Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Основные проблемы налоговой политики РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рисунке 6 представлены поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012-2016 гг.

Рис.6. Поступления налогов и сборов (в т.ч. НДС) в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012-2016 гг. [37]

Из рисунка 6 видно, что поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ по сравнению с предыдущими годами увеличиваются, причем поступления НДС растут опережающими темпами.

Косвенные налоги преобладают в структуре налоговых доходов федерального бюджета (НДС полностью закреплен за федеральным бюджетом), это является свидетельством о фискальной направленности налоговой системы.

Косвенные налоги являются прямыми надбавками к цене, поэтому:

  1. они могут стать фактором существенного снижения покупательского спроса;
  2. являются инструментом изъятия из сферы обращения массы денег, призваны для разрешения проблемы бюджетного дефицита и приводят в соответствие ценовую товарную массу и сумму денег в обращении.

При этом необходимо учитывать следующее:

  1. любое повышение ставок косвенных налогов требует увеличения денежной массы в обращении, что само по себе способствует росту инфляции;
  2. посредством таможенных пошлин на ввозимые в страну товары государство может проводить эффективную политику, ограничивая или расширяя экспорт иностранных товаров.

От соотношения долей прямых и косвенных налогов в налоговой системе государства зависит степень переложения налоговой нагрузки на конечного потребителя. Поэтому важным является определение пределов прямого и косвенного налогообложения.

В этой связи представляют интерес последние предложения Минэкономразвития России, предполагающие снижение налоговой нагрузки на бизнес путем снижения ставки страховых взносов с 30% до 20-22%, выпадающие доходы предлагается компенсировать за счет повышения ставки НДС с 18% до 21-22%, а также отмены льготной ставки НДС в размере 10%, применяемой к продуктам питания, лекарствам, товарам для детей.

Переложение нагрузки с производителя на потребителя решит сиюминутную проблему по покрытию дефицита бюджета, приведет в конечном итоге к росту цен, что снизит потребление, а в целом налоговая нагрузка увеличится на конечного потребителя (покупателя).


2.2. Основные проблемы налоговой политики РФ

Выбранная Правительством РФ налоговая система тормозит развитие рыночных отношений в стране. Как известно, налоги являются наиболее важным источником пополнения доходов государства. Также от их формирования зависит, насколько благополучно будет развиваться общество в стране и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности

Действующей налоговой системе России наравне с ее нестабильностью, присущи недостатки, среди которых можно выделить следующие:

1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что ослабляет действие стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.

2. Неоптимальная шкала ставок налога на доходы физических лиц, то есть разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3 (ставка НДФЛ 13%, по выигрышам – 35%). По этой причине налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а введение прогрессивной шкалы НДФЛ не предусматривается.

3. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (то есть большой доли «теневой» экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджет недополучает от 30% до 50% налогов. Особенно важное значение приобретает борьба за неучтенный в целях налогообложения наличный денежный оборот, доля которого, по разным оценкам, достигает 40% денежного оборота страны.

4. Неэффективность существующих льгот по налогам.

5. Несовершенство законодательства, противоречивость нормативной базы, наличие большого количества сомнений и неясностей, которые при наличии решений высших судебных инстанций Минфин России пытается в своих письмах трактовать в пользу фискальных органов (пример: стандартные вычеты на ребенка-инвалида).

6. Наличие множественности, двойственности налогообложения. Прямые налоги (транспортный, земельный и др.), страховые взносы, прибыль, налог на прибыль, личный прямой налог НДФЛ облагаются НДС. Чистая прибыль облагается налогом на прибыль, НДС, кроме того, дивиденды, выплачиваемые за счет чистой прибыли, вновь облагаются НДФЛ по ставке 13%.

7. Действующая налоговая система не выполняет свою основную функцию: не способствует нормальному функционированию экономики, экономическому развитию территорий. В бюджетах всех уровней преобладает дефицит бюджетов.

8. Действующая система налогообложения не стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства.


В структуре консолидированного бюджета РФ (с учетом государственных внебюджетных фондов) в 2016 г. налог на совокупный доход составил 388,5 млрд руб., что составляет 0,5% к ВВП и 1,4% общей сумме налоговых доходов.

9. Законодательство в сфере страховых взносов не обеспечивает выполнение внебюджетными фондами своих задач. Регрессивная шкала страховых взносов, целью которой было создание заинтересованности работодателя в повышении заработной платы, показала себя как неэффективная.

Среди неотмеченных выше недостатков, на устранение которых должно быть направлено дальнейшее совершенствование налоговой системы, можно выделить следующее:

  1. за федеральным бюджетом закреплены наиболее весомые эффективные налоги, в связи с чем в федеральном бюджете преобладают налоговые платежи, а в бюджетах субъектов РФ, особенно, в местных бюджетах – безвозмездные поступления;
  2. в доходах местных бюджетов нет налогов, исчисляемых с выручки (НДС, налог на прибыль), нет стимула к развитию собственной производственной, соответственно, налоговой базы. «Главной проблемой в сфере местных бюджетов сегодня является низкий уровень налоговых доходов в местных бюджетах. Основным источником муниципальных финансов остаются межбюджетные трансферты»;[38]
  3. добавленная стоимость создается повсеместно, а полностью поступает в федеральный бюджет;
  4. «В последнее время в налоговых отношениях введен принцип «один налог – один бюджет». В таком случае налог не выполняет свою распределительную функцию, эту функцию полностью берет на себя бюджетная система»;[39]
  5. НДФЛ, являясь федеральным, не поступает в федеральный бюджет, он должен поступать в местный бюджет по месту жительства и работы налогоплательщика – физического лица.

Таким образом, подводя итог аналитической главе курсовой работы, следует отметить, что вносимые в налоговое законодательство изменения улучшили место российской налоговой системы в мировом рейтинге. Это произошло в первую очередь за счет снижения количества налогов, уменьшения времени на ведение налогового учета. Однако общая налоговая ставка продолжат оставаться высокой (46-47 процентов). Основными недостатками российской налоговой системы, как показано во втором параграфе второй главы курсовой работы, являются: большое количество изменений, отсутствие системности, что усложняет практическое применение налогового законодательства налогоплательщиками, налоговое администрирование налоговыми органами; отсутствие стимулов для развития регионов и муниципальных образований, что связано с преобладанием в их бюджетах доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета; в бюджетной системе страны преобладает распределение (перераспределение) финансовых средств, выравнивание территорий с его помощью уровня бюджетной обеспеченности регионов; действующая налоговая система привела к резкой дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, а также населения по величине реальных доходов, увеличению удельного веса населения, имеющего реальные доходы ниже прожиточного минимума; выстроенная модель федеральных отношений с регионами является недостаточно эффективной для решения задач социального и экономического развития территорий.


Следовательно есть необходимость совершенствования налоговой системы России.

3. Направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации

Необходимость совершенствования налоговой политики Российской Федерации обоснована тем, что современное состояние российской экономики в условиях спада производства, кризисных явлений, санкций со стороны Запада, снижения цен на нефть требует поиска принципиально новых подходов к управлению ею. Как известно, среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на экономику, важное место занимают налоги.

Федеральный бюджет страны в основном формируется за счет налоговых платежей, что вызывает необходимость модернизации налоговой системы, способной создавать необходимые условия для успешного и эффективного развития экономики всей страны и отдельных территорий. В условиях рыночных отношений государство широко использует налогово-бюджетную политику в качестве основы финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. В этих условиях возрастает значение правильного и гармоничного построения системы налогообложения, способствующей эффективному функционированию всего народного хозяйства страны.

Несовершенство налоговой системы, нестабильность налогового законодательства являются одним из препятствующих развитию экономики факторов. Налоговая система страны призвана создавать благоприятные условия для повышения эффективности производства, устранения диспропорции в экономике, повышения роли малого и среднего предпринимательства в формировании доходов бюджетов, будет способствовать росту жизненного уровня населения. Вместе с тем налоговая система не может быть застывшей, она должна учитывать и своевременно реагировать на происходящие изменения.

Министерством финансов России реализуется проект основных мер в области налоговой политики в 2017 - 2019 годах.

В целях реализации Послания Президента РФ и антикризисных мер Правительства РФ планируется проведение ряда мер, направленных на стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса. Это в том числе: [40]

  1. освобождение от НДФЛ на срок до 31 декабря 2018 года доходов от деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, оказывающих некоторые виды услуг физическим лицам (например, уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми);
  2. предоставление права уменьшать суммы ЕНВД на расходы по приобретению ККТ, обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы;
  3. стимулирование разработки новых месторождений и рационального недропользования посредством введения новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения;
  4. освобождение от налогообложения купонного дохода по облигациям.

В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ предлагается: изменить существующее соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации; ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах.

В рамках совершенствования порядка налогообложения НДС предлагается реализовать механизм возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в РФ, а также внести изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на взимание начиная с 2018 - 2019 годов в Российской Федерации НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физическим лицам с использованием интернет-площадок.

В период 2017 - 2019 годов планируется значительное повышение ставок акцизов (в том числе увеличение в 2 раза ставок акциза в отношении вин (за исключением игристых вин (шампанских), фруктовых вин и пр.). В перечень подакцизных товаров предлагается включить "электронные сигареты" (системы доставки никотина одноразового использования). Ставки акциза на все виды табачной продукции, установленные на 2017 год, предполагается увеличить на 10 процентов, а ставки акцизов на 2018 и 2019 годы проиндексировать на 10 процентов к предыдущему году.

На автомобильный бензин класса 5 ставку акциза на 2017 год предлагается установить в размере 10 130 рублей за 1 тонну, на 2018 год - 10 637 рублей за 1 тонну, на 2019 год - 11 062 рубля за 1 тонну.

Предусматривается уточнение порядка налогообложения природных ресурсов (НДПИ). В том числе - увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль в период 2017 - 2019 гг. посредством уточнения порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти.

Прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, за собственниками земельных участков, на которых расположены указанные объекты.

Также рассматриваются меры, направленные на совершенствование налогового администрирования (в частности, планируется увеличение размера пени) и оптимизации действующих налоговых льгот.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что основные изменения, внесенные в налоговое законодательство за период со дня принятия Налогового кодекса Российской Федерации, усиливали фискальную функцию налогов, направленную на повышение поступлений в бюджет. Существующая налоговая система страны, несмотря на многочисленные изменения, требует серьезного реформирования, так как не выполняет возложенные на нее функции. С одной стороны, она должна обеспечивать достаточный для бюджета уровень сбора налогов, с другой стороны, налоговая система должна способствовать росту экономики.