Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Основные проблемы налоговой политики РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многовековая построения налоговых в странах развитой рыночной выработала определенные , за пределами невозможна эффективная деятельность. Мировой налогообложения показывает, изъятия у до 30 – 40 % дохода – черта, за которой начинается сокращения сбережений тем самым в экономику. же ставки и их достигают такого , что у изымается более 40–50% доходов, то полностью ликвидирует к предпринимательской и расширению .[26]

Иными словами, налоговая система обеспечивать разумные государства, изымая налогоплательщика не 30% его доходов. , из этого есть исключения, только лишь правильность установленного .

Налоговая система стран в Швеции, построена образом, что отдает в казну 50 % и своего дохода, это не его стимулы развитию производства. в этом , поскольку в странах государства счет налогов многие задачи и социального , которые в других стран вынужден решать счет доходов, у него уплаты всех налогов.[27]

Так баланс интересов данном случае же сохраняется. этом необходимо иметь в , что показатель изъятия, определяемый целом по системе, страдает серьезным недостатком, в том, он определяет налогового гнета статистического налогоплательщика, учитывая индивидуальных конкретного налогоплательщика. вместе с , этот показатель , так как устанавливает государство оно должно этот средний .

Действительно, в государстве функционируют тысяч предприятий, между собой только по деятельности, но по ряду признаков, которые будут влиять формирование их базы и, , на размер налогов. Это структура их производства и , связанных с дохода, и оборота капитала, различная фондоёмкость наукоёмкость производства, уровень их и многое . Учитывать все при формировании системы необходимо, крайне сложно. здесь-то должен использоваться отношения суммы в стране к валовому продукту. Без невозможно определить черту, за которой государство, ли перечень , изменяя ли ставки и налоговые льготы, имеет право . При этом должно постоянно этот показатель, его к налогоплательщику.[28]

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что налог представляет собой обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.


Изучив теоретические аспекты налогов и налогообложения, следует перейти к изучению особенности российской налоговой системы.

2. Налоговая система Российской Федерации

2.1. Анализ налоговой системы Российской Федерации

В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. Понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением. Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах. [29]

Налоговую систему любой страны можно характеризовать с помощью таких общепринятых показателей, как:

  1. полная ставка налогообложения (ПСН);
  2. налоговая нагрузка;
  3. соотношение между прямыми и косвенными налогами;
  4. соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли.

Одними из принципов налогообложения являются:

  1. принцип подвижности (эластичности). Суть его в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;
  2. принцип стабильности. Он предполагает постоянство налоговой системы, что важно для субъектов налоговых отношений. Нестабильность налогов, постоянный пересмотр «правил игры», несомненно, играет отрицательную роль, усложняет ведение предпринимательской деятельности.[30]

Со времени введения в действие части первой (с 1999 г.), части второй НК РФ (с 2001 г.) принято множество изменений.

Рис.3. Динамика количества изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации [31]

Из приведенных данных следует, что в период с 1999 г. по настоящее время ежегодно в среднем вносились изменения около 30 раз. В большей степени изменения касались второй части Налогового кодекса Российской Федерации.


Внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения усложняли применение законодательства. Вместе с тем они улучшили мировой рейтинг российской налоговой системы. Так, по данным отчета консалтинговой компании РWС о рейтинге мировых налоговых систем Россия в 2012 г. занимала 102 место, в 2016 г. – 47 место. Можно отметить, что в рейтинге стран с наиболее щадящей налоговой системой на первом месте находятся ОАЭ (налоговая нагрузка – 15,9%, время на уплату налогов – 12 часов, количество платежей – 4), на втором и третьем местах – Катар и Саудовская Аравия, Россия – на 47 месте (налоговая нагрузка – 47%, время на уплату налогов – 168 часов).[32]

Расчетный уровень налоговой нагрузки на российскую экономику сопоставим с аналогичными показателями по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). К примеру, в Австрии он составляет 43%, Бельгии – 44,6%, Венгрии – 38%, Франции – 42,5%. В среднем по ОЭСР размер «налогового пресса» составляет 34,4%.[33]

Показатель общей налоговой ставки является свидетельством улучшения налогового законодательства в стране. Этот показатель, разработанный Международным центром сравнительных исследований проблем налогообложения, предназначен для измерения налоговой нагрузки, рассчитывается как отношение общей суммы налоговых платежей к величине добавленной стоимости, произведенной в обществе в процессе производства и реализации товаров, работ и услуг. Расчеты Международного центра показывают, что размер показателя налоговой ставки в России почти за все годы после введения налоговой системы превышает уровень «налоговой ловушки» – 40%, когда инвестирование становится невыгодным, и колеблется в пределах от 50 до 60%, что на 15-16 пунктов выше, чем в экономически развитых странах.

На рисунке 4 представлена динамика реальных доходов населения и ВВП Российской Федерации.

Рис.4. Динамика реальных доходов населения и ВВП Российской Федерации [34]

Действующая система обложения доходов физических лиц приводит к резкой дифференциации населения по уровню заработной платы. При средней ежемесячной заработной плате за 2015 год в целом по России в сумме 34030 руб. в Приволжском Федеральном округе она составляет 25362 руб., в том числе в Чувашской Республике 21369 руб., в республике Татарстан – 29147 руб.

Вариация доходов проявляется и в распределении населения по величине доходов. Так, население Чувашской Республики в 2015 году по величине среднедушевых денежных доходов можно характеризовать следующим образом: с доходами до 10 000 руб. в месяц – 26,6%; до 15 000 руб. – 23,4%; до 25 000 руб. – 28,5%; свыше 35 000 руб. – 9,5%.


Численность занятых в экономике по величине среднедушевых доходов в РФ в 2015 г. имело следующее распределение: с доходами до 12000 руб. в месяц – 20,2%; свыше 40 000 руб. – 23,0%. По данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России за 1 квартал 2016 г. составила 22,7 млн чел., или 15,7% всего населения, что говорит о существенной вариации населения и высоком уровне бедности.

В 2016 г., по данным Росстата, на 10% самых обеспеченных российских домохозяйств приходится 89% всех семейных активов. Для сравнения, в Китае 10% самых богатых домохозяйств владеют 73% активов, в США – 78%. При этом 28 млн россиян живут за чертой бедности, размер их активов не превышает скромной суммы в 248 долл. По численности бедных граждан Россия находится между Индонезией (30 млн) и Эфиопией (27 млн).

На 2017 год база для исчисления страховых взносов в ПФР – 22% с заработной платы до 876 тыс. руб., сверх нее – 10% не работает. В 2016 году из всей суммы страховых взносов, поступивших в ПФР (7 528 833 млн руб.), на страховые взносы, уплачиваемые работодателями, приходится лишь 53,9% (4 060 350 млн руб.), недостающие средства (3 468 450 млн руб.) перечислялись в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

На рисунке 5 представлена динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета РФ.

Рис.5. Динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета Российской Федерации[35]

Сокращение поступлений, администрируемых Федеральной таможенной службой России, в доход федерального бюджета, вызвано снижением в первую очередь доходов от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не только в структуре ВВП, но и в абсолютном выражении. Доходы от ВЭД составили: в 2014 г. – 5463,4 млрд руб.; в 2015 г. – 3295,3 млрд руб., в 2016 г. – 2606,0 млрд руб., то есть наблюдается уменьшение этого показателя более чем в два раза. Поступления таможенных пошлин в 2015-2016 гг. значительно сократились, что связано с падением цен на нефть и снижением объемов импорта. Кроме того, таможенные поступления уменьшились из-за снижения с начала 2015 г. предельных ставок вывозных таможенных пошлин на нефть до 42% в 2015 г. против 59% в 2014 г. Соотношение между налогами от внешней и внутренней торговли является одним из важных экономических показателей, характеризующий налоговую систему. Величина его в ОЭСР составляет 12:1, в России – 2:1.

В таблице 2 приведены поступления от основных доходных источников федерального бюджета за 2014-2016 гг.


Таблица 2 - Поступление основных доходных источников федерального бюджета за 2014-2016 гг., млрд руб.[36]

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

млрд руб

%

млрд руб

%

млрд руб

%

Всего доходов

7921,2

100,0

8590,5

100,0

8639,3

100,0

Из них:

Налог на прибыль

411,3

5,2

491,4

5,7

491,0

5,7

НДС на товары, реализуемые в РФ

2181,4

27,6

2448,3

28,5

2657,4

30,8

Акцизы по товарам, производимым в РФ

520,8

6,6

527,9

6,1

632,2

7,3

НДС на товары, ввозимые в РФ

1750,2

22,1

1785,2

20,8

1913,6

22,1

Акцизы по товарам, ввозимым в РФ

71,5

0,9

59,4

0,7

62,1

0,7

НДПИ

2858

36,2

3160

36,8

2883,0

33,4

Продолжение таблицы 2

Регулярные платежи

26

0,3

22

0,2

-

-

Госпошлина

90

1,1

101

1,2

-

-

прочие

12

0,1

-

-

-

-

Кроме этого, доходы от ВЭД

5463,4

-

3295,3

-

2606,0

-

По данным таблицы 2 следует, что удельный вес косвенных налогов (НДС, акцизы) без таможенных пошлин увеличился с 57,2% в 2014 г. до 60,9% в 2016 г. При этом преобладает доля НДС на товары, реализуемые на территории РФ.