Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Система государственной службы в Hоссийской Aедерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возможно, что в менеджменте, особенно в торговле и обслуживании, допустимы проявления стихийности и спонтанности. В государственном же управлении, связанном с исторической судьбой объединенных в госу­дарство миллионов людей, спонтанность недопустима. Здесь должен дей­ствовать разум, основанный на достоверных знаниях, опыте и информа­ции.

Современный рационализм в государственной службе означает:

а) использование комплексного подхода в анализе и оценке управлен­ческих ситуаций, в исследовании и выборе вариантов управленческих ре­шений, в поисках и применении форм, методов и ресурсов их практиче­ского исполнения; в жизни всегда существует многообразие вариантов действия по одному и тому же вопросу, проблема состоит в умении найти лучший;

б) постоянное и упорное стремление к оптимизации всех элементов и взаимосвязей в субъекте и объекте государственного управления; нам пора осознать, что мы вступили в эпоху дефицита всех ресурсов и только их оптимальное использование способно поддержать благосостояние и надежный социально-экономический и духовный рост;

в) смешение акцента с материальных - природных - ресурсов на ре­сурсы, заложенные в человеческом потенциале: в способностях и талантах людей, в их образовании, умении качественно и продуктивно трудиться, в развитии и полном использовании их творческих способностей;

г) повышение требовательности и ответственности персонала госу­дарственных органов за результаты, последствия и эффективность их управленческих решений и действий.

Следовательно, в интересах государственного управления все преоб­разования в системе государственной службы необходимо вести с позиций формирования интеллектуального ядра в государственном аппарате, раци­ональности мышления и деятельности чиновников.

Серьезного внимания заслуживают основные тенденции в развитии государственной службы в современных зарубежных государствах:

а) ориентация на клиента и творчество профессионально подготов­ленных государственных служащих. Министерства и агентства должны четко определять круг клиентов, чтобы качественно оказывать им услуги. Чиновники старой школы, привыкшие прислушиваться к указаниям свер­ху, обязаны переучиваться либо уйти в отставку. Государственный слу­жащий новой формации несет полную ответственность за удовлетворение интересов клиентов (налогоплательщиков). Принцип краток: «Командуют клиенты»;

б) ориентация на конечный результат, а не на процесс. Это становится оценкой деятельности государственных органов и служащих;


в) приоритет при подборе кадров на государственную службу таких качеств, как инициативность, творчество, новаторство, интуиция и др.;

г) принцип рентабельности. Рачительно, экономно и бережливо ис­пользовать деньги налогоплательщиков. Максимально эффективно ис­пользовать деньги, отпущенные государству;

д) принцип демократизации и простоты управления. Государственная служба зависит от гражданского общества. Необходимо повысить опера­тивность управления, что связано с упрощением управленческих структур, процедур принятия решения, повышением самостоятельности оператив­ных единиц.

Новая модель государственной службы идет на смену модели рацио­нальной бюрократии М. Вебера (для нее характерны порядок, более или менее совершенная структура, подготовленные кадры, иерархичность и др.).

Для новой модели государственной службы характерны творчество, новаторство, эмоциональная атмосфера, духовность, синтез рационально­сти и вдохновения.

Одним из главных методов построения государственной службы в за­рубежных государствах является должностная классификация с четкими стандартами в отношении обязанностей должностных лиц и квалификаци­онных требований, выдвигаемых к ним. В соответствии с принципами «системы заслуг» (на них основывается идеология западных государ­ственных служб) обязательным условием занятия административных должностей (кроме «политических») является сдача соответствующих экзаменов и прохождение конкурса. Периодические аттестации, экзамены и конкурсы - неотъемлемый элемент карьеры западного чиновника.

Серьезное внимание в развитых зарубежных странах уделяется фор­мированию высшего слоя государственных служащих. В США, Велико­британии, Франции, Германии, Японии и других странах этот слой фор­мируется не за счет «естественного отбора» из всей массы чиновничества, а путем целенаправленного выращивания кадров чиновников, предназна­ченных для вхождения в административно-политическую элиту.

Выпускники престижных учебных заведений (в Великобритании - Оксфордского и Кембриджского университетов; во Франции - Школы национальной администрации (ЭНА); в Италии - Института государ­ственного управления; в США - Гарвардского университета, Йельского университета, Школы имени Дис.Кеннеди; в Японии - Токийского уни­верситета и т.д.) имеют почти стопроцентную гарантию войти в высшие слои чиновничества.

В обучении этих выпускников элитных вузов основной акцент дела­ется не на специальные теоретические знания, а на приобретение навыков управления большими организациями. Так, например, обучение в акаде­мии управления в Баден-Вюртемберге (ФРГ) носит преимущественно практическую направленность. Модель учебного процесса включает сле­дующие циклы: 3 месяца - основной курс в академии, 3 месяца - произ­водственная практика, 4 месяца - углубленный курс в академии, 1 месяц - каникулы, 3 месяца - практика за рубежом, 1 месяц - обмен опытом и обобщение результатов учебной и практической работы слушателей.


По мнению специалистов, в настоящее время необходимо принятие государственной программы в сфере государственной службы, которая, в конечном счете обеспечит:

создание единой целостной системы государственной службы Рос­сийской Федерации с учетом социально-политических, экономических, культурных и национальных особенностей страны;

кардинальное повышение эффективности государственной службы в интересах укрепления государственности, развития гражданского обще­ства и обеспечения достойного уровня жизни каждого гражданина страны;

формирование высокопрофессионального штата государственных служащих, владеющих современными управленческими и информацион­ными технологиями;

создание современной системы управления государственной службой Российской Федерации.

Основными направлениями развития государственной службы Рос­сийской Федерации являются:

а) формирование системы управления государственной службой на основе современных принципов управления персоналом;

б) формирование детализированной системы квалификационных тре­бований к претендентам на замещение должностей службы и государ­ственным служащим, ориентированной на эффективное осуществление функций государственных органов;

в) повышение качества отбора граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы;

г) развитие комплексной оценки государственных служащих;

д) обеспечение непрерывного профессионального развития служащих;

е) повышение престижа государственной службы, совершенствование системы мотивации служащих;

ж) дальнейшее внедрение антикоррупционных мер и применение кадровых технологий противодействия коррупции на службе;

з) расширение информационной открытости службы и общественного участия, в том числе с использованием информационно-коммуника­ционных технологий.

Новые подходы, которые реализуются в ходе реформирования госу­дарственной службы, должны обеспечить приведение системы государственной службы в соответствие со сложившимися социально-поли­тическими, экономическими, культурно-историческими условиями и меж­дународно-правовой практикой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы были исследованы нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере государственной службы РФ, судебная практика, учебная и специальная литература.


Первый вывод, который следует из изученного материала - государственная служба в Российской Федерации находится в стадии активного реформирования, и проявляется это во всех её областях.

Основной проблемой исполнительной власти в РФ в течение всего периода её существование была коррупция чиновников. Борьба с коррупцией стала одним из направлений реформирования государственной службы в 2002-2013 года. Однако уже в середине этого периода выяснилось, что принятых (преимущественно карательных) мер недостаточно, а их усиление не только не дает нужного эффекта, но и приводит к невозможности органам власти исполнять возложенные на них полномочия, а также к непомерному росту расходов на контрольные мероприятия (в настоящее время количество работников контролирующих органов в России превышает суммарное количество учителей и врачей). Тогда Правительство РФ пришло к закономерному выводу о том, что оптимальным методом контроля за деятельностью органов власти может стать контроль гражданского общества. В рамках изменения политики органов государственной власти в Российской Федерации в настоящее время в РФ реализуются Концепция электронного правительства, Концепция открытого правительства[21], выстраивание системы государственных закупок через открытые торги и аукционы[22], и ряд других мер, направленных на максимально полное информирование населения о деятельности органов государственной власти, и предоставление возможности получения обратной связи.

Меры, направленные на повышение эффективности, предпринимаются и в сфере военной службы и в правоохранительных органах.

Второй вывод следует из материалов судебной практики, в том числе примеров, не использованных непосредственно в работе.

Все изученные мною материалы можно условно разделить на две группы. В первую войдут судебные дела, связанные с полномочиями органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, в том числе дела об оспаривание нормативно-правовых актов субъектов РФ по основанию их несоответствия федеральному законодательству. В этих вопросах позиция суда достаточно категорична: если нормативно-правовой акт субъекта РФ принят по вопросам совместного ведения РФ и субъекта РФ, то приоритетными станут нормы федерального законодательства. По вопросам, не входящим в исключительную компетенция РФ, либо полномочиям РФ по вопросам совместного ведения, а также в том случае, если вопрос входит в полномочия РФ по вопросам совместного ведения, но на момент рассмотрения дела не урегулирован нормами федерального законодательства, субъект РФ признается обладающим всей полнотой власти, и принятие им нормативно-правовые акты оставляются в силе.


Вторую группу дел составляют жалобы физических лиц на нарушение своих прав положениями федерального законодательства или законодательства субъекта РФ о государственной службе. Это вопросы увольнения, учета стажа, пенсионного обеспечения, обеспечения жильем, и прочие. Разрешаются они исходя из фактических обстоятельств дела. Примеров того, чтобы норма федерального законодательства была признана недействующей в результате такой жалобы, мною не обнаружено.

Хотелось бы отметить определенную «узость» вопросов, заявленных как предмет судебного разбирательства. В одной стороны, это объясняется недостаточным объемом практического материала, а с другой – спецификой государственной службы, определенная «кастовость» и иерархичность которой не позволяет выносить спорные положения на оценку суда.

Также необходимо отметить, что в материалах судебной практики отсутствуют Постановления Пленумов Высших судов и выраженные позиции Высших судов, что также подтверждает вывод о том, что система государственной службы в России находится в стадии формирования.

Институт государственной службы является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную стабильность, внутреннюю и внешнюю безопасность государства, эффективную деятельность всех систем жизни общества. Институт государственной службы развивает вместе с обществом, реагируя на его потребности и стремления. В настоящее время основными направлениями развития государственной службы является повышение профессионального уровня государственных служащих, усиление их моральных качеств, направленных на служение обществу, открытость и подотчетность органов государственной власти обществу. Однако развитие системы государственной службы невозможно без развития таких областей как теоретические исследования, анализ и систематизация полученного материала, выработка и внедрения рекомендацию по совершенствованию деятельности государственной службы и органов государственной власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Следственном комитете Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  4. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  6. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  7. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  8. Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О воинской обязанности и военной службе» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  9. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) «Об обороне» // Информационно-правовая система «Гарант».
  10. Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».