Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Основные проблемы налоговой политики РФ).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты системы
1.2. Основные и функции налоговых систем
1.3. Характеристика налоговой системы
2. Налоговая система Российской Федерации
2.1. Анализ налоговой системы Российской Федерации
2.2. Основные проблемы налоговой политики РФ
3. Направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Многовековая построения налоговых в странах развитой рыночной выработала определенные , за пределами невозможна эффективная деятельность. Мировой налогообложения показывает, изъятия у до 30 – 40 % дохода – черта, за которой начинается сокращения сбережений тем самым в экономику. же ставки и их достигают такого , что у изымается более 40–50% доходов, то полностью ликвидирует к предпринимательской и расширению .[26]
Иными словами, налоговая система обеспечивать разумные государства, изымая налогоплательщика не 30% его доходов. , из этого есть исключения, только лишь правильность установленного .
Налоговая система стран в Швеции, построена образом, что отдает в казну 50 % и своего дохода, это не его стимулы развитию производства. в этом , поскольку в странах государства счет налогов многие задачи и социального , которые в других стран вынужден решать счет доходов, у него уплаты всех налогов.[27]
Так баланс интересов данном случае же сохраняется. этом необходимо иметь в , что показатель изъятия, определяемый целом по системе, страдает серьезным недостатком, в том, он определяет налогового гнета статистического налогоплательщика, учитывая индивидуальных конкретного налогоплательщика. вместе с , этот показатель , так как устанавливает государство оно должно этот средний .
Действительно, в государстве функционируют тысяч предприятий, между собой только по деятельности, но по ряду признаков, которые будут влиять формирование их базы и, , на размер налогов. Это структура их производства и , связанных с дохода, и оборота капитала, различная фондоёмкость наукоёмкость производства, уровень их и многое . Учитывать все при формировании системы необходимо, крайне сложно. здесь-то должен использоваться отношения суммы в стране к валовому продукту. Без невозможно определить черту, за которой государство, ли перечень , изменяя ли ставки и налоговые льготы, имеет право . При этом должно постоянно этот показатель, его к налогоплательщику.[28]
Таким образом, подводя итог, следует отметить, что налог представляет собой обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
Изучив теоретические аспекты налогов и налогообложения, следует перейти к изучению особенности российской налоговой системы.
2. Налоговая система Российской Федерации
2.1. Анализ налоговой системы Российской Федерации
В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. Понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением. Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах. [29]
Налоговую систему любой страны можно характеризовать с помощью таких общепринятых показателей, как:
- полная ставка налогообложения (ПСН);
- налоговая нагрузка;
- соотношение между прямыми и косвенными налогами;
- соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли.
Одними из принципов налогообложения являются:
- принцип подвижности (эластичности). Суть его в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;
- принцип стабильности. Он предполагает постоянство налоговой системы, что важно для субъектов налоговых отношений. Нестабильность налогов, постоянный пересмотр «правил игры», несомненно, играет отрицательную роль, усложняет ведение предпринимательской деятельности.[30]
Со времени введения в действие части первой (с 1999 г.), части второй НК РФ (с 2001 г.) принято множество изменений.
Рис.3. Динамика количества изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации [31]
Из приведенных данных следует, что в период с 1999 г. по настоящее время ежегодно в среднем вносились изменения около 30 раз. В большей степени изменения касались второй части Налогового кодекса Российской Федерации.
Внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения усложняли применение законодательства. Вместе с тем они улучшили мировой рейтинг российской налоговой системы. Так, по данным отчета консалтинговой компании РWС о рейтинге мировых налоговых систем Россия в 2012 г. занимала 102 место, в 2016 г. – 47 место. Можно отметить, что в рейтинге стран с наиболее щадящей налоговой системой на первом месте находятся ОАЭ (налоговая нагрузка – 15,9%, время на уплату налогов – 12 часов, количество платежей – 4), на втором и третьем местах – Катар и Саудовская Аравия, Россия – на 47 месте (налоговая нагрузка – 47%, время на уплату налогов – 168 часов).[32]
Расчетный уровень налоговой нагрузки на российскую экономику сопоставим с аналогичными показателями по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). К примеру, в Австрии он составляет 43%, Бельгии – 44,6%, Венгрии – 38%, Франции – 42,5%. В среднем по ОЭСР размер «налогового пресса» составляет 34,4%.[33]
Показатель общей налоговой ставки является свидетельством улучшения налогового законодательства в стране. Этот показатель, разработанный Международным центром сравнительных исследований проблем налогообложения, предназначен для измерения налоговой нагрузки, рассчитывается как отношение общей суммы налоговых платежей к величине добавленной стоимости, произведенной в обществе в процессе производства и реализации товаров, работ и услуг. Расчеты Международного центра показывают, что размер показателя налоговой ставки в России почти за все годы после введения налоговой системы превышает уровень «налоговой ловушки» – 40%, когда инвестирование становится невыгодным, и колеблется в пределах от 50 до 60%, что на 15-16 пунктов выше, чем в экономически развитых странах.
На рисунке 4 представлена динамика реальных доходов населения и ВВП Российской Федерации.
Рис.4. Динамика реальных доходов населения и ВВП Российской Федерации [34]
Действующая система обложения доходов физических лиц приводит к резкой дифференциации населения по уровню заработной платы. При средней ежемесячной заработной плате за 2015 год в целом по России в сумме 34030 руб. в Приволжском Федеральном округе она составляет 25362 руб., в том числе в Чувашской Республике 21369 руб., в республике Татарстан – 29147 руб.
Вариация доходов проявляется и в распределении населения по величине доходов. Так, население Чувашской Республики в 2015 году по величине среднедушевых денежных доходов можно характеризовать следующим образом: с доходами до 10 000 руб. в месяц – 26,6%; до 15 000 руб. – 23,4%; до 25 000 руб. – 28,5%; свыше 35 000 руб. – 9,5%.
Численность занятых в экономике по величине среднедушевых доходов в РФ в 2015 г. имело следующее распределение: с доходами до 12000 руб. в месяц – 20,2%; свыше 40 000 руб. – 23,0%. По данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России за 1 квартал 2016 г. составила 22,7 млн чел., или 15,7% всего населения, что говорит о существенной вариации населения и высоком уровне бедности.
В 2016 г., по данным Росстата, на 10% самых обеспеченных российских домохозяйств приходится 89% всех семейных активов. Для сравнения, в Китае 10% самых богатых домохозяйств владеют 73% активов, в США – 78%. При этом 28 млн россиян живут за чертой бедности, размер их активов не превышает скромной суммы в 248 долл. По численности бедных граждан Россия находится между Индонезией (30 млн) и Эфиопией (27 млн).
На 2017 год база для исчисления страховых взносов в ПФР – 22% с заработной платы до 876 тыс. руб., сверх нее – 10% не работает. В 2016 году из всей суммы страховых взносов, поступивших в ПФР (7 528 833 млн руб.), на страховые взносы, уплачиваемые работодателями, приходится лишь 53,9% (4 060 350 млн руб.), недостающие средства (3 468 450 млн руб.) перечислялись в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
На рисунке 5 представлена динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета РФ.
Рис.5. Динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета Российской Федерации[35]
Сокращение поступлений, администрируемых Федеральной таможенной службой России, в доход федерального бюджета, вызвано снижением в первую очередь доходов от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не только в структуре ВВП, но и в абсолютном выражении. Доходы от ВЭД составили: в 2014 г. – 5463,4 млрд руб.; в 2015 г. – 3295,3 млрд руб., в 2016 г. – 2606,0 млрд руб., то есть наблюдается уменьшение этого показателя более чем в два раза. Поступления таможенных пошлин в 2015-2016 гг. значительно сократились, что связано с падением цен на нефть и снижением объемов импорта. Кроме того, таможенные поступления уменьшились из-за снижения с начала 2015 г. предельных ставок вывозных таможенных пошлин на нефть до 42% в 2015 г. против 59% в 2014 г. Соотношение между налогами от внешней и внутренней торговли является одним из важных экономических показателей, характеризующий налоговую систему. Величина его в ОЭСР составляет 12:1, в России – 2:1.
В таблице 2 приведены поступления от основных доходных источников федерального бюджета за 2014-2016 гг.
Таблица 2 - Поступление основных доходных источников федерального бюджета за 2014-2016 гг., млрд руб.[36]
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
млрд руб |
% |
млрд руб |
% |
млрд руб |
% |
|
Всего доходов |
7921,2 |
100,0 |
8590,5 |
100,0 |
8639,3 |
100,0 |
Из них: |
||||||
Налог на прибыль |
411,3 |
5,2 |
491,4 |
5,7 |
491,0 |
5,7 |
НДС на товары, реализуемые в РФ |
2181,4 |
27,6 |
2448,3 |
28,5 |
2657,4 |
30,8 |
Акцизы по товарам, производимым в РФ |
520,8 |
6,6 |
527,9 |
6,1 |
632,2 |
7,3 |
НДС на товары, ввозимые в РФ |
1750,2 |
22,1 |
1785,2 |
20,8 |
1913,6 |
22,1 |
Акцизы по товарам, ввозимым в РФ |
71,5 |
0,9 |
59,4 |
0,7 |
62,1 |
0,7 |
НДПИ |
2858 |
36,2 |
3160 |
36,8 |
2883,0 |
33,4 |
Продолжение таблицы 2
Регулярные платежи |
26 |
0,3 |
22 |
0,2 |
- |
- |
Госпошлина |
90 |
1,1 |
101 |
1,2 |
- |
- |
прочие |
12 |
0,1 |
- |
- |
- |
- |
Кроме этого, доходы от ВЭД |
5463,4 |
- |
3295,3 |
- |
2606,0 |
- |
По данным таблицы 2 следует, что удельный вес косвенных налогов (НДС, акцизы) без таможенных пошлин увеличился с 57,2% в 2014 г. до 60,9% в 2016 г. При этом преобладает доля НДС на товары, реализуемые на территории РФ.