Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Сравнительная оценка практики проведения промышленной политики разных стран).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы промышленной политики
1.1 Понятие и роль промышленной политики
1.2. Цели, принципы и типы промышленной политики
1.3. Инструменты промышленной политики
2. Сравнительная оценка практики проведения промышленной политики разных стран
2.1 Промышленная политика Японии
2.2 Промышленная политика стран ЕС
Таким образом, проведение антикризисного регулирования характеризуется различными направлениями воздействия на социально-экономические результаты. При этом, невозможно добиться успеха, по рассмотренным направлениям антикризисной программы без серьезной государственной поддержки науки. Динамика расходов на исследование и разработки за счет собственных средств предприятий частного сектора крайне мала и растет медленно. Поэтому приоритетное место в антикризисной программе приобретает инвестирование в научно-исследовательские разработки, что позволит повысить уровень науки и современной индустрии. Наряду с этим эффективная реализация антикризисных мер требует информационной открытости, выступающей неотъемлемым атрибутом инновационной экономики, основанной на демократическом участии общества в государственном управлении.
1.2. Цели, принципы и типы промышленной политики
1. Целями промышленной политики являются стабильное и инновационное развитие промышленности, достижение и поддержание высокой конкурентоспособности национальной экономики, импортозамещение и повышение конкурентоспособности промышленной продукции, производимой на территории Российской Федерации, на мировом рынке, а также обеспечение на этой основе безопасности Российской Федерации в экономической и технологической сферах.
2. Задачами промышленной политики являются:
1) содействие созданию или развитию промышленной инфраструктуры, а также инфраструктуры поддержки промышленной деятельности;
2) создание условий осуществления промышленной деятельности, конкурентных с условиями осуществления промышленной деятельности на территориях иностранных государств.
3. Основными принципами промышленной политики являются:
1) обусловленность применения мер стимулирования промышленной деятельности достижением целевых показателей и индикаторов, установленных документами стратегического планирования, принимаемыми в целях стимулирования промышленной деятельности;
2) координация мер стимулирования промышленной деятельности, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
3) стимулирование субъектов промышленной деятельности к внедрению результатов интеллектуальной деятельности и освоению производства промышленной продукции, не имеющей аналогов, производимых в Российской Федерации;
4) стимулирование субъектов промышленной деятельности к рациональному использованию материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов, повышению производительности труда, внедрению импортозамещающих и ресурсосберегающих технологий;
5) обеспечение информационной открытости при разработке и применении мер стимулирования промышленной деятельности с учетом интересов безопасности Российской Федерации;
6) участие представителей субъектов промышленной деятельности и некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов промышленной деятельности, в формировании и реализации промышленной политики;
7) повышение производительности труда в промышленности путем создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест;
8) обеспечение равного доступа субъектов промышленной деятельности к получению мер государственной поддержки промышленной деятельности в соответствии с условиями ее предоставления, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
9) выбор приоритетов и направлений развития промышленности на основе сбалансированности государственных интересов и интересов субъектов промышленной деятельности;
10) эффективное использование мер государственной поддержки субъектов промышленной деятельности, оценка эффективности использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и контроль за их целевым использованием;
11) согласованность федеральных и региональных интересов при решении вопросов функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса при приоритете федеральных интересов.
1.3. Инструменты промышленной политики
Неотъемлемым условием развития промышленной политики является постоянное согласование и создание связей между ее инструментами. Только единство реализации всех инструментов позволит создать конкурентоспособную инновационную экономику и занять достойное место на международном рынке.
Промышленная политика преследует иные цели, чем отраслевая. Если отраслевая политика преследует цель повышения народнохозяйственной эффективности отрасли и реализуется преимущественно через краткосрочные меры, то промышленная политика преследует цель повышения эффективности национальной экономики в целом, устраняя межотраслевые проблемы и обеспечивая прогрессивные изменения в структуре производства общественного продукта, что требует долгосрочного горизонта принятия решений.
В числе основных инструментов промышленной политики государства можно выделить следующие:
1) инструменты бюджетной политики: предоставление различного рода дотаций и кредитов из средств государственного бюджета, осуществление государственной инвестиционной политики в отдельных отраслях экономики с целью развития производственной базы, инфраструктурных объектов, формирования полюсов роста и т.д.
2) инструменты налоговой политики: введение различного режима налогообложения в зависимости от отрасли, предоставление льгот по налогообложению в приоритетных отраслях, ускоренный порядок амортизации. Применение различного режима налогообложения в разных отраслях и регионах может оказывать значительную стимулирующую функцию, изменяя издержки и отраслевую рентабельность производства, что, в свою очередь, оказывает влияние на отраслевую структуру инвестиций в основной капитал, перенаправляя инвестиции в приоритетные отрасли национальной экономики и увеличивая их конкурентоспособность.
3) инструменты денежно-кредитной политики, направленные на регулирование уровня монетизации экономики, объемов сбережений и кредитования в национальной экономике, а также на валютный курс национальной валюты: учетная ставка, операции на открытом рынке, норма
обязательного резервирования.
4) инструменты институциональной политики: совершенствование отношений собственности; стимулирование перехода предприятий на более эффективные формы организации бизнеса; смена отношений собственности приватизация и национализация; лицензирование; законодательное формирование и поддержка новых рыночных институтов, рыночной инфраструктуры.
5) инструменты внешнеэкономической политики: стимулирование экспорта (экспортные кредиты и гарантии, таможенные и налоговые льготы, субсидии), импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов), изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях и заключение таможенных союзов.
6) инструменты инвестиционной политики: создание благоприятного инвестиционного климата и содействие привлечению инвестиций в те отрасли, развитие которых является приоритетным для государства;
7) подготовка и переподготовка специалистов для приоритетных отраслей.
Таким образом, осуществление промышленной политики предполагает значительное вмешательство государства в функционирование экономической системы. Отсюда возникает вопрос об оправданности ее проведения, особенно в рамках господствующей в настоящее время либерально-рыночной экономической концепции (неоклассической теории) и оценке ее эффективности.
В рамках неоклассической теории промышленная политика рассматривается как неправомерное вмешательство государства в экономику, искажающее действие рыночных механизмов и препятствующее эффективному (оптимальному) распределению ресурсов. Согласно этой точки зрения, государство не в состоянии определить истинные точки роста, поэтому любые приоритеты государства в отношении секторов и отраслей будут вести к снижению общей экономической эффективности.
2. Сравнительная оценка практики проведения промышленной политики разных стран
2.1 Промышленная политика Японии
Среди различных направлений государственной политики в Японии промышленная политика занимает особое место. Это связано, во-первых, с тем, что ее объектом является наиболее крупная и динамичная сфера японской экономики, а, во-вторых, с тем, что именно здесь политика правительства отличается наибольшей комплексностью, последовательностью и целенаправленностью.
Сущность промышленной политики, на наш взгляд, наиболее удачно сформулирована японскими учеными К.Судзумура и М.Окуно-Фудзивара. Согласно их определению, промышленная политика представляет собой «совокупность государственных мер, предпринимаемых для перераспределения ресурсов между отраслями или для изменения организационно-предпринимательской структуры той или иной отрасли и имеющих целью усиление экономического могущества страны в том случае, когда рыночный конкурентный механизм оказывается неспособным обеспечить достижение этой цели»[1].
Исходя из этого определения, будет рассмотрено развитие промышленной политики в послевоенный период. Однако анализ этой проблемы необходимо предварить следующим принципиально важным замечанием. Речь идет о том, что имеют в виду под «неспособностью» рынка японские бюрократы и, в частности, чиновники министерства внешней торговли и промышленности (МВТП), вырабатывающие и осуществляющие промышленную политику.
Как видно из приведенного выше определения, промышленная политика вступает в силу тогда, когда рынок терпит провал. Однако, как показывает японская история, японским бюрократам присуще более широкое, чем на Западе толкование понятия «провал рынка». Если в западных странах это понятие характеризует в основном уже «состоявшиеся» негативные последствия экономического развития, то в Японии, помимо этого, имеются в виду также и возможные будущие «провалы», т.е. результаты, которые с точки зрения правительства не отвечают национальным интересам страны. Американский японовед Д.Окимото называет такой подход «превентивным» (в отличие от характерного для других стран преимущественно «реактивного» подхода), объясняя его возникновение в Японии целым рядом особенностей экономического и историко-культурного развития страны[2].
На этом, «расширительном» подходе японских бюрократов к трактовке понятия «провал рынка» по существу и основаны философия и практика японской промышленной политики, аналогов которой в западном мире не существует[3].
В своем послевоенном развитии японская промышленная политика прошла несколько этапов. Первый из них пришелся на 1946-1948 гг., когда была претворена в жизнь концепция «кэйся сэйсан хосики» («система приоритетных производств»). Основная ее идея состояла в том, чтобы путем придания некоего «толчка» развитию группы определенных отраслей постепенно вывести экономику из состояния хаоса и разрухи, в котором она пребывала в первые послевоенные годы. Сами же приоритетные производства выделялись, исходя из довольно простых логических соображений.
В то время основным энергоносителем являлся уголь, поэтому для восстановления экономики было признано критически важным наладить и расширить производство угля. Однако решение этой задачи в свою очередь упиралось в острую нехватку металла, необходимого для замены крайне изношенного оборудования и обветшавшей инфраструктуры шахт. В результате угледобыча и черная металлургия были выделены в группу наиболее приоритетных отраслей, пользовавшихся всемерной поддержкой правительства. В конце 1946 г. с санкции американской администрации в черную металлургию были направлены 80 тыс. т мазута для придания «толчка» развитию отрасли; в то же время почти весь произведенный металл пошел на переоборудование шахт, а добытый уголь вновь поступил в черную металлургию. Предполагалось, что итогом последующей «рециркуляции» ресурсов по этой схеме станет быстрое расширение производства угля и металла, что позволит затем все большую их часть направлять на восстановление других отраслей[4].
Наряду с угледобычей и черной металлургией в разряд наиболее приоритетных отраслей были выведены также производство удобрений и электроэнергетика, а в следующую по уровню приоритетности группу были включены добыча железной руды, нефтепереработка, производство асбеста, текстиля и красителей, а также морской транспорт[5].
С точки зрения методов осуществления «система приоритетных производств» мало чем отличалась от практики регулирования, сложившейся в военные годы. В обмен на первоочередное обеспечение сырьем, материалами, оборудованием, рабочей силой и финансовыми ресурсами предприятия приоритетных отраслей становились объектом жесткого административного контроля за производством и распределением продукции, использованием сырья и материалов, оборудования и рабочей силы и т.д.