Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Система государственной службы в Hоссийской Aедерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная позиция подтверждается решениями высших судов Российской Федерации.

Так, по делу о проверке конституционности положения части 2 статьи 10 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Камчатского края было вынесено постановление Конституционного Суда РФ от 15.11.2012 №26-П[14]. Поводом для обращения в Конституционный Суд РФ стало решение Камчатского краевого суда от 19.11.2010, в соответствии с которым отдельные положения Реестра должностей государственной гражданской службы Камчатского края были признаны недействующими, поскольку наименования, категории и группы должностей в соответствии с Реестром должностей Камчатского края не соответствовал наименованиям аналогичных категорий Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574).

Верховный Суд РФ в определении от 09.02.2011 оставил решение Камчатского краевого суда без изменения.

Конституционный Суд РФ, рассмотрев материалы дела, пришел к выводу о том, что в действующем законодательстве отсутствуют положения, конкретизирующие порядок использования Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы для целей определения содержания реестров должностей государственной гражданской службы субъектов РФ, с учетом системы и структуры органов государственной власти конкретного субъекта РФ. Таким образом, отсутствие достаточных норм федерального законодательства не должно ограничивать субъекты РФ в возможности реализовывать свои полномочия в вопросах регулирования государственной службы субъекта РФ.

Схожее решение, но в части вопросов, которые находятся за пределами ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ принято Верховным судом РФ в отношении постановления правительства Хабаровского края от 24.12.2012 № 460-пр «Об утверждении плана проведения ротации государственных гражданских служащих Хабаровского края»[15].

Военная служба имеет особый статус в системе государственной службы РФ, что напрямую связано со статусом Вооруженных Сил РФ и стоящими перед ними задачами. Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ (п. 1 ст. 10 Закона «Об обороне»[16]). Основной задачей Вооруженных Сил РФ является реализация функции государства по обеспечению целостности и неприкосновенности своей территории (ст. 4 ч. 3 Конституции РФ) путем отражения агрессии, направленной против Российской Федерации (п. 2 ст. 10 Закона «Об обороне»).


Реализация конкретных задач, стоящих перед Вооруженными Силами осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами РФ, а основное направление развития Вооруженных сил определяется Стратегией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ на период до 2020 года[17].

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О системе государственной службы в РФ» военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях иорганах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Закон «О воинской обязанности и военной службе»[18], в соответствии с которым осуществляется правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, конкретизирует понятие «других войск», в которые включаются: внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования, силы МЧС, разведка, органы ФСБ, и другие воинские подразделения. Военная служба доступна также для лиц, не являющихся гражданами РФ. Однако в этом случае место службы ограничивается Вооруженными Силами РФ и воинскими формированиями.

Характерной чертой военной службы является то, что её несение обеспечивается не только правом равного доступа граждан к государственной службе (ст. 32 ч. 4 Конституции РФ), но и обязанностью гражданина РФ по защите Отечества (ст. 59 ч. 1 Конституции РФ). «Обязательная» часть военной службы осуществляется гражданами по призыву, добровольная – на контрактной основе. На военную службу призываются лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, постоянно проживающие на территории имеющими гражданство РФ, за исключением освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе» и отбывающих наказание в виде лишения свободы. Женщины могут проходить военную службу в добровольном порядке.

Для военнослужащих обязательным является присвоение воинских званий, сложившихся исторически, и принципиально отличающихся от наименований должностей гражданской службы. Звания отличаются в зависимости от родов войск.


В нормативно-правовых актах, регулирующих поступление на военную службу и её прохождения, не закреплены какие-либо дополнительные принципы военной службы по сравнению с принципами государственной службы. Однако очевидно, что для военной службы характерны определенные черты, которые определяют её принципиальное отличие об общегражданских служб. Среди них: сочетание добровольного и обязательственного начала военной службы, жесткая иерархия, беспрекословное выполнение приказов непосредственных и прямых командиров и ряд других, которые требуют своего закрепления в нормативно-правовых актах о военной службе.

До 01 января 2016 года данный вид государственной службы назывался «правоохранительной службой», в которую входили органы и учреждения, осуществляющие деятельность по борьбе с преступностью, обеспечению законности и правопорядка. В настоящее время данное положение утратило силу, поэтому вопрос отнесения правоохранительных органов к системе государственной службы РФ остается спорным. Вместе с тем, служба в правоохранительных органах содержит все признаки государственной службы, а сами служащие в законах о несении конкретного вида службы обозначены как «государственные служащие».

В качестве примера предлагаю рассмотреть такое «иной» вид государственной службы как служба в Следственном комитете РФ. Этот вид службы регулируется законом «О Следственном комитете Российской Федерации»[19].

В соответствии с п. 1 ст. 1 названного закона Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства, и находится в прямом подчинении Президента РФ.

Следственный комитет РФ выделен из структуры прокуратуры РФ в 2011 году. Поскольку в полномочия Следственного комитета РФ входит расследование тяжких и особо тяжких преступлений (убийства, изнасилования, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, похищения людей), а также преступлений, совершенных лицами с особым правовым статусом (сотрудники правоохранительных органов, судьи, адвокаты, депутаты различных уровней, должностные лица), формирование такой структуры под началом Президента РФ обосновывается усилением политики РФ в сфере борьбы с коррупцией. Поскольку расследование уголовных преступлений, совершенных военнослужащими в период прохождения ими военной службы, традиционно для России осуществляется специализированными структурами, в системе следственного комитета выделяются военные следственные управления и военные следственные отделы.


Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой (п 1 ст. 15 Закона «О следственной комитете РФ»), следовательно, сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими.

Особого внимания заслуживают требования, предъявляемые к гражданам РФ, принимаемым на службу в Следственный комитет (ст. 16 Закона «О следственной комитете РФ»). Это требование к наличию высшего образования (юридического) и профессиональным качествам, что соответствует аналогичным требованиям при поступлении на государственную гражданскую службу. Требование к состоянию здоровья роднит службу в Следственном комитете с военной службой. Однако последнее требование является абсолютно уникальным в системе государственной службы РФ, и, пожалуй, российского законодательства в целом. Это требование к наличию «необходимых моральных качеств», которое не предъявляется даже к судьям Российской Федерации. Несмотря на то, что «моральные качества» не являются правовой категорией, их наличие в названном законе говорит о высоком уровне доверия Президента РФ к вновь созданной структуре, с одной стороны. А с другой – предвосхищает изменение политики РФ в области гражданской службы в направлении усиления таких моральных качеств гражданских служащих, как долг и ответственность, справедливость, непредвзятое отношение к окружающим, направленных на повышение эффективности деятельности органов государственной власти и повышению уровня доверия к ним среди граждан.

Сотрудникам следственного комитета присваиваются специальные звания (от младшего лейтенанта юстиции до генерала юстиции РФ), отличные от должностей гражданской службы РФ, что объясняется близостью правоохранительных органов к системе военной службы.

Таким образом, на примере Закона «О следственном комитете РФ» можно сделать вывод о том, что «государственная служба иных видов» распространяется в основном на службу в правоохранительных органах РФ. Однако изменение наименования статьи и исключение из Закона «О системе государственной службы в РФ» формулировки «правоохранительные органы» говорит о том, что, возможно, в ближайшее время этот вид государственной службы будет значительно изменен. Как вариант, система правоохранительных органов будет выведена из системы государственной службы РФ, или, напротив, расширена другими направлениями государственной службы, которые нельзя отнести к гражданской или военной службе.

Законом «О системе государственной службы РФ» предусмотрена возможность введения ограничений общегражданских прав и обязанностей государственного служащего по сравнению с гражданами РФ. Такие ограничения могут вводиться федеральным законом о виде государственной службы (п. 4 ст. 10 Закона «О системе государственной службы РФ»).


Обоснованность и признание законности таких ограничений можно проследить на примере Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 463-О-О[20]. Гражданин Ч.О. Болотаев обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение своих конституционных прав, предусмотренных ст. 7 ч. 2, ст. 15, ст. 19, ст.38 ч. 2 и ст. 39 ч. 1 Конституции РФ Положением о службе в органах внутренних дел, предусматривающем возможность предоставления отцу малолетнего ребенка отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 и 3 лет только в случаях, исключающих возможность осуществления ухода за ребенком его матерью.

Конституционный суд РФ в своем Определении об отказе в принятии жалобы к рассмотрению указал, что федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе в рамках своей дискреции устанавливать для них в части реализации ими гражданских прав и свобод как определенные ограничения, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования службы в органах внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Гражданин РФ, добровольно поступая на государственную службу, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус.

Предложенный к рассмотрению прецедент подтверждает не только частный случай возможности ограничения гражданских прав государственного служащего, но и утверждает приоритет специальных норм федерального законодательства о государственной службе над нормами трудового законодательства, законодательства о семье и социальной защите граждан, что еще раз подчеркивает особую роль института государственной службы в государственном механизме Российской Федерации.

ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ

Главным направлением реформирования государственной службы Российской Федерации должно быть приведение государственной службы в соответствие с потребностями дальнейшего демократического развития страны и функционирования рыночной экономики в России, создания со­временной политической системы, развития гражданского общества. Ре­зультат будет во многом зависеть от осознания имеющихся проблем в сфере государственного управления и государственной службы, формули­рования стратегических целей и тактических задач, а также от политиче­ской воли, решимости, настойчивости и умения преодолевать препятствия.