Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Система государственной службы в Hоссийской Aедерации).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Нормативно-правовое регулирование системы государственной службы в Российской Федерации
1.2 Соотношение органов государственной власти и системы государственной службы
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Развитие системы государственной службы в Российской Федерации
2.2 Виды государственной службы в Российской Федерации
Возможно, что в менеджменте, особенно в торговле и обслуживании, допустимы проявления стихийности и спонтанности. В государственном же управлении, связанном с исторической судьбой объединенных в государство миллионов людей, спонтанность недопустима. Здесь должен действовать разум, основанный на достоверных знаниях, опыте и информации.
Современный рационализм в государственной службе означает:
а) использование комплексного подхода в анализе и оценке управленческих ситуаций, в исследовании и выборе вариантов управленческих решений, в поисках и применении форм, методов и ресурсов их практического исполнения; в жизни всегда существует многообразие вариантов действия по одному и тому же вопросу, проблема состоит в умении найти лучший;
б) постоянное и упорное стремление к оптимизации всех элементов и взаимосвязей в субъекте и объекте государственного управления; нам пора осознать, что мы вступили в эпоху дефицита всех ресурсов и только их оптимальное использование способно поддержать благосостояние и надежный социально-экономический и духовный рост;
в) смешение акцента с материальных - природных - ресурсов на ресурсы, заложенные в человеческом потенциале: в способностях и талантах людей, в их образовании, умении качественно и продуктивно трудиться, в развитии и полном использовании их творческих способностей;
г) повышение требовательности и ответственности персонала государственных органов за результаты, последствия и эффективность их управленческих решений и действий.
Следовательно, в интересах государственного управления все преобразования в системе государственной службы необходимо вести с позиций формирования интеллектуального ядра в государственном аппарате, рациональности мышления и деятельности чиновников.
Серьезного внимания заслуживают основные тенденции в развитии государственной службы в современных зарубежных государствах:
а) ориентация на клиента и творчество профессионально подготовленных государственных служащих. Министерства и агентства должны четко определять круг клиентов, чтобы качественно оказывать им услуги. Чиновники старой школы, привыкшие прислушиваться к указаниям сверху, обязаны переучиваться либо уйти в отставку. Государственный служащий новой формации несет полную ответственность за удовлетворение интересов клиентов (налогоплательщиков). Принцип краток: «Командуют клиенты»;
б) ориентация на конечный результат, а не на процесс. Это становится оценкой деятельности государственных органов и служащих;
в) приоритет при подборе кадров на государственную службу таких качеств, как инициативность, творчество, новаторство, интуиция и др.;
г) принцип рентабельности. Рачительно, экономно и бережливо использовать деньги налогоплательщиков. Максимально эффективно использовать деньги, отпущенные государству;
д) принцип демократизации и простоты управления. Государственная служба зависит от гражданского общества. Необходимо повысить оперативность управления, что связано с упрощением управленческих структур, процедур принятия решения, повышением самостоятельности оперативных единиц.
Новая модель государственной службы идет на смену модели рациональной бюрократии М. Вебера (для нее характерны порядок, более или менее совершенная структура, подготовленные кадры, иерархичность и др.).
Для новой модели государственной службы характерны творчество, новаторство, эмоциональная атмосфера, духовность, синтез рациональности и вдохновения.
Одним из главных методов построения государственной службы в зарубежных государствах является должностная классификация с четкими стандартами в отношении обязанностей должностных лиц и квалификационных требований, выдвигаемых к ним. В соответствии с принципами «системы заслуг» (на них основывается идеология западных государственных служб) обязательным условием занятия административных должностей (кроме «политических») является сдача соответствующих экзаменов и прохождение конкурса. Периодические аттестации, экзамены и конкурсы - неотъемлемый элемент карьеры западного чиновника.
Серьезное внимание в развитых зарубежных странах уделяется формированию высшего слоя государственных служащих. В США, Великобритании, Франции, Германии, Японии и других странах этот слой формируется не за счет «естественного отбора» из всей массы чиновничества, а путем целенаправленного выращивания кадров чиновников, предназначенных для вхождения в административно-политическую элиту.
Выпускники престижных учебных заведений (в Великобритании - Оксфордского и Кембриджского университетов; во Франции - Школы национальной администрации (ЭНА); в Италии - Института государственного управления; в США - Гарвардского университета, Йельского университета, Школы имени Дис.Кеннеди; в Японии - Токийского университета и т.д.) имеют почти стопроцентную гарантию войти в высшие слои чиновничества.
В обучении этих выпускников элитных вузов основной акцент делается не на специальные теоретические знания, а на приобретение навыков управления большими организациями. Так, например, обучение в академии управления в Баден-Вюртемберге (ФРГ) носит преимущественно практическую направленность. Модель учебного процесса включает следующие циклы: 3 месяца - основной курс в академии, 3 месяца - производственная практика, 4 месяца - углубленный курс в академии, 1 месяц - каникулы, 3 месяца - практика за рубежом, 1 месяц - обмен опытом и обобщение результатов учебной и практической работы слушателей.
По мнению специалистов, в настоящее время необходимо принятие государственной программы в сфере государственной службы, которая, в конечном счете обеспечит:
создание единой целостной системы государственной службы Российской Федерации с учетом социально-политических, экономических, культурных и национальных особенностей страны;
кардинальное повышение эффективности государственной службы в интересах укрепления государственности, развития гражданского общества и обеспечения достойного уровня жизни каждого гражданина страны;
формирование высокопрофессионального штата государственных служащих, владеющих современными управленческими и информационными технологиями;
создание современной системы управления государственной службой Российской Федерации.
Основными направлениями развития государственной службы Российской Федерации являются:
а) формирование системы управления государственной службой на основе современных принципов управления персоналом;
б) формирование детализированной системы квалификационных требований к претендентам на замещение должностей службы и государственным служащим, ориентированной на эффективное осуществление функций государственных органов;
в) повышение качества отбора граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы;
г) развитие комплексной оценки государственных служащих;
д) обеспечение непрерывного профессионального развития служащих;
е) повышение престижа государственной службы, совершенствование системы мотивации служащих;
ж) дальнейшее внедрение антикоррупционных мер и применение кадровых технологий противодействия коррупции на службе;
з) расширение информационной открытости службы и общественного участия, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Новые подходы, которые реализуются в ходе реформирования государственной службы, должны обеспечить приведение системы государственной службы в соответствие со сложившимися социально-политическими, экономическими, культурно-историческими условиями и международно-правовой практикой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы были исследованы нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере государственной службы РФ, судебная практика, учебная и специальная литература.
Первый вывод, который следует из изученного материала - государственная служба в Российской Федерации находится в стадии активного реформирования, и проявляется это во всех её областях.
Основной проблемой исполнительной власти в РФ в течение всего периода её существование была коррупция чиновников. Борьба с коррупцией стала одним из направлений реформирования государственной службы в 2002-2013 года. Однако уже в середине этого периода выяснилось, что принятых (преимущественно карательных) мер недостаточно, а их усиление не только не дает нужного эффекта, но и приводит к невозможности органам власти исполнять возложенные на них полномочия, а также к непомерному росту расходов на контрольные мероприятия (в настоящее время количество работников контролирующих органов в России превышает суммарное количество учителей и врачей). Тогда Правительство РФ пришло к закономерному выводу о том, что оптимальным методом контроля за деятельностью органов власти может стать контроль гражданского общества. В рамках изменения политики органов государственной власти в Российской Федерации в настоящее время в РФ реализуются Концепция электронного правительства, Концепция открытого правительства[21], выстраивание системы государственных закупок через открытые торги и аукционы[22], и ряд других мер, направленных на максимально полное информирование населения о деятельности органов государственной власти, и предоставление возможности получения обратной связи.
Меры, направленные на повышение эффективности, предпринимаются и в сфере военной службы и в правоохранительных органах.
Второй вывод следует из материалов судебной практики, в том числе примеров, не использованных непосредственно в работе.
Все изученные мною материалы можно условно разделить на две группы. В первую войдут судебные дела, связанные с полномочиями органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, в том числе дела об оспаривание нормативно-правовых актов субъектов РФ по основанию их несоответствия федеральному законодательству. В этих вопросах позиция суда достаточно категорична: если нормативно-правовой акт субъекта РФ принят по вопросам совместного ведения РФ и субъекта РФ, то приоритетными станут нормы федерального законодательства. По вопросам, не входящим в исключительную компетенция РФ, либо полномочиям РФ по вопросам совместного ведения, а также в том случае, если вопрос входит в полномочия РФ по вопросам совместного ведения, но на момент рассмотрения дела не урегулирован нормами федерального законодательства, субъект РФ признается обладающим всей полнотой власти, и принятие им нормативно-правовые акты оставляются в силе.
Вторую группу дел составляют жалобы физических лиц на нарушение своих прав положениями федерального законодательства или законодательства субъекта РФ о государственной службе. Это вопросы увольнения, учета стажа, пенсионного обеспечения, обеспечения жильем, и прочие. Разрешаются они исходя из фактических обстоятельств дела. Примеров того, чтобы норма федерального законодательства была признана недействующей в результате такой жалобы, мною не обнаружено.
Хотелось бы отметить определенную «узость» вопросов, заявленных как предмет судебного разбирательства. В одной стороны, это объясняется недостаточным объемом практического материала, а с другой – спецификой государственной службы, определенная «кастовость» и иерархичность которой не позволяет выносить спорные положения на оценку суда.
Также необходимо отметить, что в материалах судебной практики отсутствуют Постановления Пленумов Высших судов и выраженные позиции Высших судов, что также подтверждает вывод о том, что система государственной службы в России находится в стадии формирования.
Институт государственной службы является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную стабильность, внутреннюю и внешнюю безопасность государства, эффективную деятельность всех систем жизни общества. Институт государственной службы развивает вместе с обществом, реагируя на его потребности и стремления. В настоящее время основными направлениями развития государственной службы является повышение профессионального уровня государственных служащих, усиление их моральных качеств, направленных на служение обществу, открытость и подотчетность органов государственной власти обществу. Однако развитие системы государственной службы невозможно без развития таких областей как теоретические исследования, анализ и систематизация полученного материала, выработка и внедрения рекомендацию по совершенствованию деятельности государственной службы и органов государственной власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Следственном комитете Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О воинской обязанности и военной службе» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) «Об обороне» // Информационно-правовая система «Гарант».
- Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».