризисом: темпы прироста взносов сокращаются (фактически рынок перешел к стагнации), убыточность растет, страховщики испытают колоссальное давление со стороны других сегментов финансового рынка (волатильность фондового рынка, колебания курсов валют, отзывы лицензий и резкое торможение на банковском рынке). Добавляют неопределенности сложная экономическая ситуация (падение доходов населения, нестабильная динамика реального сектора) и санкционный режим (влияющий как напрямую на отдельные компании, так и в целом на конъюнктуру перестрахования и взаимодействия с внешними рынками). Очевидно, что национальная экономика и ее страховой сектор не могут развиваться с разным вектором. Качество развития страхования, спрос, уровень мошенничества сильно зависят от состояния экономики.

В то же время сами страховщики обладают серьезными внутренними ресурсами для улучшения отраслевой динамики и ищут новые источники развития: реально повышают качество урегулирования убытков, снижают издержки, активно продвигают новые продукты — в страховании жизни, развивают продажи некредитных страховых продуктов через банки, активно инвестируют в технологическую составляющую (базы данных и страховых историй, телематику и автоматизацию обработки информации о клиентах, убытках и т.д.).

Кроме того, постепенно страхование становится и значимым инвестиционным ресурсом для экономики и реального сектора (растет объем инвестированных средств, как через банковские вложения, так и другие инвестиции – ценные бумаги, недвижимость и т.д., причем снижается доля некачественных и «фиктивных» инвестиций). Немаловажный фактор повышения инвестиционного потенциала рынка – рост доли страхования жизни и существенное увеличение абсолютных объемов сборов и резервов по страхованию жизни (причем некредитному), что обеспечивает возможность долгосрочных вложений. Дальнейший рост этого сегмента, как видно по опыту множества стран, «выращивает» одного из ключевых институциональных инвесторов.

Подробно анализируя перспективы развития страхового рынка России, можно выявить целый ряд негативно воздействующих на отрасль факторов. Они могут носить внутренний характер (не самый высокий финансовый потенциал, недостаточность квалифицированных кадров и т.д.) или являться побочным «продуктом жизнедеятельности» отечественной экономики [13, с.53].


Ведь именно с помощью создания эффективной системы страхо­вой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц происходит формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды. Однако принуждение потребителей к приобретению страховых услуг не всегда является действенным методом для их продвижения. Чаще намерение потенциальных страхователей пользоваться услугами страховщиков продиктовано собственной оценкой степени угрозы каждого отдельного риска, а также потенциального ущерба, связанного с ним.

Формирование устойчивой национальной системы страхования поможет построить результативный механизм по предупреждению и противодействию, имеющимся и внезапно начавшимся опасностям и угрозам. Для этого нужно постановление следующих задач [19, с.35]:

  • укрепить стабильность и надежность страховщиков;
  • сформировать государственное регулирование и контроль за тарифной политикой страховщиков;
  • совершенствовать правовые основы деятельности участников страхового рынка;
  • формировать направления и подходы к реализации добровольных и обязательных видов страхования, также как вмененных видов с учетом региональных потребностей;
  • создать благоприятный налоговый режим с целью стимулирования формирования страховой отрасли;
  • совершенствовать качество отраслевого образования посредством перехода на двухуровневую систему вузовского образования.

Создание эффективной защиты имущественных интересов юридических и физических лиц способствует формированию по-настоящему устойчивой и надежной хозяйственной среды, что, в свою очередь, является базой дальнейшего экономического роста. Это понятно всем специалистам, но никак не решает проблему привлечения клиентов. Как убедить людей страховаться в добровольном порядке? Дальнейшие перспективы развития страхового рынка во многом зависят от решения именно этой задачи.

Главной предпосылкой заключения договора считается осознание рисков. В России значительная часть населения зачастую просто не воспринимает многие опасности, как заслуживающие дополнительных финансовых затрат. Многие люди не могут похвастаться даже одной добровольной страховкой, что уже говорить о тех, у кого имеется всесторонняя защита имущества и здоровья в виде нескольких полисов [24].

К числу факторов, влияющих на развитие страхового рынка, безусловно, относится уровень выплачиваемых возмещений. Чем выше он будет, тем большим становится «авторитет» страховки, как действительно эффективного способа борьбы с потенциальными рисками. Вариант, при котором стоимость услуги невысока, а размер выплат приличный, всегда как минимум заинтересует клиента.