Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Система государственной службы в Hоссийской Aедерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно теории, государство – это политико-правовая форма организации общественной жизни, основная задача которой – служить средством управления общественными процессами[1]. Однако государство по своей физической природе является коллективным социальным образованием, не обладающим собственной волей, и само по себе управлять ничем не может. Свои функции государство осуществляет через особый государственный механизм – систему органов власти. На данном этапе развития российского общества эта система разделена на три ветви: законодательную (политическую), в задачу которой входит формирование правового поля и политической воли государства; исполнительную, чья роль заключается в непосредственной реализации политической воли государства в рамках заданного правового поля; и судебную, цель которой – служить механизмом, стабилизирующим законодательную и исполнительную ветви власти, с одной стороны, и удерживать государство и индивида (гражданина) в рамках действующего правового поля, с другой.

Исполнительная ветвь власти реализует свои полномочия, в основном, через институт государственной службы. В интересах как государства, так и общества, и отдельного индивида сделать так, чтобы этот институт максимально эффективно выполнял свои задачи, поскольку именно от этого в значительной степени зависит политическая и экономическая стабильность общества, положение Российского государства на мировой арене, и в конечном итоге, благополучие его граждан.

Однако в настоящее время работа государственных структур вызывает множество нареканий, что подтверждается, в частности, индексом одобрения населением деятельности органов власти. Индекс одобрения деятельности Правительства РФ за последние годы не превышал показателя в 25% (для сравнения – одобрение деятельности Президента составляет 70%)[2].

Актуальность темы исследования определяется ролью государственной службы в функционировании государственного механизма и в исполнении государством стоящих перед ним задач в целом.

Целью работы является изучение особенностей системы государственной службы в рамках конституционного права России, а также выявление взаимосвязи деятельности органов государственной власти и функционирования системы государственной службы.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.Изучить нормативно-правовое регулирование государственной службы в РФ.


2.Изучить систему государственной службы РФ.

3.Выделить основные проблемы, стоящие перед институтом государственной службы в РФ.

Объектом исследования в рамках настоящей работы являются общественные отношение, складывающиеся в процессе формирования и функционирования государственной службы в Российской Федерации.

Предмет исследования – конституционно-правовые и смежные с ними аспекты формирования и функционирования государственной службы в Российской Федерации.

В курсовой работе использована учебная литература по дисциплине «Конституционное право России», научные работы по теме исследования, нормативно-правовые акты: Конституция РФ и Федеральные Законы РФ, материалы судебной практики.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Нормативно-правовое регулирование системы государственной службы в Российской Федерации

Важнейшим нормативно-правовым актом, имеющим верховенство на всей территории Российской Федерации, является Конституция Российской Федерации[3] (ст. 4 ч. 2 Конституции РФ). Одна из основных ролей Конституции – учредительная, т.е. Конституция закрепляет наиболее фундаментальные устои общества и государства, его исходные принципы и институты[4], в том числе, принципы и формы, определяющие функционирование органов государственной власти, которые по своей природе тесно связаны с системой государственной службы, а также относит федеральную государственную службу к предметам ведения Российской Федерации (ст. 71 п. «т» Конституции РФ). Конституция закрепляет и ряд принципов государственной службы.

Дальнейшее развитие положения о системе государственной службы получили в принятом в 2003 году Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации»[5]. Целью данного Федерального закона является:


-определение правовых основ системы государственной службы РФ;

-определение организационных основ системы государственной службы РФ;

-установление системы управления государственной службой РФ.

Закон содержит такие базовые понятия как «государственная служба РФ», «федеральная государственная служба», «государственная гражданская служба», «военная служба», «государственные служащие», и является основанием для принятия последующих нормативно-правовых актов.

Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[6] регулирует отношения в сфере государственной гражданской службы, определяет ее правовые, организационные и финансово-экономические основы. В развитие этого закона принят целый пакет документов, например, Указ Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской»[7]. Указ устанавливает правила присвоения классных чинов федеральным государственным служащим и соотношение классных чинов различных видов государственной службы.

Отдельные федеральные законы определяют особенности и порядок прохождения государственной гражданской службы в различных министерствах и ведомствах, а подзаконных нормативно-правовые акты регулируют положение государственного служащего с учетом особенностей конкретного ведомства.

Федеральный закон «О системе государственной службы в РФ» относит к государственной службе военную службу и государственную службу иных видов.

Система, организация, порядок поступления и прохождения военной службы регулируется Законом «О воинской обязанности и военной службе»[8].

Также приняты федеральные законы в отношении отдельных видов государственной службы, которая не подпадает под определение «государственная гражданская» или «военная» служба. Например, Закон «О Следственном комитете Российской Федерации»[9], Закон «О полиции»[10], и т.д.

Поскольку Конституция РФ декларирует единство системы исполнительной власти в РФ, к нормативно-правовым актам, регулирующим систему государственной службы РФ можно отнести Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[11], который является базовым по отношению к нормативно-правовым актам субъектов РФ об органах государственной власти субъектов РФ и о государственной гражданской службе субъектов РФ.


На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере государственной службы в Российской Федерации представляют собой огромный массив данных от Конституции и Федеральных законов, законов субъектов РФ, и до положений/приказов/кодексов отдельных министерств и ведомств как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов РФ.

1.2 Соотношение органов государственной власти и системы государственной службы

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. При этом, власть может осуществляться народом как непосредственно (в форме участия в выборах, референдумах, сходах граждан, публичных слушаниях, собраниях и конференциях граждан; правотворческой инициативы граждан, выборы представительных органов государственной власти, обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, отзыв депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, и др.), так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Конституция РФ в ст. 10 закрепляет принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, декларируя их самостоятельность (независимость друг от друга). В ст. 5 Конституции РФ в развитие принципа федерализма также фиксируется принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В рамках вопросов ведения Российской Федерации устанавливается система и формируется вертикаль федеральных органов власти (ст. 71 п. «г» Конституции РФ) от центральных до территориальных органов (право создавать территориальные органы федеральных органов исполнительной власти закреплено ст.78 ч. 1 Конституции РФ).По вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ сторонами устанавливаются общие принципы организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 72 п. «н» Конституции РФ), а также единая система исполнительной власти (ст. 77 ч. 2 Конституции РФ), которая в части федеральных органов формируется Российской Федерацией, а в части субъектов РФ – непосредственно субъектами, но в рамках установленной системы. От имени Российской Федерации исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции РФ). Органы, осуществляющие исполнительную власть от имени субъекта РФ, определяются субъектами РФ с ограничениями, установленными Конституцией РФ и федеральными законами.


Таким образом, Конституция РФ учреждает стройную и согласованную систему органов государственной власти, и содержит достаточный объем прав и обязанностей, а также принципов, на основе которых должны формироваться, и которым должны следовать в своей деятельности указанные органы.

Анализируя положения Конституции РФ, можно сделать вывод о том, что органы государственной власти – это форма реализации власти в Российской Федерации, часть государственного механизма, обладающая следующими признаками: органы относятся к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной); формируются Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации; подчиняются заложенным Конституцией РФ, Федеральными законами и законами субъектов РФ формам и принципам.

Несколько в отрыве от положений Конституции об органах государственной власти стоят положения о государственной службе. Их в Конституции РФ всего три:

-ст. 32 ч. 4: Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе;

-ст. 71 п. «т»: В ведении Российской Федерации находится … федеральная государственная служба;

-ст. 97 п. 3: Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе.

Понятие государственной службы и её взаимосвязи с органами государственной власти в Конституции РФ не дается. Такой подход позволяет предположить, что на момент принятия Конституции РФ в 1991 году не было четкого понимания системы государственной службы и её роли в функционировании государственного механизма.

Государственная служба определяется Федеральным законом «О системе государственной службы в РФ» как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий … органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (ст. 1 Закона).

На основании изложенного можно выдвинуть гипотезу о том, что органы государственной власти – это организационно-правовая форма государственного механизма, а государственная служба (в лице государственных служащих) – это его содержание.

ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ